Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сабралина А.Ж., преподаватель математики
Петропавловского строительно-экономического колледжа

Латинское слово activus переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения учащихся означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса. Этап активного изучения предмета на уроках представляет, по моему мнению, наибольший теоретический и практический интерес. Не секрет, что многие преподаватели вольно или невольно ограничивают или сковывают активную деятельность учащихся именно при объяснении нового материала. (А это в свою очередь затрудняет организацию их активной учебной работы на последующих этапах учебного процесса). Причиной тому, как правило, неумеренное использование репродуктивных методов обучения.

В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу, как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем за усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности учащихся, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приёмах, которые применяю чаще и которые дают положительный эффект в обучении. Это дидактическая игра, работа с книгой, лекция, контролирующая самостоятельная работа, тестирование, и т. д.

Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны присутствовать органически на всех уроках, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Провожу «Игровые уроки» такие как: «Математическое ралли», урок-КВН, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-зачет. Эти уроки побуждают интерес к предмету. Для любого учащегося игра — это норма, поэтому каждый должен играть, даже когда делает серьезное дело. В любой игре содержатся психолого-педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемый психологами, — это игра на «преодоление этапов».

Рассмотрим виды обучающих самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике.

1. Самостоятельная работа с предварительным разбором.

Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задание с усложнённым элементом.

2. Решение задач с последующей проверкой.

Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом преподаватель поэтапно выясняет осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.

3. Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

4. Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

5. Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

6. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

7. Проведение семинара требует предварительной подготовки. Опишу, как я провожу семинар по теме «Примеры решений тригонометрических уравнений и неравенств».

Класс разбивается на 6 групп, причём в каждую группу включается хотя бы один хорошо подготовленный учащийся. Для них я провожу специальную консультацию. Каждой группе даётся задание по одному из видов уравнений (текст учебника, примеры из учебника и подбор одного уравнения из дополнительной литературы для самостоятельной работы класса). На уроке представителям каждой из групп предоставляется слово для подробного разбора упражнений. Затем из предложенных уравнений составляется самостоятельная работа, которую выполняет весь класс.

8. Урок-лекция, как правило, позволяет дать материал крупным блоком. Я даю такие уроки по теме «Правильные многогранники» и итоговые уроки по завершению материала повторения школьного курса, например по теме " Функции».

Работа над сообщениями, докладами учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. Вообще, «взгляд назад» после изучения темы помогает учащимся получить целостное представление о пройденном. Такая организация самостоятельной работы с литературой позволяет не только учащимся готовиться к лекциям, но и преподавателям проводить уроки-лекции, на которых учащиеся изучают новый материал и осваивают приемы составления конспекта. В этом виде самостоятельной работы сливаются обучающий контролирующий процессы. На математическом кружке «Час занимательной математики» ребята делают сообщение: «Чудо-счётчики», «По следам Пифагора», «Простые числа. Так ли они просты?», «Геометрия-витамин для мозга», рассматриваем приемы быстрого счета, забава Магницкого: «У кого кольцо», «Кто быстрее», устные задачи, и т. д.

Одним из видов проверочной самостоятельной работы является сквозная контрольная работа. Готовится несколько комплексов задач различной степени сложности. В начале работы всем учащимся дается карточка с простой задачей. Решив ее, учащийся берет следующую, и так с каждым следующим заданием. Преподаватель выдает следующую карточку только при условии правильного решения предыдущего задания. Так к концу урока определяется группа лидеров, которые и получают наивысший балл. На таких уроках присутствует два соревнования «кто быстрее и лучше», что активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрять наиболее старательных и способных. Этот вид самостоятельной работы требует хорошей методической и теоретической подготовки преподавателя и учащихся.

На уроке при устном счете, при объяснении материала, при самостоятельной работе учащегося с текстом даю задание: «Лови ошибку». Студенты должны мгновенно реагировать на намеренно допущенные ошибки. Предлагается определить тему урока, решив уравнения

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Провожу работу в парах, в группах, даю разноуровневые задания. Работа в парах помогает учащимся на каждом уроке проявлять максимум самостоятельности и раскрывать возможности, использовать их в своей речевой деятельности: говорить, отвечать, объяснять, доказывать, проверять свои и чужие ошибки. В классе провожу обучающие самостоятельные работы. Во время такой работы учащиеся группируются по четыре человека по принципу один-сильный, второй занимается на «4», третий — средний и четвертый более слабый в своих знаниях. В процессе работы в группе совместно проверяется правильность решения примеров и задач, при этом выясняется, кому что непонятно и сразу же объясняется непонятное. Если выясняется, что с каким-то вопросом группа не может справиться своими силами, на помощь приходит преподаватель.

В хорошо подготовленной группе учащихся я выделяю три группы.

  • Первая группа — это учащиеся, которые владеют хорошими математическими способностями.
  • Вторая группа — это работоспособные, старательные, обладающие некоторыми математическими способностями, но самостоятельно работают медленно.
  • Третья группа — учащиеся, которые не любят математику, практически не умеют самостоятельно работать.

На этапе введения нового материала, я работаю со всем классом, без деления его на группы. После объяснение темы, когда несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат.

С целью активизации познавательной деятельности студентов по предмету провожу внеклассные мероприятия: Капитал-шоу «Поле чудес», «Кто хочет стать отличником?», «Колесо истории», «Игры разума» и т. д.

Умение заинтересовать математикой — дело не простое. Как сформировать интерес к предмету? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, использование разнообразных методов обучения.

Журнал «Мастер класса» № 1 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: