Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Анализ мотивационной сферы школьников

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Завгородняя Нина Арсеньевна, учитель физической культуры, высшая категория среднего уровня квалификации, ЧУ «СШ в честь преподобного Сергия Радонежского» СКО г. Петропавловск

Завгородняя Нина Арсеньевна

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения.

Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает...

Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности. Знаменитая формула революционной ситуации по В. И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а учителя не могут учить их по-старому».

И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации. Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться.

Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации.

В массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок (подросток, юноша), понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т. д. Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.

Так где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?

Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.

  • Интерес к информации (познавательная потребность).
  • Интерес к способу действия.
  • Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
  • Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
  • Актуализация творческой позиции.
  • Осознание значимости происходящего для себя и других.
  • Потребность в социальном признании.
  • Избегание наказания (физического или морального).
  • Получение материальных выгод и преимуществ.

Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше. Сегодня же в массовой педагогической практике активно эксплуатируются лишь некоторые волшебные «кнопки» мотивации. На всех этапах обучения — последние три, в старшей школе — «осознание значимости...», в начальной школе — «интерес к информации» и «интерес к способу действия». Да и то последние используются как-то не так, раз познавательная потребность резко снижается у большинства детей в средней и старшей школе.

Интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги...

Интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения.

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений.

Социальность — наша глубинная родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

Потребность в самовыражениии самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления на последней паре, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности.

Они нужны всем, а, следовательно — стимулируют к учебе.

Потребность в самопознаниии самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период.

Актуализируется... и почти никак не задействуется в учебном процессе ни на уровне учебного содержания, ни на уровне методических средств.

Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету.

Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием — чувств, мышления, социальных умений и т. д.

Актуализация творческой позиции

Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) — известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе...

Осознание значимости происходящего для себя и для других

Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование. Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти.

И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне. В такой ситуации, как правило, живут выпускники, готовящиеся к поступлению с престижные вузы.

Потребность в социальном признании

Естественная потребность для детей 8–12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями. Слишком мощно, превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней.

Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ.

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись.

Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов. Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку, — это хороший шанс изменить сложившуюся ситуацию

Мотивационная сфера юношеского возраста является одной из наиболее чувствительных психологических подструктур, особенно подверженных внешним изменениям. Поэтому интерес в данном случае к проблеме мотивации достаточно велик. Вместе с тем, следует отметить, что в большинстве своем имеющиеся исследования касаются мотивационной стороны познавательного процесса юношества. Однако мало изучен и представлен в научной литературе вопрос о мотивационной сфере учащихся юношеского возраста, влияющей на их поведение и деятельность и, в конечном итоге, определяющей основные жизненные ценности и потребности старшеклассников.

Тем не менее, в этом плане следует назвать исследования М. Р. Гинзбурга, А. М. Матюшкина. Обратимся к работам из некоторых названных авторов.

В исследованиях, проведенных М. Р. Гинзбургом, предпринята попытка изучить особенности личностного самоопределения старшеклассников. Автор исследований выделил два противоположных типа профилей личностного самоопределения, характерна заинтересованность проблемой смысла жизни. Причем, выделяется достаточно широкий спектр областей жизнедеятельности, в которых осуществляется самореализация; широк набор ценностных ориентацией, в которые входят альтруистические ценности, ценности саморазвития, творчества, а также наличие цели и смысла жизни как признаваемой ценности.

Эмоциональное отношение к собственному будущему позитивно. Планы характеризуются структурированностью целей и средств их достижения. Профессиональные планы характеризуются конкретностью и высокой степенью уверенности в выборе будущей профессии.

Ограниченный набор ценностных ориентацией негативного профиля включает преимущественно материальные и досуговые ценности. А низкая ориентация на самостоятельность и творчество сочетается с переживанием собственной жизни как пустой и бессмысленной. Эмоциональное отношение к собственному будущему негативно.

Приведенные выше полученные результаты свидетельствуют о том, что и в старшем школьном возрасте не все учащиеся умеют владеть своей мотивационной сферой и процессом личностного самоопределения (определения смысла своего существования).

В исследовании И. А. Мелеховой были выявлены особенности мотивов общественной деятельности студентов и старшеклассников, факторы, определяющие мотивационную сферу. Автор отмечает, что фактор «стремление к знаниям» входит в число первых четырех из 17 выявленных факторов, как у студентов, так и у старшеклассников, что объясняется общей социальной ролью учащихся.

В работах И. В. Дубровиной рассмотрены особенности формирования различных сторон личности старшеклассников и подростков их ценностных ориентацией, мотивов учения, самосознания, самоопределения и т. д.

Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Неслучайно поэтому половина выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающий как основное, так и профессиональное резервное намерение.

Следовательно, главной целью для выпускников школы становиться получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения. Л. С. Выгодский говорил, что выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательного решения (т. е. мотивационной установки), отнесенного к сравнительному далекому будущему.

Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Здесь уже отметка — это критерий знаний, она в значительней степени утрачивает свою побудительную силу: вместо нее роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям.

По данным Курдиковой Н. А. имеется определенная связь между успеваемостью учащихся и соотношением у них мотиваций на получение знаний и отметок. Так, в средних и старших классах у слабоуспевающих учеников мотив на отметку выражен больше, чем на получение знаний, причем это касается не только мальчиков, но и девочек. Превалирование мотива знаний над мотивом отметки имеется только у отличников и «хорошистов».

Физическое воспитание школьников — это процесс взаимодействия ученика с учителем с одной стороны, а с другой — с внешними средовыми факторами: температурой и влажностью воздуха, шумом, зрительными, слуховыми и тактильными раздражителями, исходящими от партнеров по команде воздействуя на человека. Эти факторы заставляют его реагировать на них, т. е. управляют его поведением, поступками, действиями, вызывают изменение состояния.

Однако ученик не является пассивным объектом этих воздействий. Во-первых, как отмечал С. Л. Рубинштейн, «внешние причины действуют через внутренние особенности», т. е. побудительные стимулы вызывают те или иные реакции человека, не иначе как преобразуясь в мотивы деятельности и поступков. Во-вторых, сам ученик или с помощью своего сознания, разума, воли управляет своей деятельностью и поведением, являясь не только и не столько объектом, сколько субъектом управления. Самоуправление (саморегуляция), сознательно осуществляемое человеком, — важная особенность физкультурной деятельности. Собственно говоря, важнейшая задача физического воспитания как педагогического процесса — научить ученика управлять собой (своими действиями, чувствами, мыслями, поступками).

Список использованной литературы

1. Абрамов Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии.// — 1985. — № 6.
2. Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом // Вопросы психологии.// — 1985. — № 1.
3. Бобровицкая С. В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический ВУЗ. — Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи — СПб,1997.
4. Бобырев Н. Д., Мерлинкин В. П. Особенности организаторских умений у учителей физической культуры с разными типологическими свойствами нервной системы. Ульяновск,1976.
5. Вайсман Р. С Развития мотивационной сферы человека в старшем возрасте: Автореф. Дис. канд. — М.,1973.
6. Добрынин Н. Ф. Активность личности и принцип значимости: Проблемы личности. — М., 1969.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СП б, 2000.
8. Курдюкова Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. — СПб., 1997.
9. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.,1983.
10. Луначарский А. «О быте». М. — Л.,ОГИЗ,1927.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1940
12. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.,1969.