Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Анализ работы по внедрению модуля курсов третьего уровня Кембриджского подхода в образовании: новые подходы в образовании (обучение тому, как обучаться) в серию последовательных уроков

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Никитин Денис Анатольевич, учитель истории, вторая квалификационная категория, высшего уровня, КГУ «Зубовская средняя школа», поселок Зубовск, Зыряновский район ВКО

Проходя обучение на трехмесячных курсах Третьего (базового) повышения квалификации педагогов Республики Казахстан. На второй недели занятий, согласно программе прохождения курсов (Программа стр. 52), мы изучали тему: обучение тому, как обучаться, основной идей которой было самостоятельная саморегуляция и использование имеющегося, у учащихся, опыта. Данная тема показалась мне очень близкой так как, анализируя собственную практику преподавания, обратил внимание на то, что многие ее элементы не давали положительного результата, несмотря на прилагающийся большое количество усилий и использование различных средств. В практике преобладал авторитарный стиль преподавания, использование только коллективных форм работы, ученик, по сути, становился не активным субъектом образования, а объектом моей деятельности.

Решив, для себя изменить сложившиеся стереотипы, я обратился к теории. Изучил материал Руководства для учителя стр. 138 и ресурсы предлагаемые тренером с портала Центра педагогического мастерства я определил для себе круг вопросов которые посчитал значимыми: как добиться от учащихся понимания процесса обучения?; понимания того чему учиться?; как структурировать учебный процесс?; как оценить результативность обучения?

Данный модуль базируется на идее о том, что учащиеся уже, что-то знают о рассматриваемой теме и эти исходные данные будут отправной точкой для развития дальнейшего процесса обучения. Разрабатывая один из первых уроков поданному модулю опирался на новые для себя данные приведенные на стр. 140 Руководства для учителя, а именно пирамида обучения, составленная на основе исследований Национальной учебной лаборатории, Бефель, шт. Мен, США.

Движущей силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание». Иными словами, существует обучение, но вместе с ним, существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Под «метапознанием» понимается способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. Менее формально, обучение обучению можно охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения, и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения. В этом процессе, преподаватель помогает обучающемуся:

  • понимать требования, предъявляемые образовательной задачей;
  • изучать отдельные мыслительные процессы, и принцип их работы;
  • разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи;
  • выбирать стратегии, наиболее подходящие для конкретной задачи.

Для реализации этих четырех пунктов обучающимся требуется научиться обучению. Преподаватели, в свою очередь, должны сосредоточить свое внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Основная мысль предыдущего раздела заключается в том, что информация передается, но знание и понимание формируются у самого обучающегося, и преподаватель должен оказывать помощь в этом процессе. (Рисунок 2)

Рисунок 2

Из данных, которой видно, что практическая работа и передача собственного опыта являются условиями наиболее эффективного усвоения знаний учащимися, поэтому ученик, на уроках по внедрению данного модуля, должен стать активным участникам всех аспектов учебного процесса.

Еще один вопрос, волновавший меня перед применением данного модуля: психологический комфорт учащихся с различными учебными возможностями. Не возникнет ли ситуация при которой «сильные» учащиеся, и до этого проявлявшие себя, активно включатся в работу, а слабые так и останутся пассивными слушателями. И вновь я обратился к Руководству для учителя, в котором приведены мысли Михай Чиксентмихаий об условиях формирования в учениках «самоцели» подобные идеи приведены в трудах Райна и Декки (Руководство для учителя стр. 140), их основа заключается в создании учителем таких условий, при которых каждый ученик в соответствии с его возможностями и навыками способен самомитивировать себя.

Ключевыми факторами, определяющими пользу учебного процесса в классе, являются следующие: 1 понимание детьми процесса обучения; 2 понимание того, чему учить; 3 представлениео том, как структурировать учебный процесс, и 4 как оценить результативность обучения. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Этот модуль внедрялся мною в серию последовательных уроков в 9 «А» классе, предмет — Основы обществознания, глава третья Человек и экономика Госстандартом предусмотрено 4 академических часа на изучение денной темы. Используя тезисы, приведенные в Руководстве для учителя на стр. 141–142 попытаюсь рассмотреть применение модуля в процессе практики.

Обучение будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и нацелено на их расширение.

Пример: на первом уроке: «Экономика — основа общественных отношений» мы изучаем потребности человека используя иерархию потребностей А.Маслой приведенную на стр. 46 учебника, учащиеся делятся на 5 групп каждой из которых достаётся по одной потребности, основная задача привести аргументы используя примеры из жизни в пользу важности выбранной потребности, затем учащиеся методом делегирования защищают в других группах свои идеи. Таким образом, учащиеся используют собственные знания о потребностях, а выслушивая мнения других, расширяют их.

Следующий тезис: Следует в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития и укрепления этих связей.

Пример: изучая второй параграф: «Рынок и рыночные отношения» и рассматривая, вырос: стоимость и цена предлагаю двум группам инсценировать сцену «В магазине» а двум другим проанализировать их. В результате две группы анализируют эти понятия методом погружения в ситуацию, а две других резюмируют выступления.

Тезис третий: необходимо отводить достаточно времени для построения и апробирование гипотез.

Пример: изучая тот же параграф и рассмотрев закон спроса и предложения учащимся в тройках деляться задание составить презентацию с любым товаром, используя реальный товар и реальную стоимость и найти равновесное состояние цены и предложения. Учащимся предоставляется достаточно времени для работы и подбора информации и работы получаться более высокого качества.

Следующий тезис: необходима обратная связь и поощрения для комфортного обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным.

Пример: действительно оценить собственное видение очень сложно, однако здесь применяю стратегии формативного оценивания (Руководства для учителя стр. 161) такие как, взаимооценивание в парах, оценивание лидером группы, анализ работ учащимися, оценка лидером группы. Особую роль здесь играют критерии оценки учащихся, которые помогают избежать сложностей при оценивании.

Внедряя модуль: «Новые подходы в обучении: обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков отметил для себя следующие положительные моменты:

  • Учащаяся проявили высокую степень самостоятельности и применяли имеющиеся знания при получении новых
  • Часть ребят, которые при традиционном изложении материала не проявляли интереса к предмету начали активно включаться в учебный процесс
  • Повысился уровень внутренней мотивации, а не внешней, которая основывалась на опасении получить плохую оценку за четверть или на контрольной
  • По итогам изучения главы проведен срез знаний учащихся всего класса, где качество знаний составило 53%, а при изучении предыдущей главы используя традиционные методы обучения 47% К/з
  • Один из наблюдаемых мною учеников Нестеров Артур имевший оценку удовлетворительно за предыдущий тест, с этим справился на отлично

Помимо вышеизложенных положительных моментов столкнулся с рядом трудностей:

  • Не все учащиеся одинаково быстро могли применить собственный опыт, поэтому работа в группах была частично дезорганизована
  • Сложность оценивания вызывала затруднения с самого начала
  • Небольшое количество учебных часов практики не позволили детально отследить эффективность модуля
  • Учащиеся с очень низкими учебными навыками и возможностями не успевали за темпом работы группы, поэтому им приходилось выполнять индивидуальные задания.

Однако в целом применение модуля оказывает положительный эффект на обучение, планирую применять его и далее как на базе этого класса так и в других класса нашей школы, поскольку независимость в обучении в условиях динамично развивающегося мира требует от нас нестандартных подходов и новых путей решения проблем. Самым эффективным будет тот обучающийся, который может преодолевать трудности и вырабатывать при этом способность сокращать зависимость обучения от посторонних. Но для развития метокогнитивных способностей к саморегуляции необходим опыт и время.

Результативность применения модуля неоспорима, поэтому необходимо планирование и дальнейшая переоценка педагогической практики.

Путем использования методов оценивания для обучения, учителя будут помогать ученикам отслеживать и оценивать свое дальнейшее обучение посредством обратной связи относительно успешности выбранных стратегий в достижении поставленных целей. Когда обучающиеся получают такие знания и способности, и это становится для них привычной философией, тогда их успеваемость повышается. Если учителя смогут так разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее. Метапознание посредством оценки в интересах обучения в качестве педагогической стратегии имеет научное обоснование и задействовано во многих системах, работающих как в школах, так и вузах, в науке. Именно принципы метапознания объясняют успешность таких образовательных моделей, как в результатах тестирования, так и в развитии навыков обучения тому, как учиться.

Большая часть того, чем занимаются учителя для оказания помощи ученикам в постижении принципов обучения, состоит в пополнении их метапознавательного потенциала, а именно способности отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как они мыслят и учатся, что является краеугольным камнем личностно-ориентированного образования. Отчасти причина состоит в том, что метапознание включает в себя именно те компоненты, которые считаются наиболее важными в индивидуальном, личностно-ориентированном образовании, такие как оценивание для обучения. Но еще более важен тот факт, что метапознавательные навыки дают обучающимся некую автономность, позволяя им изучать новые темы, предметы и предметные области быстрее обучающихся, не имеющих таких способностей, и не требовать при этом дополнительного внимания со стороны преподавателя. Метапознавательные способности, иными словами, дают обучающимся независимость в их обучении и, как правило:

  • различают понятия «запоминание» и «понимание» материала, осознавая, что данные понятия предполагают разные подходы (Могу ли я это запомнить? Нужно ли мне это запоминать? Действительно ли я усвоил эту тему?);
  • способны анализировать материал и дифференцировать его по уровню сложности и степени концентрации внимания (этот фрагмент простой, а вот на следующем нужно заострить внимание и т. д.);
  • способны проверять и тестировать самих себя, определяя уровень усвоения материала (Хорошо ли я понял это?);
  • понимают, когда необходимо вмешательство преподавателя (Я в тупике, и мои стратегии оказались безрезультатными, поэтому мне нужна помощь.)

Последний пункт особенно важен. Обычно в группе несколько учеников просят помощи у учителя практически постоянно. Отдельные обращения являются тривиальными и свидетельствуют о чрезмерной зависимости от учителя: ученики, не владеющие метапознанием, обращаются за посторонней помощью всякий раз, когда сталкиваются с трудностями. Те же учащиеся, которые владеют приемами метапознания, взаимодействуют с учителем на равных, в общих интересах неразрывного процесса преподавания и обучения, и, в конечном счете, сами выполняют функцию учителя. Если обучающиеся научатся контролировать свой процесс обучения, просить о помощи только в случае необходимости, то у учителей будет намного больше времени на то, чтобы более продуктивно сделать учебный процесс индивидуализированным.

Обеспечение независимости в образовании является решающим критерием индивидуализации обучения. В некоторых образовательных моделях учитель занимает излишне доминирующую позицию в учебном процессе: он выбирает образовательные задачи и конкретные способы их реализации; курирует ученика в процессе их решения; устанавливает временной регламент работы; определяет ожидаемые результаты работы; дает оценку и отзывы по работе ученика. В такой достаточно типичной системе ученик становится зависимым от преподавателя. В противоположном же случае ученик определяет индивидуальную ценность работы, выбирает содержание, определяет режим и регламент обучения и сам выстраивает ожидаемые результаты.

В такой системе обучающийся независим от управленческой деятельности третьих лиц. Обе модели работы имеют свои плюсы и приемлемы в конкретных ситуациях. Но по мере взросления обучающихся, необходимость в их независимости возрастает, ввиду повышения сложности образования и вовлечения в профессиональную деятельность. Необходимость непрерывного обучения в течение всей жизни в условиях динамично развивающегося мира требует от нас способности к независимому обучению. Таким образом, самыми эффективными обучающимися будут те, кто по мере преодоления новых этапов овладели способностью сокращать зависимость от посторонних.

Независимые учащиеся располагают комплексом подходов, качеств, навыков и знаний, которые они могут задействовать в любой ситуации, еслиим необходимо чему-либо обучиться. По мере взросления, ученик все более нуждается в независимости; каждый этап образования обучающийся начинает с положения зависимого и затем (в благоприятном случае, при поддержке и поощрении учителя) переходит, к большей степени самостоятельности и независимости. Разумно предположить, что метакогнитивные способности к самоуправлению развиваются с опытом и временем.

Список литературы:

1. Руководство для учителя.www.cpm.kz.
2. Csikszentmihalyi, M. (2008) Flow. [Поток]. Harper Perennial.
3. Ryan, R.M. & Deci, E.L. (2009) Promoting self-determined school engagement: Motivation, learning, and well-being. [Продвижение самоопределяющейся школьной вовлеченности: Мотивация, обучение и благосостояние].

Категория: