Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Час общения с элементами тренинга в 5 классе «Мир и согласие между людьми»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Дауб Ольга Леонидовна педагог-психолог второй квалификационной категории высшего уровня, КГУ «Первый городской общеобразовательный лицей» г. Петропавловск СКО

Фото с сайта raveportal.ru

Дополнительный материал: видеоролик песен «Аист на крыше» сл. А. Поперечного, муз. Д. Тухманова и «Совершите чудо» сл. М. Пляцковского, муз. Е.Птичкина, видео «Притча о гвоздях», спокойная классическая мелодия, а так же плакаты с определениями понятий «мир», «согласие» и раздаточный материал.

Ход урока:

Класс случайно делится на две команды

«Ритуал приветствия»

— Ребята, я приглашаю вас сейчас встать в круг, и давайте друг другу подарим чуточку тепла, добра и счастья, возьмите в свои руки ладонь соседа и передайте ему частичку своего доброго тёплого сердечка. И глядя в глаза, скажите друг другу слова — комплименты. А теперь давайте прикоснёмся к ладоням своих соседей слева и справа и с двух сторон почувствуем это тепло. Замечательно, поделились теплом, добротой, а теперь давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Пройдите на свои места за партами и давайте про-слушаем и все вместе исполним песню «Аист на крыше». (Раздаются слова песни, включается ролик)

«Чтение»

— Ребята, вы уже наверное поняли, что мы сегодня с вами будем говорить о добре, мире, согласии между людьми, об уважительном взаимоотношении друг к другу. У вас на парте лежит рассказ «Под кожей мы все одного цвета» В. Аветян, давайте мы его с вами прочитаем, после чего и начнём нашу беседу.

Однажды в 5 «А» классе появился новенький. Это был мальчик, звали его Пьер Клоди. На вид это был обычный мальчик одиннадцати лет, но необычным был цвет его кожи. Он был тёмный.

В 5 «А» также учились Даша и Максим. Они дружили, ходили вместе в школу, но вскоре Даша поссорилась с Максимом. А случилось вот что. Максим стал обзываться, называл Пьера чернокожим уродцем, обижал его, настраивал всех против него. Пьер чувствовал себя одиноким и виноватым.

Когда Даша задала Максиму вопрос, почему он так поступает, он сказал: «Потому что у него тёмная кожа». Даша была изумлена, разочаровалась в друге и поссорилась с ним. После этого Даша решила поддержать Пьера. Было видно, что у него накопилось много обиды, но он старался быть учтивым и терпеливым. Даша узнала о Пьере очень многое, он был очень умным и добрым.

Максим завидовал дружбе Пьера и Даши. И однажды после уроков вместе с друзьями избил Пьера, но тот ничего не сказал учителю. Тогда Даша сама решила подойти к школьному директору и рассказать, из-за чего произошёл конфликт. Директор пришёл в класс и пригласил детей к беседе о том, что все люди равны.

— Дети, — обратился к ученикам директор школы, — не стоит предавать большое значение цвету кожу. И у белых людей кожа далеко не бе-лая: она может быть любого оттенка: от розового до светло-коричневого. Цвет кожи, не имеет ни какого отношения к тому, здоровый человек или больной, добрый или злой, умный или глупый. Есть старая пословица «Под кожей мы все одного цвета». И это правда. Хирурги знают, что органы выглядят одинаково у всех людей, какого бы цвета кожи они не были.

Так почему бы нам, людям, не жить в мире, независимо от цвета кожи? Нравится нам человек или нет, дружим мы с ним или нет — зависит от многих причин, но не от цвета кожи!

Вопросы к тексту:

1. Почему Даша поссорилась с Максимом?

2. Случались ли подобные ситуации у вас в школе?

3. Чему научил директор школы учеников?

«Беседуем»

— Ребята, а скажите, пожалуйста:

1. Что такое мир и согласие между людьми? Для чего они нужны?

2. Как нужно относиться друг к другу, чтобы между людьми был мир и согласие?

3. Как вы понимаете смысл выражения «каждый человек уникален и неповторим»?

— Ребята, каждый человек он неповторим и уникален, мир и согласие между людьми в значительной степени зависит от их сознательного стремления понимать и принимать другого, от их умения уважать себя и других, независимо от возраста, языка, вероисповедания, национальной принадлежности и социального положения. Народная мудрость гласит: «Мир на земле начинается с любви и согласия в сердце каждого». Как вы понимаете эту мудрость? В процессе работы над цитатой учащиеся раскрываются значения новых понятий «мир», «согласие». Определения с понятиями вывешиваются на доску. Далее проводится дискуссия в рамках вопроса: — Что, значит, жить в мире и согласии? (В ходе дискус-сии дети учатся аргументировать высказывания, говорить кратко, ясно).

«Работа в парах»

Игра «Мы такие разные, такие похожие»

Цель игры заключается в том, что бы помочь-де-тям осмыслить какие качества помогают и мешают сотрудничеству. Задание выполняется в парах. — Ребята, давайте с вами поиграем. Вам нужно по очереди говорить друг другу: «Мы с тобой такие разные, потому что…», «Мы с тобой такие похожие, потому что…». Обсуждение. Делается вывод, что у нас общего, чем отличаемся.

«Творческая работа»

— Ребята, все люди разные, и в каждом из нас течёт кровь предков, поэтому они могут быть людьми разных национальностей, разного цвета кожи, говорить на разных языках и жить на разных континентах. Ответьте на такой вопрос: Может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на планете земля? (Ответы детей). А теперь подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля?

Дети работают в группах по 5–6 человек. Каждой группе даётся лист и конверт с различными качествами человека. Группы должны подобрать качества и записать их на листе. Затем ребята представляют свою работу.

Для закрепления материала используем следующие вопросы:

1. Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

2. Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?

3. Все ли мы можем поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём?

4. А можем ли мы изменить себя?

5. Можем ли мы в себе воспитать в себе те качества, о которых говорим?

6. Как мы можем это сделать?

— Если люди будут обладать всеми перечисленными качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Только надо всем людям научиться любить этот мир, любить его таким, каков он есть.

«Наедине с собой» — релаксационное упражнение

— Ребята, сядьте удобно, закройте глаза. А теперь представьте себе ясный, солнечный день. Кругом поют птицы, летают бабочки и стрекозы (пауза). В мире царят Любовь, Добро и Согласие (пауза). Вы чувствуете внутри себя свет, тепло, покой и радость (пауза). Внутри вас пробуждается великая энергия любви (пауза). Эта энергия всеобъемлющей любви ко всему, что нас окружает во Вселенной. Вы любите этот мир (пауза). Вы дорожите этим миром (пауза). Вы несёте в этот мир только добро (пауза). Берегите мир, который распростёрся перед вами. Этот мир — ваша жизнь.

Вы медленно возвращаетесь в свой родной класс. Откройте глазки. Посмотрите друг на друга. Тепло и сердечно улыбнитесь.

«Притча»

— Ребята, давайте внимательно посмотрим «Притчу о гвоздях». (Включается видео). После просмотра предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какой нравственный урок преподал отец сыну?

2. Почему важно не причинять зла другому человеку?

3. Как вы понимаете, смысл выражения «не терять самообладания»?

«Ритуал прощания»

И в завершении нашего урока я предлагаю вам исполнить пеню «Совершите чудо». (У учащихся на парте лежит заранее подготовленный текст песни. Включается ролик).

Категория: