Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Демократия и демократический политический режим

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Восточно-Казахстанская область
Бородулихинский район
ГУ «Новопокровская средняя школа»
учитель истории
Муканов Арман Шамшиденович

Демократия и демократический политический режим

Основы обществознания

Класс: 11, гуманитарное направление

Цель урока: правовое воспитание учащихся

Задачи урока:

  • знать определение термина «демократия», основные принципы демократического строя и правового государства, понимать значение демократических прав и свобод в жизни общества;
  • совершенствовать навыки и умения учащихся при работе в группах;
  • воспитывать свободолюбие, гражданственность и коллективизм.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: интерактивные, «мозговой штурм», «каждый учит каждого», просмотр фрагмента из м/ф, работа в группах.

Оборудование, наглядность, ТСО: телевизор, DVD-плеер, плакаты, маркеры.

Дополнительная литература: «Что такое демократия» (Информационное агентство США, 1991 год), «Стратегия обучения демократии» (Честер И-Финн младший, 1996 год)

План урока

1. Мотивационно-целевой этап.

а) Вступление
б) Мотивация, тема урока, цели для уч-ся

2. Содержательно-обобщающий этап.

    а) Игра «Ассоциация»
    б) «Каждый учит каждого»
    в) «На пути к правовому государству»
    г) Закрепление: 1. Определение признаков демократического государства.

2. Тестирование.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

    а) Подведение итогов
    б) Домашнее задание
    в) Рефлексия.

1. На первом этапе урока я привожу слова одного из отцов-основателей США Томаса Джефферсона: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Ставлю цель урока: углубить знания о демократии, правовом государстве и к концу урока четко знать основные принципы демократии и антидемократии. На этом же этапе урока класс делится на группы в соответствии с цветом бэйджика (группы распределяются так: синие — вода, голубые — воздух, коричневые — земля, красные — огонь).

2. На втором этапе начинаем с игры «Ассоциация», суть игры в том, чтобы используя свои знания о демократии, группы поочередно называют слова-ассоциации со словом «демократия». В итоге мы получим солнце с лучами, где основание-это «демократия», а лучи — это ее признаки.

Следующим этапом методом игры «Каждый учит каждого» рассматривается вопрос о демократии и ее признаках. Информация делится на части и каждая из групп получает одну из частей, затем в течение определенного учителем времени знакомится с ней в своей группе, потом 3 спикера от каждой группы идут по одному в другие группы, где знакомят учащихся других групп с полученной информацией.

Материал для групп:

Первая группа: Само слово демократия греческого происхождения и означает «власть народа». Впервые это слово использовал Геродот. В политике этот термин трактуется по-разному: а) под демократией понимается система общественной жизни, в которой все действия человека совершаются по его доброй воле; б) демократией называют форму государства противоположную монархии; в) демократия понимается как идеальная модель строения общества основанная на ценностях свободы, равноправия и защиты прав человека. Из этого можно сделать вывод, что демократия есть форма государственно-политического строения общества, признающая народ источником власти и основанная на принципах равенства и свободы.

Вторая группа: В качестве исторических форм демократического обустройства общественной жизни можно назвать Афинскую демократию, Римскую республику, средневековые городские демократии, парламентские формы правления в Англии, США и т. д. Для Афинской демократии были присущи следующие институты демократии: верховная власть находилась в руках Народного Собрания, где рассматривались вопросы внутренней и внешней политики; в качестве исполнительного органа избирался Совет Пятисот; важным шагом на пути к демократии было назначение Народного Суда.

Третья группа: Современные демократические режимы, хотя восприняли и сохранили многие традиции истории демократии, тем не менее все более отходят от нее. В этой связи в современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий: либерально-демократической и радикально-демократической, сформулированной классиками политической мысли XVII—XIX вв. — Локком, Монтескье, Руссо, Кантом. Кроме этого, сейчас распространены идеи — плюралистическая, консенсусальная, конкурентная и др.

Четвертая группа: Согласно либерально-демократической теории, основывающейся на праве отдельного человека, общество трактуется как сумма свободных индивидов, а общественный интерес — как общий интерес всех индивидов, т. е. индивид ставится выше общества, а право выше общественного блага. Радикально-демократическая теория, основывающаяся на праве общества, общество ставится выше индивида, а общественное благо выше права индивида.

Следующий этап урока «На пути к правовому государству». У каждой группы на столе лежат плакаты со схемой маршрута. Задача групп заключается в том, чтобы подписать те принципы демократии или правового государства, которые будут помогать достичь цели и те принципы тоталитаризма которые будут мешать это сделать. При этом каждая группа путешествует на том виде транспорта, который соответствует цвету бэйджиков и стихии этого цвета — 1)синий — вода на корабле, а помогают им дельфины, мешают акулы; 2) красный-огонь на ракете, помогают звезды, мешают метеориты; 3)голубой — воздух на самолете, помогают облака, мешают тучи; 4)коричневый — земля на машине, помогают разрешающие, мешают запрещающие знаки. По истечении времени группы проводят презентацию и делают выводы.

Закрепление материала я провожу двумя методами:1) учащиеся просматривают фрагмент м/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Задача состоит в том, что надо найти в увиденном принципы демократии и тоталитаризма; 2) проводится разноуровневый тест:

Приведу задания одного из вариантов

I уровень:

  1. Этот политический деятель утверждал, что демократия это управление людей людьми для людей: а) Вашингтон; б) Джефферсон; в) Линкольн; г) Клинтон; д)Рузвельт
  2. Решающим шагом афинской демократии, по мнению Аристотеля, было назначение: а) Народного Собрания; б) Народного Суда; в) Стратега; г) Народного трибуна.

II уровень: 3. В современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий:

    а) либерально-демократической и радикально-демократической;
    б) радикально-демократической и социалистической;
    в) либерально-демократической и консесусальной;
    г) социалистической и консесусальной;
    д) радикально-демократической и плюралистической

III уровень: 4. Продолжите предложение:
Деятельность институтов государственной власти должна основываться на принципе__________________________

3. На третьем этапе урока проводится рефлексия как учащихся в отдельности, так и группы в целом.

    А) Вопросы для индивидуальной рефлексии:
    Что я узнал нового о демократии?__________________
    Чему я научился на уроке?_______________________________
    Б) Режим оценки деятельности групп проходит по следующей таблице:

Оценка работы Фактическое количество баллов

1. Режим работы группы
    Спокойный 0
    Средний +20
    Жесткий +40

2. Креативность группы

    Отсутствие нового -50
    Нововведение +100

3. Активность работы группы

    Не участие 1 члена -50

4. Корректность

    1 конфликт -25

5. Стиль общения

    Дружеский +20
    Напряженный 0
    Диктат -15
    Враждебный -30

Источник: Коллеги

Категория: