Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Гусманова Алла Николаевна, педагог—психолог первой квалификационной категории высшего уровня КГКП «Ясли-сад № 16 „Таңшолпан“ Отдела образования физической культуры и спорта города Темиртау» Карагандинская область город Темиртау

Гусманова Алла Николаевна

Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Человеку свойственно чего-то бояться. А ребёнку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока ещё неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным. Старшие дети часто боятся Змея Горыныча и сказочного крокодила (максимум 5 лет), а у девочек в 5 лет наблюдается пик страхов перед сказочными персонажами. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием ряда факторов.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящая от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое неожиданно попадает ребёнок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе тёмное время суток — вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днём никакого испуга не вызывает (например игрушка, отбрасывающая тень на стену, или висящее на спинке стула платье)! Плоды детских страхов, например жуткие монстры, возникающие вдруг в воображении ребёнка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему.

В дошкольном возрасте некоторые дети отказываются кататься с горки, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу, становятся возбуждёнными перед проведением прививок, вздрагивают от неожиданного звука. Для детей дошкольного возраста характерны страхи, возникающие в процессе засыпания, боязнь, неприятных сновидений, некоторых животных, нападения, огня и пожара, а так же наказания со стороны родителей, страха смерти, болезни, и социальные страхи (сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам).

Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимодействий с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчётного, неопределённого беспокойства порождает тревогу, боязнь определённых объектов и мыслей, чувство страха.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется когда его спрашивают, не находит нужные слова для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершить много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Из 33 детей — 17 детей испытывают детские страхи (9-девочек и 8 мальчиков). В практике встречаются дети, которые могут при проведении диагностики постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов? Учитывая эти трудности, использую тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом, черный дом», «Рисунок семьи», опросник «Критерии определения тревожности у ребёнка» П. Бейкер и М. Алворд.

Поэтому задача педагога-психолога, каждого родителя, воспитателя и узкого специалиста вовремя помочь ребёнку справиться с его страхами и тревожностью.

Оказание эффективной психологической помощи детям испытывающим, трудности в развитии представляет собой одну из моих задач. В связи с этим в нашей дошкольной организации КГКП «Ясли-сад № 16 «Таңшолпан» провожу коррекционные занятия с детьми по профилактике тревожности и страхов, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, для полноценного всестороннего развития и воспитания детей. Занятия строю на основе игры — как универсального средства оптимизации психического развития в дошкольном возрасте.

Литература:

1. Прихожан А. М.. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика Москва — Воронеж 2000 г.
2. Хухлаева О. В. Лесенка радости. Москва. 1998 г.
3. Хухлаева О. В. Хочу быть успешным. Методическое пособие.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1998 г.
5. Психо гимнастика в начальной школе. Е. А. Алябьева. Москва. 2003 г.
6. Мешок со страхами. С. Лавинский. Обруч. 2003 г.
7. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. Москва.1986 г.
8. Панфилова М. П. Игротерапия общения. Москва. 2000 г.
9. Баркан А. И. Его Величество ребёнок. Москва. 1996 г.

Категория: