Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Эксперименты — окно в удивительный мир природы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

СК ИПК ППК

 

Пышная И.Н. воспитатель я/с «Арман»

Эксперименты — окно в удивительный мир природы | фото с сайта siklis.com

Любовь к родной природе — это сложное многократное чувство, проявляющееся в определенном эмоциональном состоянии и поведении детей. В дошкольном возрасте любовь к природе проявляется не только в любовании ею, но и по выращиванию растений, уходу за животными, деятельности по охране природы.

В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно — следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Цель экспериментальной деятельности: углублять представления о живой и неживой природе. Учить проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты.

Эксперимент № 1 «Растения и уход»

Длительное время один из листьев растения не протирается. Затем детям предлагается приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? Остается пыль? Для сравнения мы исследовали лист, который регулярно протирался. Сделали вывод: растения не только ощущают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.

Важно, чтобы, каждый ребенок выбрал для ухода то растение, которое ему больше всего нравится. В беседе я выяснила, что практически все дети моей группы считают, что чем больше поливать растение, тем для него лучше. В результате такого чрезмерного усердия некоторые растения погибают, (например, засухоустойчивые).

Эксперимент № 2 «Растения и полив»

Мы брали два комнатных растения, одно из которых поливают, а другое — нет (в результате оно засыхает). Такой эксперимент можно проводить только с влагоустойчивыми видами. Признаки нехватки воды сразу же отражаются на его облике, листики становятся менее упругими и засыхают. Но достаточно добавить в горшок немного воды, и растения снова восстанавливает свой первоначальный вид. Сделали вывод: о правильном поливе растений. Постоянно обсуждаем с детьми различные вопросы, например:

  • Какую роль играет свет; вода; тепло; в жизни комнатных растений.
  • Для чего мы их пересаживаем?

Предлагаю детям внимательно изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности, («пушистик», «колючка» и т. п.).
Ребята рассказывают, какими бывают растения, подбирают определения, что они умеют делать, что любят, а что — нет.

Вместе с детьми сочиняем сказки, рассказы. Придумываем сказочного человечка, который будет охранять растения.

Эксперимент № 3 «Тактильный»

Тактильный эксперимент развивает сенсорное восприятие.

Листья, цветы комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие: обводим пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками)

Дети, трогая лист, закрывают глаза и представляют, что гладят животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях.

Эксперимент № 4 «Хитрые семена»

Дети берут семена кабачка и садят в землю. Поливают и устанавливают табличку.

А другие семена кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, и смачивают водой.

На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке ночь, устанавливают табличку.

Через несколько дней дети отличают, какие семена взошли первыми, те что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали. Почему? Рассуждают, что взошли, замоченные семена.

Дети любят эксперименты с неживой природой.

Эксперимент № 1 «Снег тает»

Мы взяли ведёрко, набрали много снега и занесли в группу. Что произошло со снегом? Он растаял и превратился в воду.

Эксперимент № 2 «Сосульки»

Проводя эксперименты с сосульками, обратим внимание, что они образуются на солнечной стороне. Дети рассматривают сосульки, трогают их руками, выясняют, какие они? Гладкие шершавые, прозрачные или нет.

Почему сосульки, «растут» кончиками вниз?

Когда капельки стекают по сосульке, они вытягиваются, и кончик становится тонким.

Эксперимент № 3 «Друзья»

А) Дети ставят стакан с водой на несколько минут на солнце. Что происходит? На стенках стекла образуется пузырьки — это кислород.

Б) Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? Образовалось большое количество пузырьков. Вывод: в состав воды входит кислород, он появляется в виде пузырьков, при движении воды пузырьков становится больше, кислород нужен тем, кто живет в воде.

Эксперимент № 4 «Прятки»

А) В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжелый, опустился на дно.

Почему камешек видно? Вода прозрачная.

Б) Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно, вода покрашена, непрозрачная.

Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны, в непрозрачной — не видны.

Непосредственный контакт детей с предметами или материалами, эксперименты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.