Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Факультативное занятие по русскому языку «Эти трудные «вопросы» ЕНТ»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Амандыкова Гульнар Балхашовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, школа-гимназия № 9 имени Н.Ильясова, город Кызылорда

Факультативное занятие по русскому языку «Эти трудные «вопросы» ЕНТ»

Цели:

1. Повторить и обобщить изученный материал, проверить уровень знаний с помощью системы заданий разного типа.
2. Ознакомить с типами ошибок при решении тестовых заданий и дать тренировочные упражнения на их исправление.
3. Развитие речи, внимания, логического мышления, умение обобщать и делать выводы. Развитие умений самоконтроля и умения работать во времени.
4. Активизация познавательной деятельности, формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Наглядность: задания по типу ЕНТ, раздаточный материал, эпиграфы к уроку.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости уроков русского языка, формировать умения видеть свои и чужие ошибки, продуктивная подготовка к ЕНТ.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

Наше сегодняшнее занятие мы посвятим «трудным» вопросам русского языка, предложенным в тестовых заданиях ЕНТ. Не секрет, что получив результаты работ и обнаружив ошибку, вы часто сетуете, что невнимательно прочитали вопрос. Исследователи даже приводят цифры: 40% ошибок от неумения правильно прочитать задание. Добавлю, что мой опыт показывает, львиная доля ошибок приходится именно на этот пресловутый «невнимательно прочитал вопрос», «торопился». Сегодня мы не будем торопиться, наоборот, будем предельно внимательными при чтении вопросов, а к концу урока попробуем выработать правильную тактику (алгоритм) работы с тестовыми заданиями по русскому языку, чтобы на ЕНТ ответить на все 25 вопросов. Потому как великий Платон сказал: «Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно». Я добавлю, если вопрос понят правильно. Предлагаю вам стандартный набор тестовых заданий по русскому языку.

2. Повторение изученного материала

1) Ранжирование вопросов по русскому языку в тестовых заданиях ЕНТ. (самостоятельная работа учащихся в группах)

Вариант 0001

1. Укажите, в каком варианте нужно вставить о.

2. Ъ знак пишется в слове

3. В сочетании слов пишется при-

4. Укажите слово с пропущенной буквой о.

5. Фразеологизм, имеющий значение сохраняющий самообладание

6. Объективность, проявляемая в изложении разных точек зрения на проблему, отсутствие субъективизма характерны для стиля

7. Слово, состав которого соответствует схеме: корень-суффикс-суффикс-окончание

8. Укажите словосочетание с существительным мужского рода

9. В словосочетании прекран… пианино, тепл… кашне, ароматн… какао, крупн… жираф, интересн… либретто пропущены буквы

10. Укажите предложение, в котором у числительного при склонении изменяется только последнее слово.

11. Каждый думал о своем, но никто не мог даже подумать поделиться этими своими мыслями. В предложении местоимения:

12. Окончания -ат, -ят пишутся у глаголов

13. Предложение, в котором пропущена одна буква -Н- в отглагольном слове

14. Укажите словосочетание с переходным деепричастием.

15. Наречие с приставкой НЕ — в словосочетании.

16. Производный предлог в предложении

17. В словосочетании связь примыкание

18. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

19. Односоставным является предложение

20. Однозначные слова

21. Памятник безмолвный свидетель тех волшебных дней между деревьями чернеет. Предложение осложнено (знаки не расставлены).

22. Сложносочиненное предложение с противительным союзом

23. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

24. Бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставится двоеточие.

25. Количество пропущенных знаков препинания в предложении: Конечно в душе он рассчитывал на помощь сына наверное для того и вызвал его телеграммой, но в тот вечер так ему ничего и не сказал надеялся что догадается сам предложить помощь.

Провести ранжирование и ответить на вопросы.

Сколько раз, читая вопросы, вы ответили:

А) Вопрос легкий.
В) Над вопросом надо подумать.
С) Вопрос трудный.

Вариант 0002

1. Слово, в котором пропущена буква И

2. Укажите словосочетание, в котором сложное слово пишется через дефис

3. Буква С пишется в слове

4. В словах холщ…вый, девч…нка, освещ…нный, душ…нка, горяч… пропущены буквы

5. Синоним к слову фаворит

6. Укажите, какой жанр относится к научному стилю.

7. Фразеологизм, имеющий значение «намереваться покинуть это место»

8. Укажите существительное, имеющее форму только единственного числа.

9. Прилагательные с суффиксом — СК

10. Слова пишутся слитно

11. Местоимение с приставкой НИ пишется в предложении

12. В словах редактир…вали, гор…вали, опазд…вали, чувств…вали, ноч…вали пропущены гласные

13. Предложение со страдательным причастием прошедшего времени.

14. НЕ с деепричастием пишется раздельно в предложении

15. Наречия, образованные от прилагательных

16. Укажите предложение с дефисным написанием частиц

17. В словосочетаниях шум невыносимый, невозможно терпеть, работать молча, хотеть петь, сказочно богат вид связи

18. Еще до недавнего времени мы знали, что в Древней Руси читать и писать умели лишь богатые люди. Сказуемые в этом сложном предложении (в порядке следования)

19. Односоставное неопределенно-личное предложение

20. Формы слова вязать

21. Предложение с обособленным определением (знаки не расставлены)

22. Сложносочиненное предложение с разделительным союзом

23. Люди, которые только что высадились на эту неустроенную землю и после далекого морского пути еще не знали где проведут предстоящую ночь слушали концерт. В предложении пропущено запятых.

24. Будет хорошая погода — пойдем в горы. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

25. Схема, соответствующая предложению Мальчик прислушался и сквозь дальний городской шум ему внезапно показалось что он слышит как растет и чуть шевелится горячая от солнца трава.

Провести ранжирование и ответить на вопросы.

Сколько раз, читая вопросы, вы ответили:

А) Читаю вопрос и уже знаю ответ.
В) Читаю вопрос и знаю, как найти ответ.
С) Вопрос не понимаю.

Вариант 0003

1. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв

2. Слово, образованное сложением части слова с целым словом

3. Слова с приставкой ПРИ —

4. Слово с пропущенной буквой Ё

5. Слова синонимы в ряду

6. Укажите, какая характеристика соответствует публицистическому стилю

7. Схеме приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание соответствует слово

8. Существительные среднего рода

9. Прилагательные с буквой — И в суффиксе

10. Укажите, как пишутся слова (семи) тысячный, (двадцати) (семи) миллионный

11. Предложение, в котором личное местоимение употреблено в форме дательного падежа

12. Укажите ряд глаголов повелительного наклонения с мягким знаком после согласных

13. Буквы, а, я пишутся в суффиксах причастий

14. Укажите словосочетание, в котором есть деепричастный оборот

15. Отрицательные наречия

16. Описание вашего путешествия в Калугу как н… смешно, для меня вовсе н… забавно. Он н… придумал никакого решения. Ну как н… порадеть родному человечку?! Пропущены буквы.

17. По способу согласования слова связаны в словосочетании

18. Укажите предложение, в котором определение выражено причастием.

19. Односоставным определенно-личным является предложение

20. Устойчивые словосочетание в ряду

21. Предложение, в котором определение нужно обособить

22. В предложении выражены отношения взаимоисключения

23. Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял приставив руку ко лбу чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. В предложении пропущено запятых

24. Его преследует одна мысль освобождение его родины. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

25. Вокзал уж не загораживал запада поле было открыто, но солнце уже село и дым черными клубами стлался по бархатной озими. В предложении пропущено запятых.

Провести ранжирование и ответить на вопросы.

Сколько раз, читая вопросы, вы поставили:

! (радость)
? (сомнение)
… (тревога)
. (уверенность)

Вариант 0004

1. Звонкий согласный звук, не имеющий парного глухого

2. Форма слова сохранять

3. Укажите значение приставки ПРИ — в слове присесть

4. Укажите слово с пропущенной буквой И.

5. Укажите ряд антонимов.

6. Талгат Монтаев имеет организаторские способности. Неоднократно оказывал помощь школе в организации и проведении различных мероприятий. Стиль текста.

7. Укажите слово, имеющее омоним.

8. Существительные женского рода в ряду.

9. Через дефис пишется прилагательное

10. Правильный вариант склонения числительного полтора

11. Местоимения пишутся раздельно

12. Слова (слово) с пропущенным мягким знаком в предложении

13. Слово с НН есть в словосочетании

14. НЕ с деепричастиям пишется слитно

15. Укажите ряд наречий, образованных приставочным способом.

16. Укажите ряд, в котором слово с НИ пишется слитно

17. Сочинительная связь в словосочетании слов

18. Предложение с составным глагольным сказуемым

19. Однородные члены в предложении (запятые не расставлены)

20. Сложные слова, образованные сложением основ с одновременным присоединением суффикса

21. Обособленное определение в предложении

22. Запятые не ставятся в предложении

23. Ему казалось что если все что он видит и слышит разложить в каком-нибудь порядке должно родиться в душе некое емкое слово которое сразу объяснит ему людей и соединит его с ними. Укажите количество пропущенных запятых в предложении.

24. Тире в бессоюзном сложном предложении (знаки не расставлены)

25. Правильное пунктуационное оформление прямой речи

Провести ранжирование и ответить на вопросы.

На вопросы раздела «…» отвечаем быстро (в течение секунд).
Решения вопросов по разделам «…», «…». «…» требуют времени.
Поиски ответов на вопросы по «…» отнимают много времени.

2) Выступление учащихся с ответами по ранжированию вопросов.

3) Слово учителя: вы только что сами определили для себя степень трудности тех или иных вопросов. Посмотрим, как вы реализуете свои наблюдения на практике. Перед вами карточки из 5 заданий и 3 минуты на их решение.

4) Задания на карточках по пять вопросов на разные разделы языкознания.

Первый вариант заданий.

1. Какое существительное имеет два варианта окончаний в предложном падеже единственного числа -Е и -У(-Ю)?

А. падеж
В. круг
С. дорога
Д. лес
Е. Кожа

2. Ряд многозначных слов:

А. санитар, тошнота
В. боровик, бородавка
С. ладья, весна
Д. галерея, зайчик
Е. котлета, грач

3. Укажите слово, состав которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание:

А. выскочка
В. зазнайка
С. свысока
Д. посмотрели
Е. Предосенний

4. Буква Ь обозначает грамматическую форму в словах:

А. больной, мальчик, ноябрь
В. ветвь, сельдь, меньше
С. рожь, отрежь, несешься
Д. пильщик, фонарь, борьба
Е. изморозь, льстить, просьба

5. Все слова являются местоимениями

А. мною, тобой, меня, по-твоему
В. собой, вами, ваш, всем
С. кто то, свой, по-своему, чей
Д. никто, никакой, несколько, некогда
Е. самый, любой, чужой, другой

Второй вариант заданий

1. Гласный звук [о] есть в обоих словах словосочетания:

А. своя ноша
В. мой подъезд
С. возведение дворца
Д. теплый напиток
Е. готовить кофе

2. Приставочно-суффиксальным способом образованы слова:

А. незнайка, пригород, озорник
В. взрыв, самокат, безработица
С. Приазовье, антигриппин, сослуживец
Д. сотоварищ, подснежник, бессонница
Е. беспорядок, призвук, пахарь

3. Определите, в каком варианте верно указаны разряды имен прилагательных, употребленных в предложении: Из всех вещей, которые были видны из картонных коробок, Аксинья выбрала себе пару черных сапог и верблюжий шерстяной платок.

А. относительное, качественное, притяжательное, относительное
В. относительное, качественное, качественное, относительное
С. относительное, качественное, притяжательное, притяжательное
Д. качественное, относительное, притяжательное, качественное
Е. качественное, относительное, качественное, притяжательное

4. Укажите слово без удвоенной буквы Л.

А. кал…играфия
В. гал…ерея
С. стел…аж
Д. кирил…ица
Е. кол…ектив

5. Формы слова прочитают:

А. прочтя, чтение
В. прочитанный, читанный
С. прочитает, прочитав
Д. читает, прочитаешь
Е. читающий, прочитавший

Третий вариант заданий

1. Какое существительное имеет два варианта окончаний в предложном падеже единственного числа -Е и -У(-Ю)?

А. падеж
В. круг
С. дорога
Д. лес
Е. Кожа

2. Предупреждающий что-нибудь означает слово

А. превосходный
В. приоритетный
С. предпочтительный
Д. превентивный
Е. Превалирующий

3. Ряд слов, соответствующих схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

А. Вправо, солист, соловей
В. раскаленный, надломленный, утомление
С. сверху, выносливый, садовый
Д. сотрудник, соседний, мореплаватель
Е. университетский, физический, перелесок

4. Буква Е пишется в глаголе:

А. они обессил…ли
В. обезглав…л врага
С. обезвред…л врага
Д. товар обесцен…лся
Е. обезвод…л участок

5. Существительные среднего рода

А. рантье, кредо, кофе
В. крыло, пюре, пони
С. озеро, сальто, Сан-Франциско
Д. знамя, жабо, метро
Е. кашне, бремя, Эверест

Четвертый вариант заданий.

1. Все согласные звуки глухие в словах:

А. сосна, шишка
В. привкус столб
С. компьютер, сканер
Д. течение, подпись
Е. подковка, топот

2. Укажите однозначное слово.

А. легкий
В. договор
С. разбить
Д. тонкий
Е. Плыть

3. Определите, в каком варианте верно указаны разряды имен прилагательных, употребленных в предложении: Из всех вещей, которые были видны из картонных коробок, Аксинья выбрала себе пару черных сапог и верблюжий шерстяной платок.

А. относительное, качественное, притяжательное, относительное
В. относительное, качественное, качественное, относительное
С. относительное, качественное, притяжательное, притяжательное
Д. качественное, относительное, притяжательное, качественное
Е. качественное, относительное, качественное, притяжательное

4. Слово с двумя буквами Н в суффиксе есть в словосочетании:

А. соле…ый груздь
В. соля…ая кислота
С. варе…ый картофель
Д. каме…ый дом
Е. реше…ая задача

5. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Неуловимый свет родился над землею,
Над кровлями безмолвного села.

А. причастие, прилагательное
В. причастие, деепричастие
С. прилагательное, прилагательное
Д. прилагательное, деепричастие
Е. причастие, причастие

(Самостоятельная работа учащихся в группах)

Ключ ответа

Вариант первый

1. В Д
2. Д
3. Д
4. С
5. В

Вариант второй

1. Е
2. С
3. ?
4. В
5. С

Вариант третий

1. В Д
2. Д
3. В
4. А
5. Д

Вариант четвертый

1. Е
2. В
3. ?
4. Е
5. С

4) Сверка с ключом ответов. Ответ на вопрос:

— Все ли задания выполнены верно?

— На какие вопросы не ответили? Причину указать.

— С какими ответами в «Ключе к заданиям» не согласны и почему?

— Как вы думаете, почему в некоторых вариантах я поставила знак вопроса?

Слово учителя: Данные примеры должны были вас убедить в том, что к формулировке вопросов по русскому языку нужно относиться с должным уважением. Хочу предложить вам составить вопросы к заданным ответам. Как сказал уже И.Кант, «умение ставить разумные вопросы — признак ума и проницательности».

5) Составить вопросы к заданным вариантам ответов.

А. 2
В. 4
С. 3
Д. 6
Е. 7

(Предполагаемые вопросы:

— Сколько знаков препинания в предложении?
— Сколько служебных частей речи в предложении?
— Сколько падежных форм имеют числительные сто, сорок, полтораста?)

А. заплатить
В. таять
С. держать
Д. гореть
Е. Кричать

(Предполагаемые вопросы:
— Укажите глагол первого спряжения.
— Укажите глагол совершенного вида.
— Укажите переходный глагол.
— От основы какого глагола образуются причастия с суффиксом -ущ-, -ющ-?)

Задать предложение: Лодка оттолкнулась от берега, развернулась и, подхваченная течением, понеслась вниз стремительно, легко, как отдохнувший конь по чистому полю.

Предполагаемые вопросы:
— Укажите тип предложения.
— Укажите количество знаков препинания.
— Чем осложнено данное предложение?
— Укажите разряды причастий в данном предложении.

Слово учителя: Правильно формулировать вопрос — это половина дела. Вторая половина — умение услышать ответ.

3. Закрепление и обобщение

Те из вас, которые внимательно следят за вопросами ЕНТ по русскому языку, сразу определяют новые вопросы. (Предложения, схемы, по лексике)

«Забытые» вопросы? (Орфоэпия и этимология)

4. Выводы по уроку

Какие навыки нужно приобрести, чтобы сказать себе: «Я готов сдавать тест по русскому языку»?

1. Внимательно читаю вопрос.
2. Работаю быстро, но не тороплюсь.
3. Не пропускаю правильный вариант ответа.
4. Использую метод исключения.
5. Решаю тестовые задания не менее 20–30 минут.
6. Обязательно делаю «второй круг», проверяю.
5. Заключительное слово учителя.

Мы сегодня хорошо поработали. Уверена, вы будете внимательно прочитывать вопросы и наберете при сдаче ЕНТ высший балл по русскому языку. Желаю успеха, спасибо за работу.

Категория: