Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Формирование грамматической компетенции в соответствии с требованиями модернизации образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Булка Ирина Игоревна, учитель английского языка высшей категории, ГУ школа-гимназия №3 г. Астаны

Формирование грамматической компетенции в соответствии с требованиями модернизации образования

Современное казахстанское общество характеризуется общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую роль занимает образование.

Президент страны Назарбаев Н. А. определил важную задачу перед образованием. Оно должно быть конкурентноспособным, высококачественным, отвечающим требованиям современного общества.

Главной целью обучения иностранному языку является свободное общение. Свободное общение включает в себя грамотную устную речь. Грамотная устная речь подразумевает знание грамматики, т. е. грамматически правильное оформление устно-речевых высказываний.

В процессе изучения иностранного языка учащиеся овладевают навыками во всех видах речевой деятельности — аудировании, говорении, чтении и письме. Но овладение этими видами речевой деятельности невозможно без такого важного аспекта как грамматика.

Грамматика — это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т. к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.

Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как «формы» и «структуры», а как средства выражения определённых мыслей, отношений, коммуникативных намерений и введение их в речевой опыт. Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного владения иностранным языком. Возникает вопрос — должны ли мы обучать учащихся правилам только через упражнения тренировочного характера, рассчитанных на коммуникативную деятельность или на отработку грамматических структур. И те и другие упражнения важны и должны иметь место в обучении.

Практика показывает, что чаще всего преподаватели придерживаются традиционного метода обучения грамматике. Работа над грамматической стороной языка ограничивается чтением правила, тренировкой в предложениях (с опорой или без опоры на таблицы/схемы). В отсутствии реальной коммуникации на уроках иностранного языка появляются пробелы в знаниях у учащихся, а главное трудности в выражении своих мыслей.

Коммуникативная методика предлагает нам другой подход в обучении грамматике. Коммуникативная методика преподавания грамматики направлена на приобретение коммуникативных навыков. Она учит учащихся выражать свои мысли и эмоции, используя грамматические структуры.

При этом учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся как можно точнее имитировали условия реального языкового общения.

Коммуникативная цель обучения грамматике позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически.

На занятиях учащимся дается возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, позволяет им научиться применять грамматические и лексические формы для выражения собственных мыслей.

Поэтому большое внимание на уроках уделяется работе в парах и мини-группах. Учащимся предлагаются темы или вопросы для обсуждения, и они пробуют свои силы в реальном общении. Учащиеся должны научиться воспринимать речь собеседника, стараться строить как можно более понятные и четкие фразы. Важную роль здесь играют творческий подход к занятиям и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи.

Для каждого из этапов следует использовать соответствующие их целям упражнения.

На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении. Этому этапу соответствуют следующие упражнения:

• подчёркивания;
• выписывание;
• грамматический разбор;
• модель — SOS

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, осуществляется через следующие тренировочные упражнения:

• имитационные;
• повторительные;
• трансформационные;
• подстановочные (таблицы);
• упражнения игрового характера.

Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур — это обязательный этап овладения языком. Но кроме этого необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.

На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков. Упражнения этого этапа должны иметь коммуникативную значимость. Учащимся можно предложить следующие виды заданий:

• коммуникативные задания;
• учебные и естественные речевые ситуации (УРС и ЕРС);
• коммуникативные игры.

Методические приёмы, задания и практические способы обучения грамматическим явлениям на каждом этапе должны быть разнообразными.

В коммуникативно-ориентированном обучении используются коммуникативные задания, которые можно разделить на две большие группы: «функционально-коммуникативные» и «взаимодействия в группе».

Функционально-коммуникативные задания включают сравнение набора картинок и изображений, восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам и др.

Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.

Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации. Можно предложить следующие задания: «Разыграйте диалог между покупателем и продавцом одежды», «Расскажите о планируемой поездке». Учащиеся должны научиться придумывать содержание воображаемого разговора. К заданиям, основанным на, коммуникативной задаче, традиционно относят различные ролевые, игры, моделирование коммуникации и т. д. Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов. В качестве примеров нетрадиционных методов можно привести «скетч», «ролевую игру», «круглый стол», «дискуссию».

Скетч — это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей

Круглый стол — представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения.

Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет.

Следует упомянуть, что при выполнении речевых заданий нельзя останавливаться для разбора языковых ошибок. Если какая-либо языковая ошибка повторяется, следует взять её на заметку и на последующих уроках провести необходимые упражнения. Подобные дискуссии удаются лишь в том случае, если учитель хорошо знает, что вызывает интерес и эмоциональное отношение учащихся. Например, можно начать рассказ и остановиться на самом интересном месте, тогда учащиеся будут вынуждены задавать вопросы.

Важное условие реального общения — необходимость говорить на иностранном языке — достижимо в заданиях, предполагающих иностранного получателя информации. Например, предлагается написать письмо иностранцу, рассказать о своём городе, хобби и т. д. Можно предложить прослушать сообщение о погоде на завтра и сказать, какая погода будет в Лондоне.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи, в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывание идей. Данные приёмы значительно способствуют решению учебных задач. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма.

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

Список используемой литературы:

1. Витлин, Ж. А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. — № 5. — С. 5-7.
2. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н. Д. Гальскова. — М.: АРКТИ, 2009. — 372 с.
3. Колкер, Я. М. Практическая методика обучению иностранному языку: учеб. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. — М.: Академия, 2007. — 253 с.

Категория: