Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

«…И жизнь, и слезы, и любовь…»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Бикина Х.Х., учитель русского языка и литературы
Мамлютская средняя школа № 3 им. Х. Бектурганова

Любовь — это готовность
провести вдвоём вечностьМихаил Эпштейн


«…И жизнь, и слезы, и любовь…»

Заседание литературной гостиной

Цель: создание условий для осознания гармонии чувств и слов, красоты человеческих отношений на примере творчества лучших мастеров слова.

Задачи:

  1. формировать стремление познавать прекрасное;
  2. развивать потребность в реализации собственного творческого начала.

Оформление: на доске записана тема заседания, эпиграф, фамилии поэтов; стилизация под театральную сцену, свечи, в центре небольшой стол, на белой скатерти красная роза; музыкальные фрагменты, видеофрагменты.

Оборудование: интерактивная доска (презентация), компьютеры.

Ход заседания:

Затемнение, горит свеча, ученица за столиком склонилась над письмом. На белом фоне высвечивается силуэт юноши: он читает письмо Желткова из рассказа «Гранатовый браслет» Куприна на фоне музыки (Бетховен «Соната № 2»).

«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.

Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли…

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Всё равно сердце было бы всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас, сладким бредом…

Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю всё самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я её целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено.

Я уверен, что вы обо мне вспомните. Если вспомните, сыграйте сонату D-dur N2. op.2.

От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу, целую Ваши руки.
Г.С.Ж.»

Учитель: «Вера Николаевна слушала музыку, а в уме её слагались слова. Они совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

Ученик:

«…Я перед тобою — одна молитва: „Да святится имя Твое“….Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь.

„Да святится имя Твое“.

…Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. „Да святится имя Твое“.

…Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю — слава Тебе!…»

Муз. фон (Ричард Клаудерман «Ромео и Джульетта»)

Учитель: Я думаю, что любая женщина мечтает о таком послании. Только любящее сердце способно сказать такие слова. Сегодня мы поговорим с вами о любви, о прекрасном чувстве, которое приходит к каждому человеку. И каждый принимает её и переживает по-своему.

    Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста.
    Любовь — это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза.
    Человек ждет любви.
    Но и любовь ждет к себе тоже особого внимания, особых поступков, тонких созвучий слов.
    А как вы понимаете, что такое любовь?

(ответы детей, присутствующих взрослых)

Муз. фон (Ирина Круг «Тебе, моя последняя любовь»)

Учитель: Любовь ждет особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви, и пусть она затронет струнки ваших сердец.

Ученик:

    Я гитару настрою на лирический лад,
    И знакомой тропинкой уйду в звездопад.
    Быть красивой, как песня, попрошу я ее.
    И гитара взорвется, как сердце мое.

Ученица:

    К долгожданной гитаре я тихо прильну,
    Осторожно и бережно трону струну.
    И она отзовется, призывно звеня…
    Добротою наполнит тебя и меня.

Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…» (в оригинале или в исполнении учащегося под гитару)

    Давайте восклицать,
    Друг другом восхищаться,
    Высокопарных слов
    Не надо опасаться.
    Давайте говорить
    Друг другу комплименты —
    Ведь это всё любви
    Счастливые моменты.
    Давайте горевать
    И плакать откровенно,
    То вместе, то поврозь,
    А то попеременно.
    Не надо придавать
    Значения злословью,
    Поскольку грусть всегда
    Соседствует с любовью.
    Давайте понимать
    Друг друга с полуслова,
    Чтоб, ошибившись раз,
    Не ошибиться снова.
    Давайте жить, во всём
    Друг другу потакая,
    Тем более, что жизнь
    Короткая такая…

Муз. Фон (P. Weekers «Wish you were here»)

Ученица: Любовь прекрасна, она требует взаимопонимания, высоких человеческих чувств. Надежда Александровна Лохвицкая, известная как Тэффи, была очень популярной. Ее перу принадлежат не только прозаические произведения, но и стихи.

    Ты меня, мое солнце,
    Все равно не согреешь,
    Ты горишь слишком тихо —
    Я хочу слишком знойно!
    Ты меня, мое сердце,
    Все равно не услышишь,
    Ты стучишь слишком звонко —
    Я зову слишком робко!
    Ты меня, мое счастье,
    Все равно не утешишь,
    Ты солжешь слишком нежно —
    Я пойму слишком горько!
    Ты меня, мой любимый,
    Все равно не полюбишь,
    Я горю слишком ярко —
    Ты возьмешь слишком просто!

Всего четыре строфы, а сколько чувств, эмоций, переживаний…

Ученик:

    Вот иду, иду я напевая.
    И слова у песенки просты:
    — Где же ты, где же ты, милая, родная,
    Девушка моей, моей мечты?

В сопровождении гитары звучит песня из фильма «Ирония судьбы…». Муз. М. Таривердиева, сл. В. Киршона или демонстрируется фрагмент из кинофильма.

    Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»
    Ясень не ответил мне, качая головой.
    Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»
    Тополь забросал меня осеннею листвой.
    Я спросил у осени: «Где моя любимая?»
    Осень мне ответила проливным дождем.
    У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?»
    Долго дождик слезы лил за моим окном.
    Я спросил у месяца: «Где моя любимая?»
    Месяц скрылся в облаке, не ответил мне.
    Я спросил у облака: «Где моя любимая?»
    Облако растаяло в небесной синеве…

Муз. фон (Шопен «Вальс»)

Ученица: Человек мечтает найти свою любовь, ведь она — источник жизни и вдохновения. Именно в таком состоянии многие ученые делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи.

Учитель: Анна Керн, Айседора Дункан, Беатриче, Лаура, Наталья Гончарова, Полина Виардо, Елена Денисьева… Им посвящали стихи великие поэты. Как восторженно, нежно, писал Пушкин о Наталье Гончаровой! Натали… Первая красавица в России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена, его Мадонна…

Муз. фон (Celine Dion «My heart will go on»)

Ученик:

    Не множеством картин старинных мастеров
    Украсить я всегда желал свою обитель,
    Чтоб суеверно им дивился посетитель,
    Внимая важному сужденью знатоков.
    В простом углу моем, средь медленных трудов
    Одной картины я желал быть вечно зритель,
    Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
    Пречистая и наш божественный спаситель —
    Она с величием, он с разумом в очах —
    Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
    Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
    Исполнились мои желания, Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.

Муз. фон (Шопен «Вальс»)

Ученица: Но в жизни Пушкина была еще одна женщина, которая дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.

Пушкину было 12 лет, когда он встретился с 19-летней А. Керн в доме президента академии художеств А. Н. Оленина. Шли годы… Неожиданная, после такого перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности заметил он в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дыша прохладой и ароматом полей.

После встречи с Керн Пушкин глубокой ночью сидел за столом и писал… Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, коснувшись своей ножкой.

Горела свеча. В раскрытое окно влетали бабочки и, опаленные пламенем, ложились на листок, а рядом ложились пушкинские строки…

Муз. фон (Кенни Джи «Момент»)

Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье»

    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась Ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.

Муз. фон (Стефан Николаи «Вчера»)

Ученица: Великий Пушкин писал. А свеча все горела. Свеча… в ней всегда какая-то тайна, какая-та загадка, что-то величественное… и вечное… Свеча — своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и любовных встреч, и поэтических вдохновений. Свеча… Она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака.

Муз. фон (Celine Dion «My heart will go on»)

Ученик читает стихотворение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь»

    Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со двора
    К оконной раме.
    Метель лепила на стекле
    Кружки и стрелы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    На озаренный потолок
    Ложились тени,
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
    Судьбы скрещенья.
    И падали два башмачка
    Со стуком на пол,
    И воск слезами с ночника
    На платье капал.
    И все терялось в снежной мгле,
    Седой и белой.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    На свечку дуло из угла,
    И жар соблазна
    Вздымал, как ангел, два крыла
    Крестообразно.
    Мело весь месяц в феврале,
    И то и дело
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

Муз. фон (Стефан Николаи «Вчера»)

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь» входит в цикл стихов, составляющих последнюю часть романа «Доктор Живаго». Это роман особого типа — роман поэта Б. Пастернака о поэте Юрии Живаго, о поэзии и о том, как она рождается. Замысел стихотворения «Зимняя ночь» возникает во время Рождественских праздников в 1911 году, когда юные Тоня и Юра влюблены друг в друга. Завершение стихотворения «пришло» через 10 лет в Варыкино, где Лара и Юрий спасались от стихий революции.

Муз. из к/ф «Профессионал» Эннио Морриконе

Ученица: Елена Александровна Денисьева и поэт Федор Иванович Тютчев. Их любовь длилась 14 лет. Да, он любил их обеих — и Денисьеву, и жену. Кем он был для них: злодей, не желающий делать зла, друг, бессильный совершить добро? Его убеждения находились в постоянном противоречии с его поступками.

Как все сплелось, как запуталось? Когда Леля — Елена Александровна Денисьева — умерла, наступило время страшного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что, в сущности, именно он сгубил ее тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где его любили, и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем его сердечное влечение.

Елена Александровна умерла, но осталось ее имя, олицетворяющее в отечественной литературе одну из вершин философской лирики поэта.

Ученик читает стихотворение Тютчева «Последняя любовь»

    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    Полнеба обхватила тень,
    Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
    Помедли, помедли, вечерний день,
    Продлись, продлись, очарованье.
    Пускай скудеет в жилах кровь,
    Но в сердце не скудеет нежность…
    О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство, и безнадежность.

Ученик:

    Я встретил вас, и все былое
    В отжившем сердце ожило:
    Я вспомнил время золотое —
    И сердцу стало так тепло.

В свои 18 лет Тютчев прибыл в Мюнхен, и здесь он встречает на одном из светских раутов очаровательную Амалию Лерхенфельд, побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Она поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев околдован и очарован.

Учитель пения исполняет романс «Я встретил вас» (сл. Ф. Тютчева, муз. неизв. автора)

    Я встретил вас — и все былое
    В отжившем сердце отжило;
    Я вспомнил время золотое,
    И сердцу стало так тепло…
    Как поздней осенью порою
    Бывают дни, бывает час,
    Когда повеет вдруг весною
    И что-то встрепенется в нас, —
    Так, весь обвеян дуновеньем
    Тех лет душевной полноты
    С давно забытым упоеньем
    Смотрю на милые черты…
    Как после вековой разлуки,
    Гляжу на вас, как бы во сне, —
    И вот — слышнее стали звуки,
    Неумолкавшие во мне…
    Тут не одно воспоминанье,
    Тут жизнь заговорила вновь, —
    И то же в вас очарованье,
    И та ж в душе моей любовь!

Муз. фон (Георгий Свиридов «Вальс»)

Ученик: Прекрасная поэтесса Анна Ахматова вышла замуж за друга своей юности Николая Степановича Гумилева. Он любил ее уже три года, и она верила, что ее судьба быть его женой.

Ученица: Ахматова писала: «Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя»

    Помолись о нищей, о потерянной,
    О моей живой душе,
    Ты в своих путях всегда уверенный,
    Свет узревший в шалаше.
    И тебе, печально благодарная,
    Я за это расскажу потом,
    Как меня томила ночь угарная,
    Как дышало утро льдом.

Муз. фон (Поль Мориа «Токката»)

Ученица читает стихотворение А. Ахматовой «Долгим взглядом твоим истомленная»

    Долгим взглядом твоим истомленная,
    И сама научилась томить.
    Из ребра твоего сотворенная,
    Как могу я тебя не любить?
    Быть твоею сестрою отрадною
    Мне завещано древней судьбой,
    А я стала лукавой и жадною
    И сладчайшей твоею рабой.
    Но когда замираю, смиренная,
    На груди твоей снега белей,
    Как ликует твое умудренное
    Сердце — солнце отчизны моей.

Муз. фон (Ф. Шуберт «Аве Мария»)

Ученик: Пусть сердца наполняются эмоциями. Человек умеет и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать…

Слайд № 18

1906 год, Коктебель… Марина Цветаева в гостях у друга семьи — Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает: если молодой человек найдет и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: «Сережу я люблю бесконечно и навеки… Я постоянно дрожу над ним… Мы никогда не расстанемся. Наша встреча — чудо… Он мой родной на всю жизнь.»

Муз. фон (Нина Рота «Ромео и Джульетта»)

Ученица читает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…»

    Я с вызовом ношу его кольцо!
    — Да, в Вечности — жена, не на бумаге
    Чрезмерно узкое его лицо
    Подобно шпаге.
    Безмолвен рот его, углами вниз,
    Мучительно великолепны брови.
    В его лице трагически слились
    Две древних крови.
    Он тонок первой тонкостью ветвей.
    Его глаза — прекрасно бесполезны! —
    Под крыльями раскинутых бровей —
    Две бездны.
    B его лице я рыцарству верна,
    — Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
    Такие — в роковые времена —
    Слагают стансы — и идут на плаху.

Ученица: Прекрасные стихи поэтессы Цветаевой ''Мне нравится, что вы больны не мной'' — одно из самых известных ее стихотворений. Посвящено оно Маврикию Александровичу Минцу, а стало таким популярным благодаря советскому фильму ''Ирония судьбы, или С лёгким паром!''. Мелодичные строчки Марины Ивановны были положены на стихи Михаила Таривердиева, вложены в уста главной героини и спеты Аллой Борисовной Пугачевой. Надо отметить, как нежно и проникновенно спеты… Вот — эти глубокие и проникновенные строки без потаенного смысла, чистые и сильные.

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» исполняется под гитару или демонстрируется видеофрагмент

    Мне нравится, что вы больны не мной,
    Мне нравится, что я больна не вами,
    Что никогда тяжелый шар земной
    Не уплывет под нашими ногами.
    Мне нравится, что можно быть смешной —
    Распущенной — и не играть словами,
    И не краснеть удушливой волной,
    Слегка соприкоснувшись рукавами.
    Мне нравится еще, что вы при мне
    Спокойно обнимаете другую,
    Не прочите мне в адовом огне
    Гореть за то, что я не вас целую.
    Что имя нежное мое, мой нежный, не
    Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
    Что никогда в церковной тишине
    Не пропоют над нами: аллилуйя!
    Спасибо вам и сердцем и рукой
    За то, что вы меня — не зная сами! —
    Так любите: за мой ночной покой,
    За редкость встреч закатными часами,
    За наши не-гулянья под луной,
    За солнце, не у нас над головами,
    За то, что вы больны — увы! — не мной,
    За то, что я больна — увы! — не вами!

Муз. из к/ф «Усатый нянь»

Ученик: А сейчас, чтобы нам не грустить, мы расскажем о другой любви. Хотя и в ней есть страдания, но надеемся, вы, слушая это стихотворение, улыбнетесь. Говорят, у любви нет возраста. И прийти она может очень рано.

Ученики 5 класса читают стихотворение А. Барто «Первая любовь»

    Каждый может догадаться —
    Антонина влюблена!
    Ну и что ж! Ей скоро двадцать,
    А на улице весна!
    Только звякнет телефон,
    Тоня шепчет: «Это он!»
    Стала ласковой и кроткой,
    Ходит легкою походкой,
    По утрам поет, как птица…
    Вдруг и младшая сестрица
    Просыпается чуть свет,
    Говорит: «Пора влюбиться!
    Мне почти тринадцать лет.»
    И Наташа на уроке
    Оглядела всех ребят:
    «Юрка? Слишком толстощекий!
    Петя — ростом маловат!
    Вот Алеша — славный малый!
    Я влюблюсь в него, пожалуй».
    Повторяет класс по карте,
    Где Иртыш, где Енисей,
    А влюбленная на парте
    Нежно шепчет: «Алексей!»
    Алик смотрит огорченно:
    «Что ей нужно от меня?»
    Всем известно, что девчонок
    Он боится, как огня.
    Он понять ее не в силах!
    То она глаза скосила,
    То резинку попросила,
    То она вздыхает тяжко,
    То зачем-то промокашку
    Подает ему любя.
    Алик вышел из себя!
    Поступил он с ней жестоко
    Отлупил после урока.
    Так вот с первого свиданья
    Начинаются страданья.

Учитель: Поприветствуем наших маленьких участников — учащихся 1 класса (инсценировка песни «А ты меня любишь? Ага!» муз. Dj Slon & Ангел, сл. А. Шамуилова)

    На улице дождик,
    На улице слякоть,
    А им всё равно.
    Идут они вместе,
    Один у них зонтик,
    Идут из кино.
    Маленькая девочка
    Маленькому мальчику
    Задаёт вопрос:
    Что такое небо,
    Что такое солнышко,
    Что такое любовь?
    А ты меня любишь? — Ага.
    А ты со мной будешь? — Ага.
    Так будем мы вместе,
    Так будем мы рядом
    С тобою всегда!
    А что скажет мама,
    А что скажет папа,
    Когда будем вместе гулять?
    Они ведь и так никуда не пускают,
    С тобой не пускают играть.
    А ты меня любишь? — Ага.
    А ты со мной будешь? — Ага.
    Так будем мы вместе,
    Так будем мы рядом
    С тобою всегда!
    Давай пока никому…
    Не будем говорить,
    Пока не наступит такая минута,
    Когда можно будет любить.
    А ты меня любишь? — Ага.
    А ты со мной будешь? — Ага.
    Так будем мы вместе,
    Так будем мы рядом
    С тобою всегда!
    А ты меня любишь? — Ага.
    А ты со мной будешь? — Ага.
    Так будем мы вместе,
    Так будем мы рядом
    С тобою всегда!
    Так будем мы вместе,
    Так будем мы рядом
    С тобою всегда!

Муз. из к/ф «Ветер перемен»

Ученик: А когда любовь взрослеет, она становится серьезней и романтичней.

Ученик и ученица читают стихотворение Я. Смелякова «Хорошая девочка Лида»

    Вдоль маленьких домиков белых
    акация душно цветет.
    Хорошая девочка Лида
    на улице Южной живет.
    Ее золотые косицы
    затянуты, будто жгуты.
    По платью, по синему ситцу,
    как в поле, мелькают цветы.
    И вовсе, представьте, неплохо,
    что рыжий пройдоха апрель
    бесшумной пыльцою веснушек
    засыпал ей утром постель.
    Не зря с одобреньем веселым
    соседи глядят из окна,
    когда на занятия в школу
    с портфелем проходит она.
    В оконном стекле отражаясь,
    по миру идет не спеша
    хорошая девочка Лида.
    Да чем же она хороша?
    Спросите об этом мальчишку,
    что в доме напротив живет.
    Он с именем этим ложится
    и с именем этим встает.
    Недаром на каменных плитах,
    где милый ботинок ступал,
    «Хорошая девочка Лида»,
    в отчаянье он написал.
    Не может людей не растрогать
    мальчишки упрямого пыл.
    Так Пушкин влюблялся, должно быть,
    так Гейне, наверно, любил.
    Он вырастет, станет известным,
    покинет пенаты свои.
    Окажется улица тесной
    для этой огромной любви.
    Преграды влюбленному нету:
    смущенье и робость — вранье!
    На всех перекрестках планеты
    напишет он имя ее.
    На полюсе Южном — огнями,
    пшеницей — в кубанских степях,
    на русских полянах — цветами
    и пеной морской — на морях.
    Он в небо залезет ночное,
    все пальцы себе обожжет,
    но вскоре над тихой Землею
    созвездие Лиды взойдет.
    Пусть будут ночами светиться
    над снами твоими, Москва,
    на синих небесных страницах
    красивые эти слова.

Муз. из к/ф «Профессионал» Эннио Морриконе

Учитель: О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве, в этих, казалось бы, беспорядочных записях (на интерактивной доске слайд № 23) потерялись время и пространство. Как звезды на небе, расписаны эти имена. Но здесь есть особая гармония — гармония чувства, которая «движет Солнце и светила». Оно, это чувство, — источник жизни на земле. Ведь любовь есть все. О любви написано множество стихов. Кому-то нравятся стихи марины Цветаевой, а кому-то — Бориса Пастернака. Кто-то любит стихи Анна Ахматовой, а кто-то в восторге от поэзии Петрарки, кто-то восхищается Пушкиным, а кому-то нравится Шекспир… Поэты всех времен и народов писали о любви. А сейчас я предлагаю вам прочитать любимые стихи.

Ученики читают стихи: А. С. Пушкина («Я вас любил»…), А. Кольцова («Разлука»…), А. Фета («Только встречу улыбку твою»…), К. Бальмонта («Беатриче»…), Ф. Петрарки («Сонет CXXXIV»…), Э. Мандельштама («Я наравне с другими»…), С. Есенина («Не бродить, не мять в кустах багряных»…), Е. Ширмана («Возвращение»…), А. Фатьянова («Не грусти…»…), В. Высоцкого («Баллада о любви»…)

Муз. фон (Шопен «Мазурка»)

Ученик (У. Шекспир «Сонет № 130»)

    Ее глаза на звезды не похожи,
    Нельзя уста кораллами назвать,
    Не белоснежна плеч открытых кожа,
    И черной проволокой вьется прядь.
    С дамасской розой, алой или белой,
    Нельзя сравнить оттенок этих щек.
    А тело пахнет так, как пахнет тело,
    Не как фиалки нежный лепесток.
    Ты не найдешь в ней совершенных линий,
    Особенного света на челе.
    Не знаю я, как шествуют богини,
    Но милая ступает по земле.
    И все ж она уступит тем едва ли,
    Кого в сравненьях пышных оболгали.

Муз. фон (Ричард Клаудерман «Ромео и Джульетта»)

Ученица: Иногда о поэте читатель и слушатель узнают по одному стихотворению, которое — случайно или неслучайно — ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для Александра Кочеткова стала «Баллада о прокуренном вагоне». Это действительно прекрасное стихотворение. Редкая удача. Но, к счастью, оно далеко не единственное. Иногда называют его по одной строке: «С любимыми не расставайтесь!»

Об истории появления «Баллады» рассказывает жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева:
«Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен — Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи — Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли. Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд. Эти же дни — подарок судьбы — переживать как сплошной праздник.

Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал. (В этом письме есть выражение „полугрущу, полусплю“. В стихотворении — „полуплакал, полуспал“.)

В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва — товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе.

В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение „Вагон“ („Баллада о прокуренном вагоне“)…» Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой двух любящих друг друга существ.

Ученик и ученица (читают стихотворение А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне» или демонстрируется видеофрагмент)

    — Как больно, милая, как странно,
    Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, —
    Как больно, милая, как странно
    Раздваиваться под пилой.
    Не зарастет на сердце рана,
    Прольется чистыми слезами,
    Не зарастет на сердце рана —
    Прольется пламенной смолой.

    — Пока жива, с тобой я буду —
    Душа и кровь нераздвоимы, —
    Пока жива, с тобой я буду —
    Любовь и смерть всегда вдвоем.
    Ты понесешь с собой повсюду —
    Ты понесешь с собой, любимый, —
    Ты понесешь с собой повсюду
    Родную землю, милый дом.

    — Но если мне укрыться нечем
    От жалости неисцелимой,
    Но если мне укрыться нечем
    От холода и темноты?
    — За расставаньем будет встреча,
    Не забывай меня, любимый,
    За расставаньем будет встреча,
    Вернемся оба — я и ты.
    — Но если я безвестно кану —
    Короткий свет луча дневного, —
    Но если я безвестно кану
    За звездный пояс, в млечный дым?
    — Я за тебя молиться стану,
    Чтоб не забыл пути земного,
    Я за тебя молиться стану,
    Чтоб ты вернулся невредим.

    Трясясь в прокуренном вагоне,
    Он стал бездомным и смиренным,
    Трясясь в прокуренном вагоне,
    Он полуплакал, полуспал,
    Когда состав на скользком склоне
    Вдруг изогнулся страшным креном,
    Когда состав на скользком склоне
    От рельс колеса оторвал.

    Нечеловеческая сила,
    В одной давильне всех калеча,
    Нечеловеческая сила
    Земное сбросила с земли.
    И никого не защитила
    Вдали обещанная встреча,
    И никого не защитила
    Рука, зовущая вдали.
    С любимыми не расставайтесь!
    С любимыми не расставайтесь!
    С любимыми не расставайтесь!
    Всей кровью прорастайте в них, —
    И каждый раз навек прощайтесь!
    И каждый раз навек прощайтесь!
    И каждый раз навек прощайтесь!
    Когда уходите на миг!

Муз. фон (Фаусто Папетти «Эммануэль»)

Учащиеся танцуют вальс

Учитель: Любовь есть везде: в воздухе и в воде, в земле и огне. Любовь — Космическая сила, что движет солнце и светила. Она — шире жизни, она — выше Беспредельности. Любовь есть Бессмертная Жизнь в Истине.

Читайте стихи о любви, сами слагайте… Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о «чудных мгновеньях» любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

Источник: СК ИПК ППК