Саутова Т.А., магистр, СКГУ имени М.Козыбаева;
Шаймергенова Г.К., учитель казахского языка и литературы
Саумалкольской
Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности студента как патриотизм, выражающегося в любви к малой родине, городу, за Отечество, приоритетно.
Чувство патриотизма — это не только результат знаний о своем Отечестве, а сложившийся
Большую помощь в решении задачи воспитания будущего патриота оказывают уроки с элементами краеведения. Изучение краеведческого материала на уроках казахского языка повышает интерес к истории, традициям своего края, расширяет их кругозор, формирует такие качества, как ответственность за будущее своей родины. Кроме того, введение краеведческого материала оказывает положительное влияние на практическое владение казахским языком, обогащает и словарный запас, приобретаются новые знания, развиваются речевые умения.
Задачи преподавателя казахского языка — найти оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе иноязычного образования, которые позволяют наиболее успешно реализовать воспитательные задачу — сформировать чувство патриотизма. К ним можно отнести ставшие уже традиционными в учебном процессе приемы игрового моделирования, составляющие важную часть арсенала коммуникативного метода и поисковой учебной деятельности в целом.
Создание на занятиях ситуаций, предполагающих встречу зарубежных гостей, экскурсию по городу, организацию круглого стола, позволяет успешно решить воспитательные и обучающие задачи.
Готовясь к участию в игровых ситуациях, можно узнать исторические факты о своем родном городе, о его достопримечательностях, которые необходимо показать и о которых можно рассказать своим зарубежным друзьям, о том, что город известен своими парками, улицами, о выдающихся деятелях искусства, принесших известность и славу Петропавловску.
Готовя обучающихся к проведению устного журнала «История
Текст разделен на части с заданиями для работы индивидуально, в парах сменного состава и группе.
Далее дается текст «Мой край —
Затем обучающиеся выполняют упражнения для работы с отдельными частями текста:
Изучение языка — это кропотливый труд и длительный процесс, который проходит не всегда успешно. Именно метод проектов помогает преподавателю заинтересовать обучающихся и превратить сухую зубрежку в увлекательное познание и использование всех навыков и умений, полученных на разных предметах в стенах школы.
Для реализации метода проектов на занятиях казахского языка необходимо использовать все современные технологии, повышающие эффективность обучения и максимальную заинтересованность студентов,
Проектную работу по теме «Краеведение» можно разбить на такие этапы:
Теоретический этап был основан и на подборе информационного материала, связанного с предлагаемым туром.
Обучающиеся организовали свои теоретические экскурсионные дни или минипроекты «Исторический Петропавловск», «
Среди энциклопедий и книг можно назвать:
Вариативность заданий заинтересовывает учащихся, увеличивает их стремление к познанию, а решение поставленных перед ним проблем дает им чувство собственной значимости, и таким образом, учащийся получает удовольствие, что и является основным условием эффективности обучения.
При переходе от теоретической части проекта к туру учащиеся могли почувствовать себя гидом в Петропавловске. Встречая очередной исторический памятник в г. Петропавловске, был свой подготовленный рассказчик.
На третьем этапе были написаны аналитические
Музеи, будучи хранилищами материальных и духовных ценностей ушедших эпох, в состоянии многое рассказать. Экспонаты позволяют наглядно представлять жизнь людей и прошедшие события. И главными хранителями и пропагандистами этого богатейшего наследия являются музейные учреждения Казахстана [1]. Одним из крупнейших и старейших является и
В учебной программе по казахскому языку есть раздел «Родной край», «Наш город». Именно при прохождении этой темы большую помощь оказывает посещение областного
Уроки казахского языка, проведенные в этих музеях, имеют большое значение, так как при их посещении учащиеся становятся свидетелями всех фактов, которые они получают при посещении музея. Остановимся на некоторых этапах работы с материалами музеев.
Задачи урока:
При посещении резиденции Абылай хана они знакомятся с новыми фактами из жизни Абалай хана — крупного государственного деятеля, хана Среднего жуза, который придерживался линии укрепления ханской власти, развивал сельское хозяйство и торговлю, руководил государством по принципу централизованного управления. Становятся свидетелями того, что «Абылая белый дом» — ставка Абылая — резиденция хана Абылая в г. Петропавловске является памятником истории. По данным архивных материалов, «по просьбе его, Абылая, для пребывания его построен прямо у крепости св. Петра, вверх по реке Ишиму в горах Енгистау, в 1765 году деревянный дом» [2, с. 33]. Абылая белый дом был предназначен не только для жительства, но и для решения конфликтных вопросов[3, с.119].
Литература