Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование краеведческого материала на занятиях казахского языка

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Саутова Т.А., магистр, СКГУ имени М.Козыбаева;
Шаймергенова Г.К., учитель казахского языка и литературы
Саумалкольской школы-гимназии № 2

Использование краеведческого материала на занятиях казахского языка

Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности студента как патриотизм, выражающегося в любви к малой родине, городу, за Отечество, приоритетно.

Чувство патриотизма — это не только результат знаний о своем Отечестве, а сложившийся национально-окрашенный внутренний образ, который становится регулятором собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Патриотические чувства формируются с самого раннего возраста и в течение жизни могут видоизменяться, трансформироваться, укрепляться, в зависимости от жизненных обстоятельств, ослабляться и даже полностью быть утраченными.

Большую помощь в решении задачи воспитания будущего патриота оказывают уроки с элементами краеведения. Изучение краеведческого материала на уроках казахского языка повышает интерес к истории, традициям своего края, расширяет их кругозор, формирует такие качества, как ответственность за будущее своей родины. Кроме того, введение краеведческого материала оказывает положительное влияние на практическое владение казахским языком, обогащает и словарный запас, приобретаются новые знания, развиваются речевые умения.

Задачи преподавателя казахского языка — найти оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе иноязычного образования, которые позволяют наиболее успешно реализовать воспитательные задачу — сформировать чувство патриотизма. К ним можно отнести ставшие уже традиционными в учебном процессе приемы игрового моделирования, составляющие важную часть арсенала коммуникативного метода и поисковой учебной деятельности в целом.

Создание на занятиях ситуаций, предполагающих встречу зарубежных гостей, экскурсию по городу, организацию круглого стола, позволяет успешно решить воспитательные и обучающие задачи.

Готовясь к участию в игровых ситуациях, можно узнать исторические факты о своем родном городе, о его достопримечательностях, которые необходимо показать и о которых можно рассказать своим зарубежным друзьям, о том, что город известен своими парками, улицами, о выдающихся деятелях искусства, принесших известность и славу Петропавловску.

Готовя обучающихся к проведению устного журнала «История Северо-Казахстанской области», мы разработали задания для коллективной учебной деятельности, работали в группах и парах сменного состава. Группа была разделена на три подгруппы по четыре человека. Они не только добывают знания, но и овладевают новыми способами их приобретения, усваивают приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности, получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания.

Текст разделен на части с заданиями для работы индивидуально, в парах сменного состава и группе.

Далее дается текст «Мой край — Северо-Казахстанская область».

Затем обучающиеся выполняют упражнения для работы с отдельными частями текста:

  1. Изучите новые слова.
  2. Прочитайте первую часть текста и дайте название.
  3. Найдите эквиваленты словам в тексте:
    Северо-Казахстанская область, северные ворота республики, граничит с…, основан в…, центр, соседи, сельское хозяйство, «край белых берез» ….
  4. Правильно или неправильно:
      СКО образована в 1943 году.
      СКО граничит с Павлодарской областью.
      СКО является южными воротами республики.
      В области много березовых рощ, поэтому область называют краем белых берез.
      Центр области — город Астана.
  5. Ответьте на следующие вопросы:
      1. Почему СКО называют «краем белых берез»?
      2. Почему СКО называют «северными воротами республики»?
      3. Почему область называют «зоной рискованного земледелия»?
      6. Закончите предложения.
      7. Напишите план текста.
      8. Перескажите текст своими словами.

Изучение языка — это кропотливый труд и длительный процесс, который проходит не всегда успешно. Именно метод проектов помогает преподавателю заинтересовать обучающихся и превратить сухую зубрежку в увлекательное познание и использование всех навыков и умений, полученных на разных предметах в стенах школы.

Для реализации метода проектов на занятиях казахского языка необходимо использовать все современные технологии, повышающие эффективность обучения и максимальную заинтересованность студентов, т. е. их мотивацию.

Проектную работу по теме «Краеведение» можно разбить на такие этапы:

  • теоретическая часть
  • тур в страну изучаемого языка
  • проектная работа, включающая в себя:
      фотодокументы
      аналитические статьи и впечатления
      компьютерную презентацию.

Теоретический этап был основан и на подборе информационного материала, связанного с предлагаемым туром.

Обучающиеся организовали свои теоретические экскурсионные дни или минипроекты «Исторический Петропавловск», «Историко-краеведческий музей — живая легенда», «Парки Петропавловска», «Взгляд на Петропавловск с реки Ишим», «Музеи Петропавловска», «Резиденция Абылай хана — символ Северо-Казахстанской области», «Петропавловск, который я хочу показать друзьям» и другие.

Среди энциклопедий и книг можно назвать:

  1. Энциклопедия Северо-Казахстанская область, Алматы, 2006.
  2. Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан Северо-Казахстанская область Алматы Аруна, 2007 — 496 с.

Вариативность заданий заинтересовывает учащихся, увеличивает их стремление к познанию, а решение поставленных перед ним проблем дает им чувство собственной значимости, и таким образом, учащийся получает удовольствие, что и является основным условием эффективности обучения. Задания-тесты базируются на полученных знаниях.

При переходе от теоретической части проекта к туру учащиеся могли почувствовать себя гидом в Петропавловске. Встречая очередной исторический памятник в г. Петропавловске, был свой подготовленный рассказчик.

На третьем этапе были написаны аналитические статьи-рассуждения, которые впоследствии вошли в компьютерную презентацию Проекты были оформлены в виде коллажей, газет, плакатов, путеводителей и т. д.

Музеи, будучи хранилищами материальных и духовных ценностей ушедших эпох, в состоянии многое рассказать. Экспонаты позволяют наглядно представлять жизнь людей и прошедшие события. И главными хранителями и пропагандистами этого богатейшего наследия являются музейные учреждения Казахстана [1]. Одним из крупнейших и старейших является и Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей.

В учебной программе по казахскому языку есть раздел «Родной край», «Наш город». Именно при прохождении этой темы большую помощь оказывает посещение областного историко-краеведческого музея и резиденции Абылай хана, о которых пойдет речь в дальнейшем.

Уроки казахского языка, проведенные в этих музеях, имеют большое значение, так как при их посещении учащиеся становятся свидетелями всех фактов, которые они получают при посещении музея. Остановимся на некоторых этапах работы с материалами музеев.

Задачи урока:

  1. Развитие речевых умений на базе уже имеющихся знаний о родном крае.
  2. Развитие интеллектуальных способностей.
  3. Воспитание любви к родному краю.

При посещении резиденции Абылай хана они знакомятся с новыми фактами из жизни Абалай хана — крупного государственного деятеля, хана Среднего жуза, который придерживался линии укрепления ханской власти, развивал сельское хозяйство и торговлю, руководил государством по принципу централизованного управления. Становятся свидетелями того, что «Абылая белый дом» — ставка Абылая — резиденция хана Абылая в г. Петропавловске является памятником истории. По данным архивных материалов, «по просьбе его, Абылая, для пребывания его построен прямо у крепости св. Петра, вверх по реке Ишиму в горах Енгистау, в 1765 году деревянный дом» [2, с. 33]. Абылая белый дом был предназначен не только для жительства, но и для решения конфликтных вопросов[3, с.119].

Литература

  1. Дастанбаев Т. Музеи, как феномен истории и современности. История Казахстана. Преподавание в школах и вузах, № 12, с 11.
  2. Госархив Северо-Казахстанской области, ф. 158, оп. 1, д. 295, л. 33.
  3. Энциклопедия «Северо-Казахстанская область», Алматы, 2005. — с.119.
Категория: