Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Истоки и формы древнейших верований

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Подготовила: учитель истории
средней инновационной
общеобразовательной школы№ 1 им. М. Айтхожина
г. Петропавловска
Еликова Ольга Владимировна

9 класс. Религиоведение

Урок № 2.

Цель урока: раскрыть содержание понятий о религии и мифологии, раскрыть причины возникновения религий.

Задачи:

    Образовательная: сформировать представления о возникновении религии, её древнейших формах, дать классификацию основных национальных религий, уточнить представления о политеистических и монотеистических религиях.
    Развивающая: развивать память и способность устанавливать связи между отдельными частями, умение формулировать различные вопросы к теме.
    Воспитательная: продолжить формирование толерантного отношения к религиям разных народов, вынести собственное суждение о современных проявлениях архаических культов.

Методы: словесно-иллюстративный, интерактивный, беседа, рассказ, работа в группах.

Оборудование и материалы:

  1. Интерактивная доска;
  2. Тексты и листы для работы в группах;
  3. Задания для закрепления знаний.
  4. ДЭ «Религии мира». Том 6 ч.1;
  5. Ксерокопии политической контурной карты мира.

Тип урока: смешанный (вводный и диалогический).

План урока:

    I. 1. Введение в модуль. Происхождение религии.
    I. 2. Классификация древнейших верований и национальных религий.
    II. 1. Формы древнейших верований.
    II. 2. Мифология.

Ход урока

1 этап — вводно-мотивационный этап. Психологический настрой: скажите своему соседу по парте: «Мне в тебе нравится…»

Объявление темы. Целеполагание: Исходя из темы урока, скажите — что вы должны будете знать, уметь в конце урока, какие качества личности воспитывает этот урок?

2 этап — актуализация опорных знаний. Что такое религия? На какие группы делятся все религии?

3 этап — изучение нового материала. Постановка проблемы: Когда возникла религия?

I. 1. Введение в модуль. Происхождение религии.

Рассказ учителя:

Различные теории происхождения религии выдвигаются наукой. Происхождение религии объясняли ученые: Демокрит, Бенедикт Спиноза, Макс Вебер. (слайды № 2,3,4)

Находки археологов свидетельствуют о том, что зачатки религии появились уже у неандертальцев, живших 50–100 тыс. лет назад. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ У КРОМАНЬОНЦЕВ, ЖИВШИХ 30–40 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД, УСЛОЖНЯЛИСЬ. (слайды № 5, 6) Культ богини — матери.(слайды № 7, 8, 9)

Зарождение одного из самых древнейших религиозных культов отделяют от наших дней десятки тысяч лет. Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини — матери в эпоху каменного века. От Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня и кости. Древнейшее найдено в Австрии. Их условно называют «венерами».

I. 2. Классификация древнейших верований и национальных религий

К доске выходят 2 человека: они должны распределить в две колонки предложенные термины.

Древнейшие верования. Национальные религии. Зороастризм, анимизм, магия, иудаизм, синтоизм, фетишизм, тотемизм, конфуцианство, даосизм, сикхизм, индуизм, тенгрианство, джайнизм.

Пока двое детей работают у доски, остальные — обсуждают вопрос: Все «венеры» объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо — едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, — это органы деторождения и кормления. Как вы думаете, почему? Проверка детей, работающих у доски. Все согласны с мнением одноклассников? Давайте проверим ваши предположения. (слайды № 10, 11, 12)

Индуизм. Это религия индусов, которой уже более 3 тысяч лет.

Джайнизм. Это религиозно-философское учение, которое возникло в VI веке до н. э.

Сикхизм. Основная религия Индии наряду с индуизмом, исламом и христианством. Возник сикхизм в конце XV — начале XVI века как особое течение в индуизме.

Даосизм, как религиозно-философское течение возник на рубеже VI–V веко в. до н. э.

Конфуцианство. Это религиозно — философское учение, имеющее особый социально-нравственный характер возникло в Китае тоже в VI веке до н. э.

Синтоизм — традиционная собственная религия японцев. Название произошло от слов «путь богов». Сформировалась религия в VI—VII вв.

Иудаизм — религия еврейского народа.

Тенгрианство — религия древних тюрков. Предположительно возникла в конце II — начале I тыс. до н. э., но не позднее V—III вв. до н. э.

4 этап. Первичное закрепление ЗУНов.

Задание № 1. Перечислите политеистические и монотеистические религии.

Задание № 2. Подпишите на контурной карте национальные религии. (Можно усложнить задание — политеистические религии подписать ручкой синего цвета, а монотеистические — зеленого.)

5 этап. Объяснение нового материала.

II. 1. Формы древнейших верований.

Основой первобытных верований является вера в мир духов, наполненный сверхъестественными силами и существами, значительно превосходящими силы человека. Такая вера в одухотворённость окружающего мира называется анимизм. Одни духи могут быть добрыми к людям, которые стараются их за это отблагодарить различными молитвами и приношениями. Других — враждебных или злобных — духов следует избегать или задабривать с помощью тех же приношений.

Важное место среди первобытных верований принадлежит магии. Магия (греч. mageia — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.

Исполнение магических ритуалов было прерогативой определённой группы людей — колдунов, волхвов или шаманов.

Современные этнографы классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности), парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Параллельно с анимизмом и магией возникает и тотемизм — вера в сверхъестественную связь, существующую между группой людей (племенем или родом) и каким-либо животным, растением или другим материальным предметом. Тотем считается покровителем или хранителем рода или племени. Его не обожествляют, но верят в родство с ним.

Наконец, ещё одной распространённой формой племенных религий является фетишизм — поклонение предметам и вещам, которые считаются носителями магической силы. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т. п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

III. 2. Мифология.

Архаические верования взаимодействовали между собой, составляя основу первобытного религиозного мировоззрения. Центральным элементом этого мировоззрения была мифология.

Мифология — совокупность сказаний о богах, героях, первопредках, о создании мира и всех его элементов.

Основные категории мифов: Теогонические (о богах), этиологические (объясняющие причины), культовые (происхождение обрядов, культов), космогонические (происхождение мира), антропогонические (происхождение человека), тотемические (связь человека с тотемом), календарные (об обрядях, связанных с хозяйственной деятельностью), героические (о героях), эсхатологические (о конце света).

6 этап. Первичный контроль ЗУНов.

I. Фронтальный опрос (слайды № 19, 20)

    1. А)Назовите учёных, изучающих возникновение религий.
    Б)Когда появилась религия?
    В)Перечислите формы древнейших верований.
    2.Каким словом можно заменить следующие выражения:
    А) вера в одухотворённость окружающего мира;
    Б) поклонение предметам и вещам, которые считаются носителями магической силы;
    В) совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий;
    Г) совокупность сказаний о богах, героях, первопредках, о создании мира и всех его элементов;
    Д) вера в сверхъестественную связь, существующую между группой людей (племенем или родом) и каким-либо животным, растением или другим материальным предметом.

II. Работа в группах и парах. (Интерактивный метод «снежный ком»). (слайд№ 21)

Каждый ряд — одна группа. Детям раздаются листы с названием одной из форм древнейших верований (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, мифология). На одну парту — 1 лист. Кроме этого, к листу крепится текст с дополнительным материалом по теме, чтобы дети при необходимости могли пополнить свои знания. На этих листах дети должны составить задание:

    А) тест с тремя вариантами ответов;
    Б) предложение с исторической ошибкой;
    В) открытый тест (незаконченное предложение);
    Г) вопрос, начинающийся словами: «Верите ли вы, что…»;
    Д) вопрос, начинающийся словами: «Перечислите…».

На первое задание отводится одна минута, на второе — уже полторы минуты, т. к. дети еще должны ознакомиться с заданием, составленным предыдущей партой, на третье — 2 минуты, на 4 — 2,5 минуты, на 5 — 3 минуты. Выполнив одно задание, дети меняются листами с соседями по парте. В итоге дети выполняют все задания по каждой из форм древнейших верований. На следующем уроке эти листы даются детям другого ряда для актуализации ЗУНов.

III. Приём «Карусель», к доске приглашаются 6 человек (3 встают во внешний круг — 3 во внутренний, лицом друг к другу). Тема диалога: Формы древнейших верований — безумные пережитки дикарей (внешний круг), или система духовного мировоззрения предков (внутренний круг).

7 этап. Итог урока.

(Рефлексия). Мы хорошо сегодня поработали и подтвердили одну китайскую пословицу:

    Я слышу — я забываю,
    Я вижу — я запоминаю
    Я делаю — я понимаю.

(Оценки учащимся)

8 этап. Домашнее задание.

Найти в СМИ тексты реклам народных целителей, гадалок, знахарей, и по содержанию объявлений предположите, к чему (народной медицине или к магии) это относится. Подумайте, дайте оценку, какое число людей может откликнуться на данное объявление.

Дополнительный материал (если осталось время на уроке).

Решите задачу № 1.

Предположите, имеет ли какое-нибудь отношение Баба-яга к теме нашего урока?

Задача № 2.

В старинной летописи описывается такой случай. Накануне одной из битв тюркский хан Боняк, чтобы узнать её исход, решил погадать. В полночь он отъехал из стана и завыл по-волчьи. Ему ответил сначала один волк, но Боняк продолжал выть до тех пор, пока целый хор диких голосов не раздался ему в ответ. Вернувшись к своему русскому союзнику, Боняк заявил, что завтра они победят. Так и случилось. Проанализируйте ситуацию и объясните, почему хан так поступил.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: