Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

К вопросу о влиянии критериального оценивания на уроках математики на формирование саморегуляции

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Искакова Салтанат Досболовна, учитель математики, КСШ № 3, Карагандинская область, Нуринский район, п. Киевка

«Ученики должны уметь сами оценивать свои знания».
П. Блэк и Д. Уильям

Развитие общеобразовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Качество обучения в школе находится в непосредственной зависимости от педагогической технологии, которая должна быть принята для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей. Система оценивания, воплощая в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса, в целом должны являться главным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи [1].

Таким образом, согласно требованиям времени, сегодня на мой взгляд актуальной для нашей школы является применение взаимооценивания и самооценивания с использовванием критериев. Оценивание должно быть направлено на учебные действия — конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Оцениваются такие характеристики учебных действий, как степень самостоятельности ученика в их применении, мера усвоения, обобщённость, разумность, осознанность, критичность, временные показатели выполнения (П. Я. Гальперин, 1965). Учитывая, что саморегуляция ученика способствует осознанию самого себя как движущую силу в процессе обучения обучению, было решено развивать ее путем изменения взглядов на оценивание.

Анализируя влияние критериального оценивания на саморегуляцию учащихся, я постоянно обращалась к тезисам самостоятельного обучения из материала программы 1-го уровня республиканских курсов повышения квалификации педагогических работников. Теоретически я понимала, что ученик, обладающий познавательной саморегуляцией, должен:

• Знать о своих способностях.
• Уметь говорить о том, как он сделал что-либо или чему он научился.
• Уметь говорить о запланированных действиях.
• Уметь делать разумный выбор и принимать обоснованное решение.
• Научится задавать вопросы и предлагает ответы.
• Использовать ранее обученные стратегии.
• Использовать ранее услышанную речь в учебных целях.

Но меня беспокоил вопрос: «На сколько же эти навыки развиты у учеников нашей школы?» Я хотела бы, чтобы мои ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, научились ставить перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего.

Для себя я поняла, что критерии оценивания служат инструментом для реализации учащимися умений самостоятельно планировать и вырабатывать алгоритм учебных действий при работе с информацией для разрешения проблемных ситуаций.

Математика — трудная дисциплина. Низкая мотивация к учебной деятельности, сведенная к подсчету оценок — достаточно ли до четверной отметки тройки, четверки, пятерки или нет — не позволяет развивать в детях способность мыслить, желание задавать вопросы и умение не бояться допускать ошибки. В то же время формируется устойчивый страх перед уроком, перед учителем и, самое страшное, страх перед неизвестностью — за что, и какую отметку предстоит получить. Всего этого можно избежать. Ребенок знает, что в начале урока будет озвучена цель — ожидаемый результат урока (I глава). Выработка критериев оценки работы, (проверочной, самостоятельной, домашней, работы в классе над заданием и др.) определит основные направления при выполнении проверочной работы (V глава). [2]

Оценивание по критериям не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга. Оценивание детей осуществляется по заранее определенным критериям, что обеспечивает прозрачность и понятно для всех. И для учителей, и для учеников и для родителей, доказывающих свою правоту и аргументируя не соответствие выставленной оценки со знаниями их детей. Таким образом, каждый ребенок совершенствуется, достигая уровня своих возможностей по соответствующим критериям, и добивается ожидаемого результата. Именно учебные цели лежат в основе для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся. Критерии могут быть подготовлены учителем или совместно с учащимися, что ведет к формированию у учащихся позитивного отношения к оцениванию и повышает их ответственность за достижение результата. Разрабатывая критерии оценки обязательно нужно помнить о целях и содержании урока. Содержание критериев должно быть доступным учащимся и родителям, т.е. изложено простым языком. Необходимо ознакомить учащихся с критериями оценки перед выполнением задания и обеспечить доступность критериев оценивания для учеников в течение всего времени, отведенного на выполнение задания (т.е. расположить их на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Если учащиеся поняли критерии оценивания, то можно считать, что они вступили на путь к самосовершенствованию. Потому как им стало ясно, над чем необходимо поработать, чтобы достигнуть, поставленной цели. С помощью критериев они учатся более объективно оценивать качество собственной работы.

Умение оценивать на основе критериев закладывается в людях на всю жизнь, ведь для совершенства своих возможностей нужно учиться чему-то новому постоянно. Именно эти фразы перевесили чашу весов моих сомнениий по поводу выбора темы исследования. И я с интересом принялась за дело.

Приведу пример конкретных формулировок градации критерия оценки, разработанных совместно с детьми.

Критерии

Градации

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Раскрыта тема «Формулы»

 

  • Запоминает формулы.
  • Раскрывает суть формул.
  • Умеет использовать формулы по шаблону в процессе решения задач.
  • Ищет другой способ решения задач.
  • Может решить задачу, обратную данной.
  • Устанавливает межпредметную связь: где можно встретить эти формулы и как они применяются?

 

 

  • Запоминает формулы.
  • Раскрывает суть формул.
  • Умеет использовать формулы по шаблону в процессе решения задач.
  • Ищет другой способ решения задач.
  • Может решить задачу, обратную данной.

 

  • Запоминает формулы.
  • Раскрывает суть формул.
  • Умеет использовать формулы по шаблону в процессе решения задач.

 

  • Не знает формул.
  • Не может применить формулы при решении задач.

Изменив свою позицию к оцениванию, я стала замечать глубину сути в рассуждениях детей. Было приятно наблюдать, как они задают вопросы и предлагают ответы, используют ранее использованные стратегии. Как они оценивают себя и своих одноклассников. Узнают собственные возможности, оценивая по критериям.

Не дает покоя только один очень тревожный для меня момент. Многие из детей, зная критерии, ограничиваются только отметкой «4» и не желают стремиться к повышению уровня своих достижений. Влияют ли тогда критерии оценивания учебных достижений на формирование саморегуляции учащихся? Быть может, я упустила, что-то очень важное при подаче этим ученикам оценивания по критериям? И мне не один год еще придется приложить усилия для работы над поиском путей решения этой проблемы. Возможно это еще один из критериев эффективности моего урока, которые выдвигает время. Ведь направляя детей к реализации своих возможностей, мы должны совершенствовать свое педагогическое мастерство вместе ними, не забывая о том, что каждый из нас несет ответственность в формировании и развитии конкурентно-способной личности. А для этого учитель должен учить детей мыслить по-новому, методам познания. Научить их пользоваться инструментом образовательного процесса, направить на путь к самореализации. Помочь им раскрыть свой потенциал, чтобы они могли создавать, что-то свое.

Приложение

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Используемая литература:

1. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан. Астана, 2010.
2. «Формативное оценивание на уроках математики». Практическое пособие для учителя. Бишкек, 2012.
3. Руководство для учителя первый (продвинутый) уровень второе изд.

Категория: