Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект открытого музыкального занятия на тему: «Путешествие музыкальной нотки» для старшей группы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Никонова Татьяна Александровна музыкальный руководитель, cтаж работы 33 года в детском саду. Категория высшая. Город Темирату ГККП ясли-сад № 16 «Таңшолпан»

Никонова Татьяна Александровна

Мақсаты/ Цель/: Развивать творческое воображение, умение слушать и узнавать музыку. Закреплять приобретённые навыки слушания музыки

Білімділік міндеті/Образовательная задача/: учить различать музыку по темпу, ритму; продолжать учить детей определять жанр и характер музыкального произведения. Передавать в движениях смену частей музыки (поскоки, марш, лёгкий бег, движение «змейкой»

Түзету міндеті / Коррекционная задача/: развивать музыкальную память, координацию движения рук под музыку.

Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух, танцевальные навыки, передавать характерные движения в играх и танцах; умение оркестровать музыкальное произведение; развивать навык ориентировки в пространстве.

Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать коммуникативные чувства, уважительное отношение к музыкальной культуре разных народов, бережное отношение к игрушкам, природе, всему окружающему.

Әдіс-тәсілдер/ методы-приемы/: словесный, наглядный, показ, объяснение.

Көрнекі құралдар/ используемый материал/: музыкальная юрта, игрушка-бибабо — Заяц; большие ёлочки, музыкальные инструменты: маракас(знакомство), барабан, колокольчик, бубен, дудочка, ложки; ладошковый театр (плоскостные ёлочки и зайчики на каждого ребёнка, игрушки бибабо: медведь, волк, лиса), волшебная нотка, нотки — подружки, аул — 2 юрты, фигурки домашних животных, стилизованные фигурки девочки и мальчика в казахских костюмах.

Сөздік жұмысы / Словарная работа: марш, танец — полька, вальс, колыбельная, вступление, проигрыш, заключение, маракас.

Қостілділік компоненті / Билингвальный компонент/: колокольчик — конырау, заяц — коян, лиса — тулкі, волк — каскыр, медведь — аю, заяц — коян, ёлка — шырша, круг — шембер, здравствуйте — салем, салеметсізбе, до свидания — сауболыныз, жарайсын — молодец, рахмет — спасибо.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель встречает детей в центре зала.

Муз. рук — подходите дети ко мне, давайте сделаем круг, шимбер. Я вас рада видеть, как ваше настроение? Жарайсын, а сейчас мы поприветствуем друг друга и поможем себе хлопками.

Распевка — приветствие: «Сәлем»

М. р. — дети, вы обратили внимание, что у нас сегодня гости, давайте повернёмся и поприветствуем наших гостей:

Дети — салеметсіздерме (раздаётся стук в дверь)

М. р. — ещё какой-то гость к нам идёт (открывает дверь, звучит красивая музыка и воспитатель заносит большую, улыбающуюся нотку)

Воспитатель — смотрите, дети, какая необычная гостья к нам пришла, что это? (дети-нота) А что такое нота? (дети- музыкальная буква или знак). Правильно, а на этой нотке что-то написано, я сейчас прочитаю... дети, нотка приглашает нас в путешествие по музыкальной стране. Пойдём путешествовать с ноткой? Вот и музыка ноткина звучит и куда—то нас зовёт (двигаются «змейкой» и подходят к пианино) Вот куда привела нас нотка, присаживайтесь.

(посадить детей полукругом перед пианино, звучит казахская музыка — фон)

М. Р — дети, нотка привела нас в музыкальный аул и здесь нас приветствуют девушка — Жулдыз и юноша — Марат. Они тоже очень любят музыку: поют и играют на инструментах. Послушайте на каких инструментах они любят играть. (отрывки звучания домбры и сыбызги, дети угадывают). В музыкальном ауле всегда звучит музыка и мы сегодня с вами послушаем кюй кахахского композитора — кюйши Курмангазы, кюй называется: «Балбыраун». Послушайте историю создания этого произведения. С детства Курмангазы очень хорошо научился играть на домбре и слава о его мастерстве распостранилась на весь Казахстан. Курманазы любил путешествовать и однажды попал на праздник — бал к богатому человеку, которого звали Браун. Браун знал, что Курмангазы знаменитый казахский композитор и попросил его сочинить для гостей весёлую музыку — кюй. Курмангазы с радостью согласился и начал играть кюй, который всем гостям очень понравился и назвали его «Балбраун», который стал знаменитым и любимым кюем на весь Казахстан. Вот сейчас мы его и послушаем.

Слушание кюя: «Балбыраун» Курмангазы

Скажите, дети, какой характер у этого кюя? А какой инструмент его исполняет?

Правильно, давайте послушаем его ещё раз и запомним, что этот кюй называется «Балбраун».

А вот ещё я вижу одну юрту, она непростая, а музыкальная, в ней живут музыкальные инструменты. Слушайте внимательно: юрту я открываю, на инструменте я играю(колокольчик — конырау, барабан, маракас). А теперь прислушайтесь, какой инструмент вы слышите в музыке нашей нотки? Жарайсындар балалар, я предлагаю вам поиграть на музыкальных инструментах, а играть будут:......Слушайте задание — музыканты будут стоять с центре зала и поочереди играть на своём инструменте(барабан, колокольчик, маракас), а вы, дети, должны будете выполнять соответствующие движения под предложенную музыку: под звучание барабана-шагать, под звучание колокольчика — легко бегать, а под маракас — «спать» сидя на корточках. Задание понятно?

(Муз. рук. играет марш, польку, колыбельную, и в конце вальс, дети должны назвать танец, музыканты меняются 2 раза). А кто может сказать, как называется эта музыка? И что под эту музыку можно делать? Дети, это нежная, плавная музыка называется вальс. Вы услышали, что она совсем не похожа на польку и марш. Попробуйте потанцевать под вальс (импровизация), правильно вы танцуете, не торопитесь, выполняете движения плавно. Хорошо вы справились с этим заданием, смотрите наша нотка улыбается, складывайте инструменты в юрту.

Воспитатель — (звучит музыка ноты) Снова ноткина музыка звучит, отправляемся дальше путешествовать. (дети идут друг за другом)

Муз. рук — дети, перед нами большая гора и чтобы на неё подняться, нужно спеть песенку:

Распевка: «Лесенка»

(дети исполняют первую часть попевки а капелла)

М. р. — помогайте рукой себе петь, поём протяжно и медленно, все поднялись на гору, никто не отстал? А теперь весело, дружно спускаемся с горы, но сильно не торопимся, а то можно и упасть, пропеваем все нотки. Все спустились, никого мы не забыли? Хорошо, вот мы гору и одолели. Молодцы, по ровной дороге мы пойдём и песню знакомую споём, я предлагаю спеть песенку про дружбу, берёмся за руки
парами и шагаем вперёд за ноткой! (становятся парами горошком)

Песня: «Дружба крепкая»

(Воспитатель ставит ёлки пока дети идут) — дети, куда же мы пришли? Да мы в лесу, вот сколько ёлочек стоит. А ведь не зря нотка привела нас в лес к ёлочкам. Скажите какой скоро самый весёлый праздник придёт? (новый год) и Дед Мороз подарит нам ёлочку-красавицу про которую мы начали разучивать песенку, как она называется? (шырша)

М. р. — давайте продолжим её разучивать, пройдём к пианино. Послушайте, что я играю перед песней(вступление), правильно, вспоминаем мелодию песни. (второй этап разучивания: заучиваем мелодию без аккомпанемента, чётко произнося слова и протягивая окончания слов, не выкрикивать окончания, затем медленно пропеваем с аккомпанементом, пение по подгруппам)

М. р. — жарайсындар балалар, скоро мы все выучим песенку, и думаю, Деду Морозу она понравится, смотрите, нотка опять улыбается, а мы идём дальше в лес, может, увидим лесных жителей. Слушайте музыку.

(М. Р. играет музыку волка, медведя, лисы и зайца, дети имитируют движения животных и называют их на казахском языке)

Воспитатель — дети, смотрите, кто под ёлочкой сидит и от холода и страха дрожит? (дети — коян), давайте потанцуем с зайчиком и он сразу согреется и перестанет бояться.

Танец — игра: «Танец дружбы» (ф-ма)

Зайка-воспитатель (игрушка бибабо) — рахмет балалар, я согрелся и вас уже не боюсь и с вами подружусь! А у меня есть мои дружки—зайчики, они тоже очень любят играть и танцевать.

М. р. — а где же они?

Заяц — эй вы, зайцы, выходите, возле ёлочки пляшите! (дети надевают на руки ёлочек и зайчиков. (театр ладошковый)

Воспитатель — и правда, сколько у тебя дружков, а что же вы будете делать?

Дети — петь и танцевать!

Воспитатель — а мы с удовольствием посмотрим

Ладошковый театр: «Ёлка в лесу» (Муз. Рук. № 7 2007 г)

(по окончании песни — игры дети убегают на стульчики)

Воспитатель — ты, Лисичка, зайчиков не пугай, лучше в лес скорее убегай.

И вы, зайки, скачите в лес, ведь нам уже пора возвращаться в детский сад, слышите, нотка нас зовёт своей музыкой, попрощаемся с лесом, зайчиками и всеми лесными зверями: сауболыныз! (дети кладут ёлочки и зайчиков под большие ёлки, муз. р. подходит к детям)

М. Р. — дети, понравилось вам путешествие с музыкальной ноткой? А какое оно было? (интересное, весёлое, необычное, игривое и т. д.) Давайте поблагодарим нашу замечательную нотку (рахмет, спасибо нотка), она останется у нас в музыкальном зале, а вам ещё один сюрприз от нотки, она дарит вам своих подружек, посмотрите они похожи и разные и из них можно выложить песенку, чем мы с вами и займёмся на следующем занятии. А теперь попрощаемся с гостями и отправимся в группу. (Берутся за руки, обходят круг и выходят из зала)

Дети уходят в группу под музыку песни: «Дружба крепкая»

Категория: