Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект прогулки во 2-й младшей группе «Зимнее путешествие»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Батяшова Светлана Владимировна, воспитатель детского сада, первая квалификационная категория, 18 лет, ГККП «Детский сад № 6 «Солнышко» при Отделе Образования г Степногорска, Акмолинская область, Сандыктауский район, поселок Шантобе Батяшова Светлана Владимировна

Цель: уточнить и систематизировать знания о времени года — зима.

Задачи:

  • способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;
  • расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;
  • познакомить со свойствами льда и снега;
  • продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий — узкий;
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать понятие о том, как правильно вести себя в лесу.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями — вместе с детьми сделали кормушки; на прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал:

2 шнура длиной по 2 метра, река — лёд с рыбками, кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория: стол, лёд, снег, 2 подноса, магнитофон, картон красного цвета, фонограммы: «Вой ветра», звук храпа

Словарная работа: зима, зимующие птицы, хвоя, дикие животные, широкий — узкий.

Билингвальный компонент: қыс — зима, қүстар — птицы, жануарлар — животные, снег, лёд.

Ход занятия:

Дети и воспитатель выходят на улицу.

Воспитатель
Дети, отгадайте загадку.
Снег на полях, лед на реках
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель Почему так думаете?

Дети: Потому что только зимой бывает снег и лед.

Воспитатель Ребята, а вы хотели бы узнать побольше о зиме, о том, как зимуют птицы, животные, рыбы?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель Тогда я предлагаю отправиться в несовсем обычное путешествие. А пойдём мы с вами вот по этой дороге. Какая она по ширине?

Дети: Широкая. (Дети парами проходят по дороге).

Воспитатель Она действительно достаточно широкая и мы можем пройти по ней парами. Итак, мы отправляемся путешествовать.

Воспитатель Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети: К реке.

Воспитатель: Правильно, мы подошли к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети: Рыба.

Воспитатель Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети: Холодно.

Воспитатель Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.

Воспитатель Сейчас мы с вами перейдём через эту реку по мосту. Мост такой же широкий как дорога? Можем мы по мосту пройти парами?

Дети: Мост узкий. Парами по нему не пройти.

Воспитатель Давайте встанем по одному друг за другом. Мостик узкий и чтобы не потерять равновесие и не упасть вытяните руки в стороны и смотрите прямо перед собой. (Дети друг за другом проходят по мосту).

Воспитатель Посмотрите, ребята, мы с вами подошли к лесу. Полюбуйтесь, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Воспитатель Чем укутан лес? Из чего состоит снег?

Дети: Лес укутан снегом. Снег состоит из снежинок.

Воспитатель Снег пошел, все вокруг запорошило. Сколько снежинок. Ребята, пойдемте на полянку.

На полянку, на лужок Руки вверх, вниз
Тихо падает снежок.
Кружатся снежинки, Покружиться
Белые пушинки.
Полетели, понеслись Бег по кругу
И под елку улеглись. Присели
(Раздаётся храп медведя).

Воспитатель: А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети: Медведь.

Воспитатель Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети: Спит в своей берлоге.

Воспитатель А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети: Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие.

Воспитатель Кроме диких животных в лесу ещё живут птицы. Зимой, когда в лесу становится холодно и голодно эти птицы прилетают к нам в посёлок. А назвать вы их сможете, если отгадаете загадки. Слушайте внимательно.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (снегири).
Синяя косынка, тёмненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать её... (синичка).

Воспитатель Правильно, к нам прилетают синицы, снегири.

(Раздаётся вой ветра, появляется Лесовичок.)

Лесовичок: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.

Лесовичок: Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу. Услышал чьи-то голоса и пришёл посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Лесовичок, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них зимой — голод. (Дети дарят кормушки и корм Лесовичку.)

Лесовичок: Спасибо, молодцы, ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу — всего лишь гость.
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Воспитатель Лесовичок, мы обязательно запомним эти правила.

Лесовичок: Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

Дети: Берёза.

Лесовичок: А что есть у берёзы?

Дети: Ствол, ветки.

Лесовичок: Берёза — высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети: Ёлка...

Лесовичок: А что есть у ёлки?

Дети: Ствол, ветки, хвоя.

Лесовичок: Чтобы деревьям зимой было тепло, а весной когда снег растает было много воды, давайте укутаем стволы деревьев снегом. Сгребайте снег под самые стволы.

(Дети сгребают снег лопатками под деревья.)

Лесовичок: Молодцы! Спасибо вам, дети. В моём лесу свежий воздух. Давайте подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание

1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. (3 раза)
2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. (3 раза)

Лесовичок: Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт по определению прозрачности снега и льда

Ход опыта: Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Воспитатель Какой снег на вид и на ощупь? Потрогайте его и рассмотрите.

Дети: Холодный, мокрый, белый.

Воспитатель Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети: Холодный, мокрый.

Воспитатель Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега положу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети: Ничего.

Воспитатель Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети: Красную бумагу.

Воспитатель Значит, лёд — прозрачный.

Подвижная игра «Снег и лёд»

Потеплело, потеплело, (Дети потихоньку бегают,
Снег кружится, кружатся, порхают, как
Снег летит. снежинки. «Водящий — «Мороз»,
И взлетает, и порхает. Находится в стороне.)
И летит, летит, летит.
Мороз выбегает, («Мороз» выбегает, бегает
Льдинки, ледышки, замерзают. Среди замёрзших льдинок.)

Воспитатель Дети, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Теперь мы знаем, что лёд — прозрачный, а снег — непрозрачный. Мы узнали много интересного про зимний лес и его обитателях. Но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. Пора бы нам вернуться.

Лесовичок: Ну, что ж, спасибо вам, ребята, за кормушки для птиц, за то, что деревья укутали снегом. Вы мне очень понравились и я хочу сделать вам подарок. Я дарю вам вот эту корзинку с шишками.

Дети: Спасибо!

Воспитатель Спасибо тебе, Лесовичок. Мы обязательно сделаем на занятиях по конструированию какие-нибудь интересные поделки из этих шишек. А сейчас, помоги нам, пожалуйста, вернуться на наш участок возле детского сада!
Лесовичок: Раз, два, три — глазки все скорей сомкни!

А теперь на вас подую,
Посчитаю до пяти: 1, 2, 3, 4, 5!
На участке вы опять!

Воспитатель Открывайте скорее глаза. Вот мы и вернулись.

— Куда мы сегодня ходили с вами?

— Что видели по дороге?

— Кто встретился в лесу?

— Катя, что тебе больше всего понравилось?

— А тебе, Данил?

Воспитатель Ну, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Становитесь парами.

Литература

1 Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 — 2005
2 Журнал «Ребенок в детском саду» № 11 — 2007