Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Лекция как активный метод обучения презентация учебного материала на лекционных занятиях по акушерству и гинекологии

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Веревкина Е.А.,
преподаватель акушерства и гинекологии
Северо-Казахстанский медицинский колледж, г. Петропавловск

Лекция (от лат. lectio — чтение) — систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна для высшей школы, где на её основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. [Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998.— 544 с.]

Издавна, начиная с XIII—XIV вв., когда возникли в Европе первые университеты, лекция была и остается одной из ведущих форм обучения в вузе. Несмотря на непрекращающуюся критику и споры она живуча.

Когда в конце XIX — начале XX в. все методы обучения стали подразделять на «активные» и «пассивные», лекцию на том основании, что студенты, слушая ее, получают уже готовые знания, а не добывают их самостоятельно, пытались отнести к «пассивным» методам, не играющим определяющей роли в учебном процессе.

Время дает и противникам, и сторонникам лекции новые аргументы. Одни полагают, что обилие источников информации, нацеленность обучения на воспитание самостоятельности и творчества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план. Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое.

В современной педагогике лекций как активному методу обучения посвящены работы И. П. Подласого, Л. Д. Столяренко, Н. В. Басовой, А. С. Смирнова и др.

В чем же специфика лекции, ее особые возможности в профессиональном обучении? Лекция — очень эффективная форма систематического, живого, непосредственного контакта сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности, всего богатства личности педагога с внутренним миром слушателя. Знающий, интеллигентный, вооруженный опытом и научным методом, неординарно мыслящий, словом, нужный и интересный для молодежи человек ведет ее в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лабораторию поиска, заражает верой и энтузиазмом познания и преобразования. Размышляя вслух, лектор может и должен заражать аудиторию пафосом утверждения нового, поэзией проникновения в глубины неизведанного, силой и красотой сочетания логики и интуитивного «схватывания». Преломляя общественное через свое личное, индивидуальное, он убедительнее, эмоциональнее, чем это делает учебник или пособие, донесет до слушателей идеи гуманизма, радость самоутверждения и самоотдачи, служения людям, чувство высокой ответственности перед ними.

Педагог, читающий лекцию, несет живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информацию, он выступает и как ученый, добывающий эти знания, и как оратор, его пропагандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности.

Современные средства информации и массовых коммуникаций не могут заменить лекцию, но она должна стать еще более гибкой, дифференцированной, учитывающей и особенности изучаемой научной дисциплины, и специфику аудитории, и психологические закономерности познания, переработки услышанного, его воздействия на формирование оценок, отношений, взглядов, чувств и убеждений человека, и возможности новых информационных технологий.

Если учесть значительно возросшую информированность молодежи по многим вопросам, обилие источников и каналов информации, то ясно, что информационная функция современной лекции — одна из важных, но далеко не единственная. Представление учебного материала является неотъемлемой составляющей дидактического процесса, вне зависимости от образовательной ступени или специфики дисциплины. Одним из направлений повышения эффективности лекционных занятий может стать применение инновационных технологий в области представления учебной информации. Анализируя современную практику проведения лекционных занятий, можно сформулировать ряд дидактических проблем, требующих решения. Так, одной из них является значительный объем предъявляемой студентам информации в сочетании с недостаточным уровнем ее структурированности, затрудняющем восприятие. Использование преподавателем преимущественно одного канала восприятия не обеспечивает адекватного освоения учебного материала — основной массив информации должен быть осмыслен студентом «на слух» (что порождает и еще одну сложность — неточность и нечеткое оформление записей конспектов). Форма представления информации на лекционном занятии, как правило, статична и не может гибко адаптироваться к изменениям в содержании образования. Что касается самих обучаемых — консервативная форма лекционных занятий не способствует их активной деятельности, что не способствует формированию субъектной позиции студентов по отношению к дидактическому процессу. Следует отметить, что указанные проблемы особенно актуальны для преподавания клинических дисциплин.

Коррекция перечисленных недостатков может осуществляться за счет разнообразных дидактических новаций — использования метода проблемного обучения, применения тестовых заданий в качестве контрольного компонента лекций, а также включения в образовательный процесс новых форм представления учебного материала. Практика показывает, что наиболее эффективным, в данном контексте, является использование электронных презентаций, структурирующих содержание лекции в соответствии с логикой его изложения.

Электронная презентация предполагает представление информации с привлечением информационных технологий. В современном образовании все чаще встречается термин «мультимедийная презентация», подразумевающий сочетание разных видов информации — графической (иллюстрации), текстовой, условно-графической (схемы), звуковой или видео. Подобное представление учебного материала имеет ряд модификаций — в зависимости от цели, формы, стиля, управления или информационного носителя. Применительно к созданию учебных презентаций к лекциям по клиническим дисциплинам, можно выделить несколько направлений работы.

Во-первых, это разработка иллюстративного материала, соответствующего содержанию лекции. Основными требованиями к его оформлению должны стать следующие: мультимедийность, фиксация основных понятий, положений и выводов темы. Презентация не должна содержать больших текстовых массивов. Что касается ее структуры, то она напрямую связана с жанром лекционного занятия (так, логика информационной лекции, как правило, линейна, а проблемное изложение предполагает наличие гиперссылок). Подобная презентация используется преподавателем в течение всего учебного занятия и управляется интерактивно (в качестве примеров можно привести презентацию по теме: «Аномалии таза. Узкий таз», «Акушерские кровотечения», «Заболевания шейки матки», «Гипертензии беременных»).

Во-вторых, это создание обучающих презентаций, содержание которых посвящено поэтапному представлению своего рода алгоритма действий студента (например, «Ведение физиологических родов»). Требования, обеспечивающие эффективность такой презентации предполагают последовательность, сочетание репродуктивных и конструктивных методов обучения.

Еще один вариант — использование в контексте лекций так называемых слайд-шоу, способствующих формированию целостного образа той иной темы. Такие презентации обычно демонстрируются в автоматическом режиме и содержат эмоционально и информационно значимый материал («Современная контрацепция», «Методы прерывания беременности», «Вред аборта»).

Возможно применение презентации и в качестве составляющей контрольного компонента образовательного процесса в сочетании с тестовыми заданиями (например, визуальные викторины на знание темы: «Родовые пути. Плод как объект родов»), а также для самостоятельной работы студентов.

Мультимедийность способствует комплексному восприятию информации. Электронная форма может быть представлена на образовательном сайте (при использовании технологий дистанционного образования) и без искажений скопирована студентом при подготовке к экзамену (зачету). Привлечение студентов к оформлению и структурированию учебного материала повышает уровень осмысленности его восприятия. Преподаватель, в свою очередь, получает универсальный дидактический инструмент, легко адаптируемый в условиях постоянной модернизации образования. Подобная технологическая и дидактическая гибкость позволяет рассматривать электронные презентации в качестве средства повышения эффективности лекционных занятий. Итак, в современных условиях роль лекции вовсе не снижается, а даже возрастает, но возрастают и требования к ней. Она должна стать более гибкой, дифференцированной, многофункциональной, полнее выполнять ориентирующую, стимулирующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения.

Литература

  1. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия /под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов на/Д: «Феникс», 2002.—512 с.
  2. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.—192с.
  3. Мультимедиа в образовании./ Христочевский А. // Компьютер Пресс. 1996. № 8. — с.7–10.
  4. Лекционная мультимедиа аудитория. / Казаков В.Г., Дорожкин А.А. и др. // Информатика и образование,1995, № 4, с. 105–110.
  5. Мультимедиа в образовании / Ротмистров Н.Ю. //Информатика и образование. — 1994, № 4. — с. 89–96
  6. Современные проблемы качественного образования в высшей школе / [Материалы межрегиональной научно-методической конференции]. — Киров, 2007, — 37–38 с.
  7. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
Категория: