Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Литература как средство нравственно-духовного воспитания молодежи через чувственное постижение художественных произведений

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Исакова Татьяна Петровна преподаватель русского языка и литературы, стаж 27 лет, категория высшая ГУ «Колледж сферы обслуживания г. Петропавловск»

Литература как средство нравственно-духовного воспитания молодежи  через чувственное постижение художественных произведений

Наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело, и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни. Мы должны для этого создать все возможности, обеспечить самые благоприятные условия.
Н. А. Назарбаев

Нет лучше дела, как образовать прекрасного человека
Н. В. Гоголь

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Казахстана.

Нравственно-духовное воспитание молодежи становится сегодня актуальным не только в педагогическом, но и в социальном плане.

«Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане» (из Послания Президента Н. А. Назарбаева народу РК, 2014 год)

В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности студентов, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в профессиональном колледже не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

Нравственный беспредел, который сегодня, увы, не редкость, оказывает негативное воздействие, прежде всего на детей и подростков, не обладающих определенной культурой. В качестве доказательства можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодежной. Падение нравственности означает смену ценностных ориентаций общества. Кумирами, образцами для подражания у подростков часто становятся герои боевиков и многочисленных сериалов, в которых на первый план выдвигается только физическая сила и часто жестокость. Душа и нравственность уходят даже не на второй план…

Сегодня необходим пересмотр системы ценностей. Нравственно — духовное воспитание молодежи обретает не меньшую, если не большую, значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому сейчас как никогда актуальны слова известного просветителя 19 века В. Г. Белинского: " Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

Одним из традиционных источников нравственности является русская литература. Красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие — всё это основные вопросы, поднимаемые в литературных произведениях. Недаром литературу, особенно классическую, называют предметом человековедения и способом самопознания.

Мой опыт направлен на работу со студентами профессионального колледжа. Главная задача колледжа — выпуск высококвалифицированных специалистов. Этой задаче подчинен весь учебно-воспитательный процесс. Но все же нельзя стать хорошим мастером своего дела (поваром, портным, пекарем), если в душе не будет гармонии, если мастер не будет вкладывать душу в свою работу. А поэтому моя основная задача, как преподавателя русской литературы, — это все-таки нравственно — духовное воспитание ребят, пробуждение и развитие их души, воспитание их активной жизненной позиции.

Лучшим инструментом воспитания высоких чувств и мыслей всегда считалось вдумчивое чтение художественной литературы, прежде всего литературы классической, основными темами которой всегда являлись истина, доброта, любовь… Тем более мне, как учителю русского языка и литературы, страшно наблюдать равнодушие к литературе у современной молодежи.

Как же вызвать интерес к чтению? Как сделать так, чтобы личность человека, его внутренний мир стали для наших ребят величайшими ценностями, к которым надо бережно и любовно относиться? Как научить их понимать себя и окружающих людей?

В основе моей педагогической деятельности лежит применение различных методик и технологий.

Я уверена: надо читать на уроке. Этот прием для себя я определила «Продолжение следует…». Читаем самые эмоциональные и захватывающие эпизоды, чтобы самые равнодушные зажглись интересом: «А что дальше?» — и прочли сами.

Хочу вызвать интерес к литературе и активизировать работу ребят на уроке и при выполнении домашнего задания посредством постановки вопросов, на которые можно найти ответы в тексте изучаемого литературного произведения. Так, например, начинаю работу с драмой А. Н. Островского «Гроза» на первом курсе с вопроса: о чем это произведение? После нескольких определений сюжета, читаем финальную сцену. Далее следует вопрос: неизбежна ли была гибель Катерины? Чтобы ответить на него ребятам необходимо обратиться к тексту произведения. Так начинается учебная исследовательская деятельность. Не все ребята (особенно студенты начального профессионального образования) умеют выполнять такую работу. Задача учителя помочь и направить их деятельность. Для этого необходимо составить систему вопросов и заданий для данного текста.

Например, вопросы и задания к стихотворению Ф.Тютчева «Silentium!» при изучении темы «Поэзия «Чистого искусства» на первом курсе:

1.Как вы поняли смысл этого стихотворения?

2.Какие два мира изображает поэт в стихотворении?

3. Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)

4.Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)

5.* Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
Вопросы имеют разноуровневый характер. Ребята сами определяют для себя уровень сложности задания.

При этом, выполняя задание, отвечая на вопросы, ребята имеют возможность разобраться и в своем внутреннем мире, применить свои жизненные наблюдения и опыт.

Причины многих бед, проблем, настроений в жизни подрастающего поколения заключается, на мой взгляд, в незнании ими смысла жизни, неумении отделить хорошее от плохого, определить нравственные ценности, неспособности к саморазвитию и самовоспитанию. Задача уроков литературы — помочь ребятам сориентироваться в современном мире и в самом себе, научить отличать добро и зло. Вера в добро, потребность делать добро — все это необходимо для становления нравственного человека. Хорошим примерам саморазвития и становления личности служат уроки изучения жизненного и творческого пути Толстого Л.Н. с его программой самообразования, Чехова А.П. с воспоминаниями о «детстве без детства», Горького М. и его «сопротивление окружающей среде» и других писателей. Идет непосредственное воздействие на личность обучающегося яркими иллюстрациями из жизни великих людей.

Очень люблю, как учитель литературы, «цитату урока» — метод, который — помогает эмоционально, образно воспринимать материал, обогащает речь ребят мудростью предков. Ведь еще Абай писал, что «Человек набирается ума, запоминая слова мудрых. Но любая беседа, какой бы она ни была поучительной, сама по себе ничего не даст. Из услышанного, подобно тому, как очищают зерно от шелухи, надо выделить истину, которую можно употребить с пользой. Так шлифуется разум человека» [Слово девятнадцатое].

На первом уроке изучения биографии и творчества Л.Толстого я читаю ребятам высказывание великого писателя: «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя»

Прошу их прокомментировать.

Идет равноправный диалог. Но вопросы адресуются не вообще классу, а конкретно каждому ученику: «А как ты понимаешь эти слова?». Оказывается, не все ребята знают значение слова. Отождествляют слова АЛМАЗ и БРИЛЛИАНТ. В ходе беседы выясняем, что алмаз в естественном виде не считается красивым. Красоту придаёт алмазу огранка, создающая условия для многократных внутренних отражений. Огранённый алмаз называют бриллиантом.

И ребята, проигрывая обозначенную ситуацию, самостоятельно рассуждают, используя свой, пусть и небольшой пока, жизненный опыт, что значит «очистить себя» и что значит «светить»

Классическая литература помогает учащимся расти, обогащает их духовно, нравственно, постепенно поднимает их на тот уровень, когда человек способен понимать, чувствовать, сопереживать.

А добиться этого на уроках можно с помощью интерактивного обучения. — способе познания, основанном на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В. С. Дьяченко)

Главная задача — создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для студентов, раскрытие его внутренних способностей, т. е. «дать ему светить».

Пока человек не познает сам себя, свои возможности, свое предназначение — он будет игрушкой в руках судьбы. Если же он начнет задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идем — это уже первый шаг к тому, чтобы осознать свое невежество, а значит, изменить свое мировоззрение, свое внутреннее «Я» в лучшую сторону… Проблемы счастья, поиска смысла жизни, любви, правды и лжи проходят сквозь всю русскую литературу. И каждый раз, обращаясь к ним, мы растем и развиваемся как личность. И это касается не только наших учеников. Каждый урок — повод задуматься и учителю, и ученику.

Урок на первом курсе. Драма Горького «На дне». Разговор о правде: всегда ли она нужна человеку, какой она должна быть. И вот ребята приводят пример: смертельно болен близкий человек, рак. Как сказать правду? Урок и жизнь соприкоснулись…

Человека нельзя однозначно оценивать, добрый он или злой. Зачастую он и сам не может это сказать. В его душе постоянно происходит борьба добра и зла. Всем свойственны нравственные взлеты и падения. И разобраться в самом себе можно, отвечая вопросы по произведениям русской литературы «Возможна ли сегодня такая любовь, как в рассказе А. И. Куприна „Гранатовый браслет?“, „Что лучше: сладкая ложь или горькая правда?“, „Есть ли сегодня среди нас Ларра и Данко?“».

Особая роль, по моему убеждению, отводится на уроках литературы системе творческих работ, направленных на раскрытие личности подростка и развитие его нравственно — духовного потенциала. Так в качестве домашнего задания, предлагаю ребятам письменно ответить на вопросы, требующие осмысления: «Зачем нужна художественная литература в 21 веке?», «Катерина Измайлова: преступница или жертва?», «Почему мужики-странники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не повстречались с Гришей Добросклоновым?» «В чем вина и в чем трагедия Родиона Раскольникова?» и т. д.

В конце года практикую написание ребятами итоговых сочинений по темам:

  • Книга, изменившая меня
  • Мой любимый поэт «серебряного века»
  • Мой любимый писатель 19 (или 20) века.
  • Какой литературный герой мне запомнился

Тематика таких сочинений позволяет показать не столько фактические знания, приобретенные ребятами за год, сколько дает возможность выразить себя как личность.

Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог.

«Кто я есть? Что я есть? И куда же потом?». На эти извечные вопросы, которые стоят перед человечеством с незапамятных времен, нелегко найти ответы. Русская литература выполняет миссию путеводного огонька, помогая нам найти свой путь в жизни, решая сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения, пытаясь вернуть людям веру в высшие идеалы и гуманные ценности, веру в себя, в собственные силы, научить нас любить, творить добро, быть счастливыми и милосердными. И если хотя бы часть из моих учеников после прочтения того или иного произведения изменятся нравственно, задумываются над поставленными вопросами — это моя победа.

Использованная литература

  1. Абай. Книга слов. Алматы, 1992.
  2. А. А. Аладьина, М. Е. Минайдарова, Х. Т. Абдрахманова Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности, Таразский государственный педагогический институт, г. Тараз
  3. Биккулова И.М., «Л. Н. Толстой», учебник «Русская литература XXвека, Москва, Дрофа, 2006,-с.339
  4. Обернихина Г.А., Литература: практикум. Уч.пособие для студ.ср.проф.уч.зав., Москва. Издательский центр «Академия», 2008
Категория: