Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Литературный ринг «Поэзия Серебряного века» по русской литературе для учащихся 11 класса

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Виноградова Лариса Петровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская средняя школа им. С. Г. Гуденко» село Дубровное, Мамлютский район СКО

Цель: обобщение полученных знаний по данной теме.

Задачи:

  • пробудить интерес к дальнейшему изучению творчества поэтов «серебряного века»;
  • воспитать чувство прекрасного через соприкосновение с миром поэзии;
  • развивать грамотную речь и образное мышление учащихся.

Оборудование: портреты поэтов серебряного века, выставка книг, справочного материала, монографий по данной теме, гонг, песочные часы, набор карточек-символов, головные уборы для членов жюри, компьютер, интерактивная доска, презентация.

Основные этапы мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.
2. Первый раунд «Вопросы-ответы».
3. Второй раунд «Коллективное творчество».
4. Третий раунд «Задание-экспромт».
5. Четвертый раунд «Наши литературные пристрастия».
6. Подведение итогов. Вручение призов.
7. Рефлексия.

Ожидаемый результат

Способствование повышению интереса к изучению поэзии.

Методические рекомендации

Литературный ринг по следующим правилам:

а) состоит из четырех раундов, в каждом раунде 2–4 типа задания оцениваются разным количеством баллов, время на выполнение заданий — разное;
б) между раундами — музыкальная пауза;
в) участники игры должны соблюдать дисциплину, быть тактичными и вежливыми между собой и по отношению к соперникам;
г) каждый участник обязан думать, говорить, отвечать, принимать активное участие в игре;
д) каждый участник имеет право высказывать свои мысли, спорить, доказывать, используя материалы урока и дополнительный материал;
е) участвуют 3 команды.

Обязанности руководителя объединения:

  • Направляет игру своего объединения.
  • Следят за работой игроков и ведут учет этой работы.
  • Назначают отвечающего на вопросы ринга, используют карточки — символы для работы.
  • В случае затруднения в ответах берут на себя ответственность, отвечая на поставленный вопрос.

Представление гостей

Жюри: магистр, два главных эксперта, хранитель времени, коллегия зрительской оценки — определяют победителей в номинациях:

1. Лучшему руководителю.
2. За лучшее исполнение стихотворений (2).
3. За отличное знание поэзии серебряного века (3).
4. За активную работу в литературном объединении.

Команда представляет руководителя и свое название.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя. Знакомство с правилами игры, представление жюри.

Литература — это исповедь.
Под видом исповеди — проповедь.
Для тех, кого не любим, — отповедь.
Для тех, кого мы любим, — заповедь.
Л.Ошанин

Гонг!

2. Первый раунд «Вопросы-ответы»

Вопрос командам. Время — 2 минуты. Высший балл — 3 б.

1. Объясните значение термина «серебряный век».
2. Назовите основные литературные направления на рубеже XIX — XX вв. 1890–1917 гг. (Реализм и модернизм; символизм, акмеизм, футуризм)
3. Назовите основателя каждого литературного направления и фамилии поэтов — представителей каждого литературного направления.

Вопросы на время

Высший балл — 1 б.

1. Определение символизма (Поэзия намеков).
2. Определение акмеизм, а (Поэзия точности).
3. Определение футуризма (Поэзия вызова).

Вопросы на карточках

1. Заполнить пропуски в хронологической таблице.

Время — 5 минут. Высший балл — 7 б.

Поэт

Год рождения

Год смерти

Название сборника

Год выхода

1.

С. Есенин

1895

1925

«Радуница»

1916

2.

А. Блок

1880

1921

«Стихи о Прекрасной Даме»

1904-1905

3.

О. Мандельштам

1891

1938

«Камень»

1913

4.

Н. Гумилев

1886

1921

«Шатер»

1921

5.

А. Ахматова

1889

1966

«Вечер»

1912

6.

М. Цветаева

1892

1941

«После России»

1928

7.

В. Маяковский

1893

1930

«Простое, как мычание»

1916

 

2) Проведите соответствие:

«Колчан»;
«Четки»;
«Волшебный фонарь»;
«Tristia»

М.Цветаева
А.Ахматова                         
О.Мандельштам
Н.Гумилев

Время — 1 минута. Высший балл — 4 б.

Гонг. Первый раунд закончен.

Музыкальная пауза. Песня на стихи А. А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»

Слово жюри

3. Второй раунд «Коллективное творчество»

Проверка домашнего задания:

1. Прочитать пародию на стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол». Как рассказал бы эту историю С. Есенин, В. Маяковский.

Высший балл — 5 б.

2. Объяснить разницу в цветовых эпитетах А. Блока и С. Есенина.

а) Очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
б) Ты в синий плащ печально завернулась…
в) Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
г) Только синь сосет глаза.
д) Синий туман. Снеговое раздолье.
Тонкий лимонный лунный рассвет

3. Определить авторов прозвучавших строк. Высший балл — 5 б. Ответы сдавать на карточках.

а) Послушайте! Ведь если звезды зажигают,
Значит — это кому-нибудь нужно?
б) Слава тебе, безысходная боль.
Умер вчера сероглазый король.
в) Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа.
г) И стон стоит по всей земли:
Мой милый, что тебе я сделала?
д) Мильоны вас!
Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы мы!
Да, азиаты мы
С раскосыми и жадными очами.
(Маяковский, Ахматова, Есенин, Цветаева, Блок).

Гонг. Раунд закончен.

Музыкальная пауза. Песня на стихи Н. Гумилева «Это было, было…»

Слово жюри

4. Третий раунд «Задание — экспромт»

1. Конкурс руководителей. Высший балл — 3б. Время — 1 минута.

а) О ком рассказывается в данном отрывке? (Приводится отрывок из воспоминаний З.Гиппиус о последних годах жизни А.Блока).

«А вот…. , в последние годы свои, уже отрекся от всего. Он совсем замолчал, не говорил почти ни с кем, ни слова. Поэму свою «…» — возненавидел, не терпел, чтоб о ней упоминали при нем. Пока были силы — уезжал из Петербурга до первой станции, там где-то проводил целый день, возвращался, молчал. Знал, что умирает. Но — говорили — он ничего не хотел принимать из рук убийц. Родные, когда он уже не вставал с постели, должны были обманывать его. Он буквально задыхался; и задохнулся.

Подробностей не коснусь. Когда-нибудь, в свое время, они будут известны. Довольно сказать здесь, что страданьем великим и смертью он искупил не только всякую свою вольную и невольную вину, но, может быть, отчасти позор и грех России»

б) В чьей биографии произошел такой случай?

«Когда он вызывающе выкрикнул последние строчки,- вспоминает присутствующая на этом выступлении журналистка Т. Толстая — Вечерка, — некоторые женщины закричали… и сделали вид, что им стало дурно. Мужчины, остервенясь, начали галдеть все сразу; поднялся свист, гам, угрожающие возгласы… (…) стоял бледный…, опять закурил и не уходил с эстрады».

Он мужественно стоял среди разъяренной толпы ненавидящих его классовых врагов, пока распорядитель не объявил вечер закрытым и негодующие буржуа не разошлись, так и не отважившись на расправу с поэтом. (с В. В. Маяковским)

в) Кто из поэтов описывается в следующих воспоминаниях?

Летом 1920 года группа поэтов ехала в командировку на Кавказ.(…) лежал в купе и, не отрываясь читал флоберовскую «Мадам Бовари». Вдруг в коридорах весело загалдели. (…) подскочил к окну, и его глазам представилось такое зрелище: по степи вперегонки с поездом бежал обалдевший от страха рыжий тоненький жеребенок. Версты две железный и живой кони бежали вровень, потом жеребенок стал отставать…

После этой истории, рассказывает один из очевидцев, (…) ходил сам не свой… А в перегоне от Минеральных Вод до Баку он написал полный лирики и глубины мысли маленький отрывок поэмы…
(С. Есенин).

2. Домашнее задание

Перекрестные вопросы команд друг другу (по 1 вопросу каждой команде). Высший балл — 3 б.

Гонг. Раунд закончен.

Музыкальная пауза. Романс на стихи М. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа»

Слово жюри

5. Четвертый раунд «Наши литературные пристрастия»

1. Прочитать наизусть стихотворение любого поэта Серебряного века (по желанию.) Высший балл — 5б.

2. Каким поэтам XX века посвящены следующие строки? Кто автор?

Высший балл — 2 б. Время — 1 минута.

а) Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно — единственное движение губ.
Имя твое — пять букв.
(М. Цветаева — Блоку).

б) О муза плача, прекраснейшая из муз.
О ты, шальное исчадие в ночи белой!
Ты черную посылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
(М. Цветаева — А. Ахматовой)

в) Вы ушли
как говорится
в мир иной.
Пустота…
Летите, в звезды врезываясь,
Ни тебе аванса,
ни пивной
Трезвость.
(В. Маяковский — С. Есенину).

3. Определить, какому литературному направлению принадлежат следующие строки.

Высший балл — 3 б. Ответы сдавать жюри

а) Будь что будет — все равно.
Парки дряхлые — прядите
Жизни спутанные нити,
Ты шуми, веретено.
(Символизм. Д. Мережковский).

б) Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, —
Башни стрельчатый рост.
Кружевом камень будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иголкой рань.
(Акмеизм. О. Мандельштам).

в) Комитрагический моей души вой
Разливен, будто на Каме пикник.
Долго ли буду стоять я живой
Из ядреного мяса памятник.
(Футуризм. В. Каменский).

Гонг. Раунд закончен.

Слово жюри

6. Подведение итогов. Вручение призов в номинациях:

1. Лучшему руководителю.
2. За лучшее исполнение стихотворений (2).
3. За отличное знание поэзии серебряного века (3).
4. За активную работу в литературном объединении.

7. Рефлексия

Список используемой литературы

1. Агатов М. В. Об авторах ваших книг. Литературные композиции по материалам критической и мемуарной литературы. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1972.
2. Библиографический словарь -справочник. Русская литература XIX — XX вв. М., «Просвещение», 1982.
3. Русская литература XX в. Очерки. Портреты. Эссе. Книга для учащихся 11 класса средних школ. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Ф. Ф. Кузнецова. Часть 2, М., «Просвещение», 1991.
4. Русская литература XX в. Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. Под редакцией Т. Н. Нагайцевой. Издательский дом «Нева», Санкт-Петербург, 1998.
5. Три века русской поэзии. Составил Н. В. Банников. Издание второе, дополненное. М., «Просвещение», 1979.

Приложение

1. Презентация

2. Песни и романсы на стихи А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Цветаевой.

Категория: