Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Методическая разработка урока по теме «Куликовская битва»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

21 сентября — День воинской славы. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве

Методическая разработка урока по теме «Куликовская битва»

Патрик Анна Викторовна, преподаватель истории и обществознания

Цели урока:

  1. Показать ход и результат Куликовской битвы, ее значение для дальнейшего развития Древнерусского государства;
  2. Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов;
  3. Помочь учащимся ощутить дух Куликовской битвы;
  4. Продолжить формирование следующих навыков и умений:
    • установление причинно-следственных связей;
    • анализ исторического явления;
  5. Подведение итогов, установление выводов;
  6. Развитие логических связей и образного мышления;
  7. Осуществлять нравственное воспитание;
  8. Показать примеры героизма и мужества русского народа.

Оборудование:

  • Сахаров А.Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. — М.: Просвещение, 1999;
  • карта: «Образование Российского централизованного государства»;
  • атласы: схема Куликовской битвы;
  • распечатки на столах таблицы: «Подготовка к сражению»;
  • портрет Дмитрия Донского;
  • распечатки терминов — словарь урока;
  • репродукции картин: А. Бубнов «Утро на Куликовом поле»; М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»;
  • репродукция иконы «Сергий Радонежский»;
  • музыкальный центр, музыкальные фрагменты:
  • колокольный звон, «песня Сольвейг» из сюиты Грига «Пер Гюнт».

Словарь терминов:

  • Дмитрий Донской;
  • принцип «щита и меча»;
  • тактика;
  • стратегия;
  • князь;
  • дружина;
  • сторожевой полк, передовой полк, большой полк, полки правой и левой руки, засадный полк.

Ход урока

Вводное слово учителя:

Первым серьезным испытанием для объединяющейся Руси была Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 г. Русское войско под предводительством князя Дмитрия Ивановича одержало победу на Куликовом поле над монгольскими полчищами хана Мамая. Вам предстоит не только познакомиться с данным событием, но и определить то значение, которое имело данное сражение, а также влияние данного события на дальнейший ход русской истории.

А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.

1.Русь и Орда накануне Куликовской битвы

Отрывок из летописи:

«Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

Отрывок из монгольской песни:

    Вспомним, вспомним степи монгольские —
    Голубой Керулен, Золотой Онон!
    Сколько, сколько монгольским войском
    Втоптано в пыль непокорных племен!..
    Мы бросим народам грозу и пламя,
    Несущие смерть Чингиз-хана сыны.
    Пески сорока пустынь за нами
    Кровью трусов обагрены…

Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи и словами монгольской песни?

Что делать в этой ситуации русскому князю?

По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…

Звучит запись колокольного звона.

Собралось невиданное для того времени войско. В русской армии, по словам источников, были не только «князья русские», «воеводы», бояре, но «вся люди», «народ», т. е. крестьяне, горожане, дружинники.

Представьте себя русским князем. Что бы вы сказали своему народу, призывая его на бой с врагом.

2. Подготовка к сражению

Задание по таблице: Подготовка к сражению (распечатки на столах).
Переписать таблицу в тетрадь.

Подготовка к сражению.

Вопросы для сравнения
Орда
Москва
1.Цели Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода. Разгром основных центров силы Русской земли. Освобождение от ордынского ига и обязательного выхода. Защита интересов православия
2.Союзники Литовский князь Ягайло, Рязанский князь Олег Литовские князья Ольгердовичи, Русские князья
3.Войско Усиление конного войска нанятой генуэзкой («фряжской») пехотой Увеличение численности постоянного войска, возрастание роли пехоты, набираемой из горожан, созыв> народного ополчения/

Найдите общее в подготовке Москвы и Орды к решающему сражению. О каких изменениях в военном деле это свидетельствует?

По летописному преданию перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Сергий Радонежский благословил войска на битву и послал в бой двух монахов-богатырей (Пересвета и Ослябю). На доске весит репродукция иконы «Преподобный Сергий благословляет великаго князя Димитрия Иоанновича», в храме Христа Спасителя в Москве есть икона в человеческий рост, на которой изображен Сергий Радонежский, благословляющих монахов на бой. А в православии существует 10 заповедей, одна из которых — не убий.

Почему это происходит?

Откройте карту в атласе — с.19 (1).

20 августа 1380 г. — русское войско отправилось из г. Коломна в поход.

5 сентября — вышли к устью реки Непрядвы.

6 сентября — сбор военного совета, чтобы выработать план военных действий. Среди присутствующих князей и воевод мнения разделились:

  • часть: перейти Дон и на южном берегу сразиться с противником;
  • часть: оставаться на северном берегу Дона и ждать нападение врага.

Но окончательно решение было за князем Дмитрием.

Какое вы бы приняли решение и почему?

Дмитрий Донской сказал: «Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем придя и, ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу».

Дмитрий Донской сам выбрал местность для сражения — Куликово поле. Посмотрите на карту (2) — почему именно это поле? В чем преимущество? С 3-х сторон: запада севера и востока — поле ограничено реками Дон и Непрядва. За р. Смолка находился лес, в который можно было поставить общий резерв и частично засадный полк.

По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а местность для конницы противника — 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).

Посмотрим, как этот выбор помог в ходе сражения.

3.Ход сражения

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. началась переправа главных сил. Пешие войска и обозы переходили через Дон по наведенным мостам, конница — вброд. После переправы князь Дмитрий приказал уничтожить мосты через Дон.

Почему?

Переправа через Дон имела не только моральное, но и огромное военно-тактическое значение, предопределив дальнейший способ действий русской рати. На левом берегу реки можно было только обороняться. Переправившись же и уничтожив за собой мосты, необходимо было действовать наступательно. Кроме того, водная преграда в тылу русских обеспечивала их от возможного удара с тыла, где могли появиться литовцы и рязанцы.

Преподаватель объясняет расположение войск.

Почему Дмитрий Донской так построил войско?

И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского. Здесь был использован принцип «щита и меча» (посмотреть на рисунок).

Задание — после моего рассказа о ходе сражения вы должны мне сказать, что щит, а что меч.

Мамай не спешил вступать в сражение, даже начались приготовления к обеду. Ждал соединения с Ягайло.

Но в 11 часов русский Сторожевой полк, в котором находился князь Дмитрий, смял разведку и заставил отступить ордынский Сторожевой полк к основным силам монголо-татар. Мамай вынужден был начать сражение без литовского войска.

При сближении главных сил сторон произошел поединок русского воина Александра Пересвета с монгольским богатырем Челубеем (обратить внимание на репродукцию картины Литвинова «Поединок Пересвета с Челубеем). Воины разогнали коней и ударили в копья. Мощный одновременный удар — Челубей рухнул замертво головой к ордынскому войску, что было плохой приметой. Пересвет несколько мгновений держался в седле и также пал на землю, но головой к противнику. Так народная легенда предопределила исход битвы.

После поединка началась сеча. Князь Дмитрий переоделся в доспехи простого воина и лично принял участие в битве.

В течение 3-х часов войско Мамая безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати. Тогда главные силы враг сосредоточил против полка Левой руки. Полк понес большие потери и стал отходить, тогда в бой был введен резервный отряд. Воины заступали на место павших, стремясь сдержать натиск врага, и только их гибель позволяла монгольской коннице продвигаться вперед. Мамаева конница, тесня левое крыло и прорывая боевой порядок русской рати, стала выходить в тыл Большого полка. И тут пошел в наступление Засадный полк, о котором Мамай не знал. «Русские воины выехали из дубравы, как выдержанные соколы ударяют на стаи гусиные, — писал автор „Задонщины“, — высоко подняты знамена грозным воеводою. Были же воины свирепы, как львы, напавшие на овечьи стада». Яростный удар Засадного полка во фланг и тыл нападавшим переломил ход битвы. Не ожидавшие контратаки, воины Мамая были опрокинуты. Используя успех, к Засадному полку присоединились другие полки. Мамай не стал дожидаться окончательного разгрома своего войска и бежал с поля боя.

Враг обратился в бегство. Русские преследовали его на протяжении 50 км, до реки Красная Меча. За эту победу Дмитрий получил почетное прозвище Донской.

Что такое «принцип щита и меча»?

Итоги

  1. Полная победа русских войск.
  2. Потери: 20 тысяч убитыми и ранеными.

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты Грига «Пер Гюнт»

(на фоне музыкального сопровождения преподаватель рассказывает об итогах битвы)

Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.

В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико». Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство».

Представьте себя скульпторами, если бы перед Вами была поставлена задача, создать памятник на Куликовом поле, каким бы вы его сделали и почему?

Историческое значение

(учащиеся определяют самостоятельно)

    Битва подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорило ее распад.
    Поднялся авторитет Руси.
    Победа способствовала росту и объединению русского государства.

Причины победы.

(учащиеся определяют самостоятельно)

    Полководческое искусство Дмитрия Донского.
    Патриотизм русских воинов.
    Объединение части русских княжеств.

Вывод: Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья — защитников Русской земли.

Закрепление: Дмитрий Донской обрел широкую известность после Куликовской битвы, но причислен к лику святых только в 1988 г. Какова причина столь долгого раздумья церкви?

Категория: