Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ по теме: «Правописание предлогов»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Валеева Раушан Кенжебаевна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Смирновская средняя школа № 2» Аккайынского района Северо-Казахстанской области

Валеева Раушан Кенжебаевна

Цели: расширить чёткое представление о правописании предлогов: (слитное, раздельное, через дефис), умение обобщать материал, делать выводы.

Задачи: закрепить и углубить знания по теме «Правописание предлогов», развивать умение «видеть» правильное написание предлогов, научить применять полученные знания на практике.

Актуальность данных методических рекомендаций заключается в том, что правописание предлогов очень непростая тема в изучении русского языка. Учащимся надо научиться «узнавать» написание предлогов: дефисное, слитное и раздельное. Нужно очень постараться не попасть в «ловушки» !

Практическая значимость методических рекомендаций:

  • системное усвоение изучение темы «Правописание предлогов» дают положительные результаты;
  • от правильного написания предлогов зависит грамотность и культура речи учащихся, успешная сдача ЕНТ по русскому языку;
  • учащиеся могут безошибочно «узнавать» предлоги со слитным, дефисным и раздельным написанием;
  • первоначальный продукт — планирование выпуска брощюры — памятки «Правописание предлогов» (для учащихся школы);
  • данные рекомендации могут быть использованы учителями —филологами на практике при подготовке учащихся к ЕНТ, ВОУД

Вывод: в процессе работы по подготовке к ЕНТ я и мои выпускники очень много узнали о некоторых трудных случаях написания предлогов.

1. Предлоги могут писаться через дефис, слитно (в одно слово), раздельно (в несколько слов).

Пишутся через дефис сложные предлоги! из-за, из-под, по-над: из-за дома, из-под скамьи, по-над степью.

Пишутся слитно:

1) производные предлоги, образованные от наречий: вокруг (вкруг), вблизи, наперерез, вслед, вдоль;
2) некоторые производные предлоги, образованные от существительных: вроде, наподобие, ввиду, насчёт, вследствие;
3) не в предлогах несмотря на, невзирая на.

Пишутся раздельно:

1) производные предлоги в продолжение и в течение;
2) не пишется раздельно со всеми предлогами, кроме несмотря на, невзирая на.

2. В русском языке наиболее употребительными явля¬ются следующие производные предлоги:

Слитно!

вследствие

вместо

наподобие

насчёт

сверх

взамен

посреди

посередине

ввиду

(но: иметь в виду)

несмотря на

вроде

навстречу

вслед (за ним)

Раздельно!

в течение

 в продолжение

 в заключение

 в связи

в силу

во время (сна)

(но: вовремя пришёл)

в связи

в целях

по причине

по мере (приближения)

3. Производные предлоги необходимо отличать от слов других частей речи, например:

Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в путь (хотя была плохая погода; предлог). — Не смотря в глаза окружающим, он вы¬шел (не смотрел в глаза, деепричастие). В течение всего раз-говора мы стояли (весь разговор, предлог). — В течении реки много изгибов (течение реки; существительное на -ие в предложном падеже, поэтому на конце -и). Мы говорили насчёт поездки (о; предлог). — Мы положили деньги на счёт в банке (счёт в банке, существительное). Мать оставила работу вследствие болезни сына (из-за; предлог). — Ошибки в следствии повлияли на его результат (следствие по делу; существительное на -ия, предложный падеж, поэтому на конце -и).

Обратите внимание!

Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом: согласно договору, согласно приказу, вопреки правилам, благодаря другу.

Запомните предлоги: по прибытии, по окончании, по приезде

Предлоги из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис: достать учебник из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла.

Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно.

Различайте! (ловушка!)

Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту), он сохранил удивительную свежесть лица.

Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя)) вниз, он осторожно прошёл по краю обрыва.

Пишутся слитно предлоги:

ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу, наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх.

Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами.

Обычно предлог легко можно заменить без изменения смысла синонимичным ему непроизводным предлогом:

вследствие — из-за; навстречу — к; ввиду — из-за;
наподобие — вроде; насчёт — о, об; вслед — за и т. д.

Выйти из строя вследствие (предлог (по причине, из-за)) перегрева.
Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия)).
Отменить поездку ввиду (предлог (по причине, из-за)) надвигающейся грозы.
Иметь в виду (сущ. с предл.); держаться в виду (сущ. (близко от берега) ) берега.

Пишутся раздельно предлоги:

в виде, в течение, в продолжение, в заключение,
в завершение, в отличие от, в сравнении с,
в связи с, по окончании, по прибытии.

Предлоги вследствие, наподобие, в течение, в продолжение, в отличие от, в заключение, в завершение имеют на конце — е.

Предлоги в сравнении с, на протяжении, по прибытии, по окончании — -и.

Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение, в заключение всегда имеют значение времени.

Не спать в течение суток

(пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго?)

Поворот в течении (сущ.) реки, вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.

Обратите внимание!

Выбор предлога в синонимичных конструкциях зависит от используемого стиля. просторечный характер имеют словосочетания идти по грибы, идти по воду, купить на подарок.

Нужно говорить:

идти за грибами, идти за водой, купить в подарок.

Запомните! Важное значение для правильного построения предложений имеет верный выбор падежа и предлога.

Для закрепления, обобщения данной темы на уроках, консультациях выполняются, прорабатываются тестовые задания, дополнительные упражнения, после чего проводится коррекция ошибок.

Категория: