Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Народные приметы на 27 сентября (Воздвиженье)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

12 месяцев

В Здвиженье сивер, так лето тепло будет


Народные приметы на 27 сентября (Воздвиженье)

Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе связаны со словом «двигаться» («двинуться»), от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника, давшее наименование дню 27 сентября.

    Здвиженье — хлеб с поля на гумно движется.
    Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
    Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
    На Воздвиженье зазимки — мужику не беда.
    Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
    Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
    Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
    Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
    На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
    В этот день медведь залегает в берлогу.
    Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.

По народному замечанию, на праздник Воздвиженья «гады и другие пресмыскающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны», которые называют ирьем или вырием. Туда же улетают и ласточки.

    На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.
    Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.
    Змея и гад не движется (обмирает или лезет по деревьям в вырай, в теплый край, а которая укусила человека — остается на земле).
    На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни.
    Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда — кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая.
    На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.

По мнению орловцев, тамбовцев и владимирцев, «в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах».

«Крестьяне повсюду верят, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно». По другим сведениям, в день Воздвиженья крестьяне воздвигали часовни, кресты; соблюдали пост.

    С Воздвиженья начинали рубить капусту.
    На Воздвиженье первая барыня — капуста.
    Смекай, баба, про капусту в Воздвиженьев день.
    У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой.
    На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

На Воздвижеяье начало капустникам, капустницам, капустенским вечерам, кои длятся две недели. Молодежь затевала вечеринку — капустник, начиная посиделки.

    Вейся ли, вейся, капуста,
    Вейся ли, вейся, белая!
    Во саду ли во зеленом
    Гуляй, душечка родная.
    Как вечор на капусту,
    Как вечор на белую
    Частый дождик поливал.
    В кругу молодец гуляет,
    Себе пару выбирает:
    Лизавету — по совету,
    А Настасью — по согласью.
    Я Аленушку люблю,
    Шелковой платок куплю,
    Сто рублей заплачу.
    Сто рублей нам нипочем —
    Гуляй девка с молодцом!
    (Смоленщина.)
Категория: