Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Перспективы применения исламских инструментов для финансирования развития реальной экономики в Казахстане

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сагындыков Асхат Жумагалиулы
Специализация – Финансовый аналитик, Магистратура «Прикладных финансов», АО «Университет Нархоз»

Сагындыков Асхат Жумагалиулы

В данной статье обсуждается перспективы применения исламских инструментов для финансирования и его развития в Казахстане. Исламское финансирование — новая тенденция для экономики Казахстана, имеется спрос, со стороны бизнеса и населения. Появление альтернативных финансовых продуктов позволяет расширению доступа населения к финансовым услугам. Тем не менее, существующие ожидания могут быть существенно искажены, в результате недостатка знаний и опыта у потенциальных клиентов в сфере исламского финансирования. Существуют риски, связанные с регулированием исламских финансовых продуктов в условиях дефицита квалифицированных специалистов в области исламского финансирования в Казахстане.

Исламская финансовая система это такая система, в которой не взимается процента. Но принципы исламских финансов являются значительно более широкими, чем отказ от ставки процента. Они основываются на шариате правил и законов, которые касаются управления экономикой, а также социальных и культурных характеристик исламского общества. Так как исламские финансы используют общепринятые финансовые инструменты в мусульманском мире, то из-за несоответствия этим законам они сталкиваются со значительными трудностями.

Основные принципы исламского финансирования строятся на следующих основных правилах:

в исламской финансовой системе запрещается «риба», то есть, каждое неоправданное приращение денежных средств при займе или же при реализации торговой сделки. Другими словами, запрещена любая определенная ставка, которая зависит от сроков и величины займа, и не зависит от успешности инвестиций. Риба оправдывается представлениями об общественной верности, равенстве и правах принадлежности. Исламская финансовая система поощряет получение выгоды, впрочем, осуждает внедрение процента в целях получения выгоды, потому что эта работа не приводит к созданию продукта и не имеет возможность прирастить благосостояние общества.

в финансовых контрактах наиболее важным элементом является «гарар». Говоря по простому, гарар является результатом проблем информированности и относится к любой неопределенности, созданной ввиду отсутствия информации или контроля в договоре. Он может рассматриваться как неведение касательно информации о некотором элементе предмета договора, который скрывается от другой стороны, или предметом контракта является то, над чем ни одна из сторон не имеет контроля.

«Мейсир» запрещается в исламской финансовой системе, то есть, не одобряется накопление денег, как характеризующееся большой неопределенностью. Из-за «мейсира» в исламской финансовой системе затрудняется распространение производных финансовых инструментов, операциям с которыми присущ значительный риск [1].
Исламские финансы отличаются строгим следованием морально — этическим нормам Шариата. Это направление является одним из ключевых направлений работы Международный финансовый центр «Астана». Инструменты исламских финансов широко применяются в таких международных финансовых центрах, как Дубай, Абу-Даби, Гонконг, Лондон и в ряде других.

Исламские банки предлагают широкий диапазон всевозможных финансовых инструментов для воплощения финансовых операций. Основные финансовые инструменты описаны ниже.

«Иджара». Это — практически лизинг. В рамках данной сделки банк покупает оборудование и сдаёт его во временное пользование клиенту за определённую плату с полным правом выкупа. При заключении контракта иджара издержки несет арендодатель. Впрочем в исламском банкинге есть механизмы, которые имеют все шансы переложить эти издержки на арендатора.

«Истисна». Одна из сторон закупает материалы или обязуется предоставить финансирование другой стороне для выполнения определённых работ или производства товара по оговоренной спецификации. Платежи по этому соглашению исполняются по стоимости, установленной на дату заключения контракта, а платежи осуществляется через заранее определенные промежутки времени в ходе реализации плана и по его завершении. Распространен при финансировании строительных проектов.

«Мудараба». Форма инвестиционного партнёрства, где одна сторона финансирует проект, а другая отвечает за его выполнение. Классическая форма финансирования строительства. Прибыль от инвестиций распределяется между партнёрами в рамках оговоренного процентного соотношения. Простой контракт мудараба предусматривает установку всех соотношений, в которых предприниматель разделит прибыль, заработанную на использовании капитала, предоставленного банком для определенного проекта [2].

«Мурабаха». Распространённый вид сделки. Финансовое учреждение покупает определённый товар по заказу клиента, который затем выкупает его с наценкой. Банк приобретает продукт от имени покупателя, а вслед за тем перепродает ему продукт, получая выгоду от реализации продукта, и наценку за оказанные услуги. В соответствии с контрактом, банк обязуется дать покупателю продукт, дата и место получения продукта оговариваются заранее. До получения продукта покупателем все риски, связанные с вероятным браком или же повреждением, несет банк [2].

«Мушарака». Менее распространённый вид сделки. Все стороны финансово участвуют в сделке. Прибыль распределяется между партнёрами согласно предварительной договоренности, в то время как риски распределяются строго в зависимости от доли каждого инвестора в общем пуле инвестиций. Мушарака, известный так же как ширкат, является партнерством. В этом контракте участвуют две или несколько сторон, каждая из которых предоставляет свой капитал. Каждый партнер имеет право участвовать в принятии решения, то есть в управлении предприятием. Но нет никаких ограничений в осуществлении или передаче этого права другому партнеру. Эти условия подразумевают достаточно гибкий мушарака, контракт, адаптированный под конкретные финансовые отношения [2].

«Музара». В буквальном переводе означает арендное земледелие. То, что нас интересует в музара — это финансирование сельского хозяйства путем предоставления мудараба, финансирование для торговли или производства через, предоставление денежного капитала с условием получения доли с урожая.

«Салям». Инвестиционный инструмент, который предполагает покупку определённых товаров форвардным платежом. Классическая форма финансирования сельского хозяйства. Обязательное условие — обеспечение сделки реальным товаром.

«Сукук». Сукук — сравним с облигацией, однако в отличие от облигации, не гарантирует прибыли, не имеет долговой характер. Доходность формируется за счёт прибыли, получаемой от использования активов, деятельности или услуг финансируемого проекта. Выпуск облигаций сукук аналогичен стандартному процессу секьюритизации, который развивает механизм, позволяющий приобретать активы и создавать возможность формирования финансовых обязательств перед ними. Такие финансовые обязательства удерживаются в течение определенного периода времени, с вероятностью получения выгоды, когда риск и доходность ценных бумаг, в зависимости от соответствующих активов, передаются держателям ценных бумаг.

«Такафул». Такафул — вид страхования, основан на особом механизме распределения прибыли и убытков. Страхователи могут претендовать на часть прибыли страховщика от уплаченных в страховой фонд средств, и фактически становятся акционерами страховой компании. Следует отметить, что в исламе запрещается страхование, поскольку при заключении договора страхования покупатель платит периодические сборы в обмен на компенсацию в случае ущерба.

«Викала». Викала дает возможность одной стороне представлятьинтересы иной в качестве доверенного лица. При заключении договора викала агент получает фиксированную плату, и не участвует в прибылях и убытках, как при заключении договора мудараба. Договор викала заключается с целью, предоставления банку возможности работать от лица покупателя.

Одной из первых стран, были приняты законодательные изменения формирования исламской финансовой инфраструктуры, включая банки, которые действуют на принципах участия в капитале, основанные на владении долями актива, является Великобритания.

Великобритания также является лидером европейского рынка исламских финансов с пятью полноценными исламскими банками. В стране имеется более 20 традиционных банков, которые представляют услуги исламского финансирования через исламские окна, имеют широкий спектр оптовых и розничных исламских финансовых продуктов. В Великобритании объем рынка исламского финансирования превосходит размеры данного сектора в Египте, Пакистане, Турции [3].

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF