Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве (3 урок)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Урок русского языка в 11 классе: Работа с художественным текстом

Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве

Третий урок из серии: Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве.

Цель: закрепление изученного о тексте.

Задачи урока

  1. Обучающие — закрепить понятие «текст»; учить видеть микротемы текста; выявить роль абзаца как структурной единицы текста.
  2. Развивающие — развивать творческое мышление через воображение, фантазию; умение сравнивать и ассоциировать, опираясь на интуицию и подсознание.
  3. Воспитательные — воспитывать милосердие; воспитывать толерантность.

Основной приём проведения урока — приём «чтение с остановками». Суть его в том, что каждый раз в момент остановки учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, т. е. выступают в своём роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения.

Для анализа я выбрала главу «Зимним вечером» из повести С. Баймухаметова «Победитель». Этот выбор обусловлен не только тем, что позволяет отработать с детьми один из приёмов методики критического мышления, но и тем, что содержание главы позволяет мне бороться с дефицитом нравственности, знакомит детей с совершенно новой для них проблемой — проблемой инвалидов. Перед анализом текста даю информацию о С. Баймухаметове и его повести «Победитель». Подчёркиваю документальный характер повести, рассказываю о жизни и деятельности Шамиля Шакшакбаева, этого человека с большой буквы, нашего земляка; говорю об интернате, им созданном, о детях, судьба которых стала для Шамиля Тауфиковича смыслом его жизни.

Затем следует стадия вызова. Вопрос к учащимся:

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь в отрывке из книги?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Я записываю на доске первую колонку вариантов предложений, например:

— Автор будет рассказывать о красоте зимнего вечера, о природе.

— Судя по уже услышанному, речь пойдёт о судьбе какого-нибудь ребёнка, который стал инвалидом однажды зимним вечером, когда с ним случилось несчастье.

После этого учащиеся приступают к чтению текста до того места, где предлагается сделать остановку (технологически текст заранее разрезается на части, соответствующие остановкам. В данном случае их три).

Первая часть текста

Конечно, детям тоже было нелегко привыкать к новой жизни. Представьте, до 12–14 лет они сидели дома, мало, кого видели, мало, где были. И вдруг — в большой коллектив, к незнакомым взрослым людям. Чувствовали они себя на первых порах скованно, я бы даже сказал — боязливо. У меня сердце сжималось, когда я смотрел на них и понимал: они не привыкли к вниманию со стороны посторонних людей, к ласке, к участию, к тому, что с ними разговаривают, играют, шутят, что-то обсуждают, им что-то поручают…

Я понял, что интернат стал для них домом однажды зимним вечером. Правда, вначале испугался. Как-то сидим мы с бухгалтером в его кабинете, разбираемся с бумагами.
Уже поздненько было, часов восемь. Декабрь, зима, темь, тишина. Посторонних нет, да и кто в такое время поедет за город?

Закончив дела, покатил я по коридору к своему кабинету. Он рядом, чуть в стороне от фойе, с края. И вдруг, подкатываясь к выходу в фойе, слышу какой-то шум. И, конечно, испугался: что там такое?

Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.

— Оказывается, автор подробно рассказывает о своих воспитанниках, которые по причине болезни до 12 — 14 лет сидели дома, нигде не были, никого не видели.
— Оказывается, им очень трудно жить на свете, они всего боятся.
— Они даже не привыкли разговаривать с кем-либо, шутить.
— Они не умели играть, и им очень трудно привыкать на новом месте.
— А однажды зимним вечером Шамиль Шакшакбаев понял, что интернат стал для них родным домом. Но первоначально он чего-то испугался. Чего?

Учитель:

— Как вы теперь полагаете, о чём пойдёт речь дальше?

На доске составляется вторая колонка предположений аудитории, например:

— Шамиль Шакшакбаев стал свидетелем какой-то дикой сцены. Например, один из воспитанников жестоко обидел другого. Была драка, Шакшакбаев заступился за обиженного, защитил его, как мог защитить отец.

— Может быть, в интернат приехали родители одного из воспитанников и хотели забрать своего ребёнка назад домой, а тот не согласился возвращаться, потому что домом ему стал интернат, потому что ему здесь лучше.

Вторая часть текста

Так уж мы устроены, родители и педагоги, что первым делом пугаемся… Но в следующую секунду я понял, что это не шум, а музыка. И какие-то возгласы.

Подкатываю к выходу в фойе, вглядываюсь. Полумрак, откуда-то снизу свет, подсветка какая то, в этом полусвете-полумраке двигаются тени. Все мои дети — все двадцать два человека — там, в фойе.

Снова я испугался: что случилось, почему они все здесь, что их привело сюда?
Но — играет музыка. И вглядевшись, я понял, что они танцуют! У них дискотека! Вы представляете дискотеку, танцы на колясках, на костылях?! Девочка, у которой голеностоп скован, она ходит, как балерина, на цыпочках, у неё скован позвоночник и тазовые суставы малоподвижны — эта девочка в центре круга извивается и изображает индийский танец! Кто-то сорвал с себя майку и зафитилил её в восторге на диван. Идёт дискотека!!!

Они видели дискотеку по телевизору? Видели! Но пока они сидели по домам по одному, им это было недоступно. А теперь, собравшись вместе, они устроили свою дискотеку. Они не стеснялись друг друга, никто не смотрел и не примечал, как выглядит другой. Ведь и на дискотеках здоровых юношей и девушек никто друг на друга не смотрит, каждый самовыражается в танце, как может. И мои тоже — самовыражались!

Беседа.

— Оказывается, Шамиль Шакшакбаев стал свидетелем дискотеки
— Это очень необычная дискотека. Мы все посещаем такие мероприятия, а инвалиды нет — они их видели только по телевизору.
— Мы показываем пальцами, когда видим инвалидов. Инвалиды стесняются нас, а тут они равны. Никто над ними не смеётся. Да и разве смех здесь уместен?

Учитель: Чем завершится повествование?

Запись предположений на доске:
— Было уже поздно. Наверное, дискотеку закрыли и всех отправили спать.
— Наверное, в интернате потом стали организовывать дискотеки?

Заключительная часть текста

И тогда я сказал себе: вот оно, я был прав, я добился своего, мои дети живут как все!
Эти дети будут нормально жить, многого достигнут, потому что скоро поймут: им всё доступно. Было бы только желание и воля реализовать себя.

Рефлексия. Эссе на тему: «Инвалиды в нашем обществе».

Источник: СК ИПК ППК

Категория: