Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие физических качеств детей с нарушением слуха

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Соловьева Анастасия Сергеевна, педагог дополнительного образования второй категории КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Северо-Казахстанская область, город Петропавловск

 Развитие физических качеств  детей с нарушением слуха

Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого ребенка качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.

Вместе с тем с учетом новых глобальных вызовов 21 века актуализируются вопросы качественного образования для всех детей. Вся человеческая деятельность, интеллект, труд, чувства, общение, эмоции побуждаются к жизни движениями. Выполняя те или иные двигательные действия, человек проявляет в них свои способности, отличающиеся качественным своеобразием. Характеризуя отдельные способности человека, говорят, что он сильный, ловкий, выносливый и так далее. По существу, в этих характеристиках проявляются физические способности, которые называются физическими качествами (Теория и организация адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С. П. Евсеева. М.: 2002.448 с.).

Всестороннее и полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого и слабослышащего ребенка.

Систематическое физическое воспитание в полной мере восполняет физическое развитие и двигательную сферу детей с нарушением слуха.

Одной из важнейших коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих школьников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умений.

Развитие основных движений очень важно для детей с нарушениями слуха. В настоящее время большое количество детей с нарушением слуха нуждается в коррекционно-компенсаторной помощи, повышении уровня физической подготовленности, который необходим для дальнейшей адаптации к условиям окружающей среды, приобретения значимых социально-бытовых навыков и успешной интеграции в обществе.

Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно-силовые качества. Их развитие происходит неодинаково.
В школьном возрасте возможность точного воспроизведения движений, показываемых педагогом, существенно возрастает. Это связано с нарастающей подвижностью нервных процессов, обеспечивающих более быстрый прирост результатов, переход мышц — антагонистов из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Скорость обучения и закрепления двигательных навыков зависит от мастерства педагога, умелого подкрепления, стимулирования интереса к занятиям.

Основной формой обучения детей движениям признаны физкультурные занятия, в частности занятия акробатикой. В акробатике происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр.

Большое значение акробатические упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, прыгучесть.

Занятия акробатикой являются основной базой подготовки детей к занятиям любым выбранным видом спорта, так как способствует более быстрому развитию двигательных способностей ребенка.

Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях.

Отрицательное влияние на моторное развитие школьников с нарушениями слуха оказывает большой объем статических нагрузок, связанный с множеством учебных занятий. Повышение двигательной активности учащихся во внеурочное время, является профилактикой гиподинамии и положительно сказывается на формировании двигательных функций.

Целенаправленные и дозированные физические нагрузки, с подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физической подготовленности детей с полной или частичной потерей слуха.

Обучение движениям для учащихся, у которых затруднено в результате нарушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения.

Таким образом, у детей с различной степенью нарушения слуха наибольшие сложности возникают при выполнении сложных, тонкодифференцированных координационных заданий.

Недостатки произвольной регуляции движений отрицательно сказываются на результатах выполнения упражнений, основным условием которых является четкость произвольной регуляции движений (упражнения на равновесие, подвижные и спортивные игры с меняющимися ситуациями).

В связи с этим, особую актуальность при занятиях физической культурой со слабослышащими и не слышащими школьниками приобретает развитие координационных способностей.

Под влиянием занятий физической культурой и спортом улучшается функционирование вестибулярного аппарата. Это связано с концентрацией возбуждения в соответствующих участках ЦНС.

Секция спортивной акробатики в областной школе-интерната для детей с нарушениями слуха была основана в 2010 г. Основной формой работы являются групповые и индивидуальные тренировочные занятия с детьми младших классов. Индивидуальная работа проводится во время тренировочных занятий, где учащиеся обучаются различным спортивным упражнениям, постепенно усложняя спортивные элементы. На данный момент существуют четыре группы по спортивной акробатике: 10 мальчиков и 11 девочек младшего школьного возраста.

Мальчики:
Старшая группа — 5 человек (с 3 кл. по 4 кл., возраст: с 9 лет.)
Младшая группа — 5 человек (с 0 кл. по 2 кл., возраст: с 6 лет.)

Девочки:
Старшая группа — 5 человек (с 3 кл. по 4 кл., возраст: с 9 лет.)
Младшая группа — 6 человек (с 0 кл. по 2 кл.)

Акробатические упражнения представляют собой преимущественно движение с переворачиванием через голову или упражнения с вращательными компонентами и делятся на три группы.

Первая группа: индивидуальные акробатические прыжки, перекаты, перевороты, сальто.

Вторая группа: балансирование — стойка на лопатках, на плече, на голове и руках, на предплечьях, на руках. Сюда же относятся парные упражнения, пирамиды из двух трех, четырех человек.

Третья группа: бросковые движения — подбрасывание и ловля партнеров.

Занятие состоит из трёх этапов: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап включает в себя разминку. Для этого используются упражнения общей физической подготовки. После проведения общей разминки выделяется время (до 10 минут) на индивидуальную разминку, где применяются специальные физические упражнения, задача которых заключается в подготовке к выполнению упражнений в основной части урока.

На основном этапе занятия стоит задача овладения упражнениями и теоретическими знаниями учебной программы. Различные элементы акробатики, прыжки на батуте и баллоне, парно-групповые упражнения, круговая тренировка, спортивные игры с элементами акробатики применяются как вспомогательные средства для достижения главной цели — изучение акробатических элементов. Количество повторений каждого упражнения или соединения подбирается таким образом, чтобы было обеспечено создание устойчивого двигательного навыка, с учетом личностных особенностей и способностей обучающихся.

Заключительный этап занятия используется для укрепления мышц спортсмена посредством общефизических упражнений с последующим приведением организма учеников в относительно спокойное состояние.

Занятия в секции акробатики дают детям представления о разнообразии движений, развивают пластику и артистичность, улучшают телосложение, способствуют выработке правильной осанки, воспитывают силу воли и выносливость, стремление к лидерству и помощь ближнему.

Учащиеся нашей школы не только посещают занятия, но и как результат принимают участие в различных соревнованиях. Так, например, 19 марта 2014 г. В ОКЦ г. Петропавловска проходил республиканский фестиваль детского творчества «Жулдызай» детей с органическими возможностями.

В концерте принимали участие учащегося интерната — инвалиды по слуху. Детьми секции акробатики была показана акробатическая сценка. В показе этого номера участвовало 7 участников секции акробатики.

22 февраля 2017 г. были проведены спортивные соревнования по спортивной акробатике между мальчиками девочками с 0 по 4 класс.

Цель соревнований: выявление спортивных навыков, знание и правильность выполнения акробатических упражнений.

В ходе соревнований учениками с 0 по 4 класс были показаны хорошие и средние знания и умения в выполнении спортивных упражнений.

Литература:

  • Сосина В., Нетоля В. «Акробатика для всех». 2014 г.
  • Дмитриев С.В. «Социокультурная теория двигательных действий человека: спорт, искусство, дидактика». 2011 г.
  • Козлов В. «Акробатика, детская физическая культура». 2006 г.
  • Дробышева С. А., Вербина В. В. «Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих» . 2002 г.
  • Болобан В.Н. «Обучение в спортивной акробатике». 1986 г.
  • Боген А.Т. «Обучение двигательным действиям» 1985 г.

Воспитанники секции «Акробатики» школа-интернат для детей с нарушениями слуха

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: