Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект ОУД на тему «Под шаныраком дружбы живут народы Казахстана»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Яковлева Эльза Рафхатовна воспитатель, 2 категория, стаж 28 лет. Детский сад «Ивушка», Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск

Яковлева Эльза Рафхатовна

Мақсаты (цель): закрепить представление о празднике Наурыз, формировать представление о том, что в Казахстане живут в мире и согласии представители разных национальностей; развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой; воспитывать заботливое отношение друг к другу независимо от национальности.

Билингвальный компонент: мейрамы — праздник, достық — дружба, — жақсылық — доброта, махаббат — любовь, денсаулық — здоровье, қуаныш — радость, бақыт — счастье,

Ход:

— Балалар, я приглашаю вас под купол нашего шанырака. Давайте встанем сегодня в необычный «круг радости», сомкнемся в форме юрты, посмотрим на шанырак.

Знаем, знаем да-да-да!
В нашей группе все друзья,
Детский сад — наш общий дом,
Под шаныраком дружбы мы живем!

Дети образуют круг, берутся за цветные ленточки, проговаривают слова.

— Давайте мы с вами разведем очаг-ошақ «дружбы и доброты», подкинем в него щепочек, чтобы он ярче и теплее горел.

(Воспитатель предлагает взять из корзины по одной щепочке, сказать доброе, ласковое, хорошее слово и бросить щепку в очаг.)

Дети выполняют действия, сопровождая словами — любовь, нежность, счастье, друг, доброта, и др.

— Как замечательно сидеть с вами у такого очага «Дружбы и доброты», погреться, помечтать о будущем, поделиться с друзьями своими добрыми делами. Давайте закроем глазки и немного помечтаем. (звучит музыка)

— Какое сейчас у вас настроение?

Хорошее, веселое, спокойное.

— А как вы думаете- кто может собираться возле очага «Дружбы и доброты» и почему?

Настоящие друзья, добрые, щедрые люди.

— А каких людей вы бы не пригласили к нашему очагу и почему?

Злых, вредных, жадных.

Воспитатель предлагает повторить слова: достық — дружба, — жақсылық — доброта, махаббат — любовь, денсаулық — здоровье, қуаныш — радость, бақыт — счастье.

— Балалар, кто из вас знает, какой мы празднуем праздник целый месяц?

Правильно, Наурыз — праздник пробуждения природы, доброты, который отмечают все народы. Дети рассуждают и приходят к общему выводу, что среди друзей, родственников и близких проживает много людей разных национальностей, все они уважают друг друга, не обижают и не ссорятся, а живут в мире и согласии.

Педагог показывает слайды о многообразии национальностей, проживающих на территории Казахстана.

— Посмотрите, какие все мы разные, в нашей группе есть дети разных национальностей. Каждый из нас может свободно общаться на своем родном языке.

Я Диляра, я казашка,
Я Миша, я русский,
Я Дагна, я литовка
Я Бексултан, я киргиз
Я Руфина, я татарка.

— Можно ли сказать, что Казахстан, наша огромная страна, в чем-то похожа на наш детский сад, где все дружат друг с другом, вместе играют, поют и танцуют, читают стихи:

Наурыз келді алақай!
Кел билеиік, балақай.
Бізде қарап тұрмайық-
Тойға шашу шашайық!

Есть праздник Наурыз,
Новый год восточный.
Играет озорной кобыз,
Теперь весна уж точно!
Теперь равны и день, и ночь,
И все невзгоды ушли прочь.
В степи зима суровая,
Но пробуждается природа
и начинается жизнь новая.

В житті усім потрібна дружба:
І для розваг, і для журби, й для служби.
Із другом легше в світі жити,
Але й дружити треба вміти.

— Вот сколько народов проживает в нашей стране, и если бы все взялись за руки, то получился бы очень красивый хоровод.

— Ребята, я предлагаю вам сделать коллективную работу «Хоровод дружбы» в честь праздника Наурыз. У вас на столах лежат силуэты человечков в разных национальных костюмах. Нужно их всех расставить в хоровод вокруг нашей Земли. Но сначала мы поиграем:

Физкультминутка «Нам хорошо»

Хорошо, что солнце светит? Жақсы!
Хорошо, что дует ветер? Жақсы!
Хорошо идти с друзьями? Жақсы!
Хорошо прижаться к маме? Жақсы!
Хорошо в краю родном? Жақсы!
Хорошо там, где наш дом? Жақсы!
Хорошо кружиться в танце? Жақсы!
Хорошо быть казахстанцем? Жақсы!

— А теперь давайте приступим к составлению хоровода, помогать нам будет интересная мелодия.

Расставляют силуэты человечков вокруг глобуса, образуя хоровод народов Казахстана.

Воспитатель следит за выполнением работы, помогает тем, кто затрудняется.

— Посмотрите, как человечки у вас собрались в хоровод, как настоящие друзья! А друзья держатся за руки, всегда помогают друг другу! И от тепла их рук стало светло и тепло на всей Земле!(включается глобус).

— Я рада, что вы у меня растете внимательные, добрые, чуткие, отзывчивые, а самое главное дружные. У казахского народа есть обычай: на праздничный стол ставить проросшие зерна пшеницы, как символ ДОБРА, ЧИСТОТЫ И ОБНОВЛЕНИЯ. Мы тоже сегодня посадим такие зерна, и гостям предложим присоединиться к нам.

ЗЕРНЫШКО сажаю —
мира и добра желаю!
Доброе слово скажешь одно —
И доброты посеешь зерно.
Доброе дело сделаешь ты —
Тоже посеешь зерно доброты.
Зерна такие помни и знай,
Самый богатый дают урожай!

Берут по одному зернышку пшеницы, предлагают гостям, высаживают их в землю, проговаривают слова.