Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Игра в дошкольном возрасте

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Махмутова Галия Булатовна педагог-психолог, стаж – 2 года 4 месяца. Детский сад №36 «Аққу» при ТОО «Бэйби Бум». Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау

Игра в дошкольном возрасте

В настоящее время большее внимание дошкольников уделяется компьютерной игре, чем дидактической либо подвижной. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

Работа строилась на изучении вопросов теоретического изучения игры. Огромный интерес к изучению игры появился во второй половине ХIХ века. Игра как новое активное средство совершенствования личности привлекла особое внимание таких ученых как Н. К. Крупская, К. Д. Ушинский, Л. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добралюбов, Г. В. Плеханов, П. Ф. Лесгафт и др.

Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Для рассмотрения вопросов игровой деятельности я решила взять средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет. В этот период происходит развитие игровой деятельности, а также других, не менее важных для развития ребенка действий. Активно идет и психическое развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты, что можно заметить по тому, как дети во время игры объединяются в небольшие группы и учатся действовать вместе. Умение устанавливать такие связи приводит ребенка к пониманию необходимости дополнить картину мира на основании знаний, полученных от взрослого, поэтому к пятому году жизни родителям надо быть готовыми отвечать на многочисленные «почему», «как» и «зачем».

Для рассмотрения были взяты игры, развивающие интеллект, познавательную активность ребенка.

1 группа — игры творческие, театрализованные игры, совместные игры, сюжетно-ролевые, строительные.
2 группа — игры с правилами, игры с игрушкой.

Для более углубленного изучения видового разнообразия игр я перешла от теории к экспериментальной работе. Для экспериментальных работ я взяла среднюю группу «Солнышко» г. Кокшетау.

В экспериментальной работе приняли участие дети 4-5-х лет в количестве 7 человек. Для достижения результатов и подтверждения выдвинутой гипотезы предположения, что в случае:

— целенаправленного подбора игрового материала для дошкольников,
— создания специальных педагогических условий и учета возрастных особенностей игры, возможно, произойдут изменения в развитии личности дошкольников.

Для этого мною было проведено специальное исследование, посвященное выявлению уровня эффективности использования видового разнообразия игр дошкольников в условиях детского сада.

Формирующий этап эксперимента:

Для выявления уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета взяли игру «Собери картинку».

Процедура проведения. Взяли картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрезали ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предложили разрезанное изображение предмета. Карточки разложили хаотически. Ребенка попросили собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.

Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.

Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Результаты контрольного эксперимента:




Ф.И.О

Оценка в баллах

Уровень развития

Владислав

3

Высокий

Никита

3

Высокий

Аялин

3

Высокий

Ксения

3

Высокий

Платон

2

Средний

София

2

Средний

Богдан

2

Средний

Контрольный этап эксперимента:

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития игровой деятельности у детей в экспериментальной группах, проведен анализ полученных результатов.

«Найди такую же картинку».

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.

Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

Ребенок выполняет задание верно в 5–6 случаях — 2 балла.
Ребенок выполняет задание верно в 3–4 случаях — 1 балл.
Ребенок выполняет задание верно в 1–2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

Таким образом, за период исследования были изучены особенности влияния игры на детей среднего возраста.

В ходе проведенной работы сделаны следующие выводы:

Игра безусловно важна в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

Игра является важнейшим фактором в развитии будущей личности, в формировании физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Отсюда видно, что дети с удовольствием играют в игру, тем самым происходит процесс развития физических и психических качеств. Игра — это необходимый вид деятельности дошкольника, с помощью игры ребенок познает окружающую действительность, учится усваивать правила социального, поощряемого и отвергаемого поведения (не забирать чужие игрушки, не драться и т. д.) приучается к правилам поведения, получает первый опыт совместной игры.

Литература:

1. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду 1890 г.
2. Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.1966 г.
3. Леонтьев А. Н. Психология и Педагогика. Советская педагогика, 1936г. № 2.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение 1987 г.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.1989 г.
6. Шиллер Ф. Педагогика. М. 1879 г.
7. Спенсер Г. Основы педагогической деятельности с дошкольниками. М. 1967 г.
8. Гроос К. Игры для детей. М.:1933 г.
9. Азаров Ю. П. Игра и труд. — М.: Знание, 1973 г.
10. Фьюэлл Р. Р. Обучение через игру. Санкт-Петербург, 2005 г.
11. Носова Е. А. Дидактические игры. — М.: Детство — Пресс, 2001 г.
12. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. // Соч.: в 7 т. 1958 г.
13. Конаржевский Ю. А. Формирование педагогического коллектива. М.1997 г.
14. Сластенин В. А. Педагогика учеб пособие. М. 2000 г.
15. Урунтаева Г. А. Издательский центр «Академия» 1996 г.
16. Харламов И. Ф. Педагогика. М. 1999 г.
17. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив М. 1982 г.
18. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. М. 1984 г.
19. Реан А. А. Н. В. Бордовская психология и педагогика. СПб 2001 г.
20. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М. 1987 г.
21. Харламов И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание//Сов. Педагогика. 1990 г.
22. С. Л. Новоселова. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.2008 г.
23. Подласый И. П. Педагогика М. 2002г. № 12

Категория: