Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Организация диагностической деятельности Кабинета психолого-педагогической коррекции

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Герцен Юлия Александровна методист, педстаж 25 лет КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» Житикаринский район Костанайской области

На современном этапе развития системы образования детей с ограниченными возможностями в развитии на первый план выдвигается создание оптимальных условий для комплексного лечения, коррекционной и социальной адаптации, воспитания и обучения с учётом особенностей психофизического развития каждого ребенка. В этом и заключается основная цель деятельности Кабинета психолого-педагогической коррекции (КППК).

Коллектив КППК в своей деятельности руководствуется следующим положением:

Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть определенных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в развитии и воспитании.

Именно для этих целей коллективом КППК была разработана методика диагностирования развития детей с ограниченными возможностями, которая позволяет очень ёмко и точно определить особенности развития ребёнка и спланировать траекторию его дальнейшего развития.

Диагностика — один из методов обследования человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы»

Существенное значение для диагностики психологического развития имеет история развития обследуемого ребёнка (анамнез).

Процедура диагностики состоит из 2 этапов:

1) сбор психодиагностической информации;
2) определение выводов и составление индивидуальной карты развития ребёнка.

Существуют 2 способа получения информации

1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов);
2) длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения.

Основные принципы психологического диагностирования:

1. Принцип доброжелательного отношения к ребёнку, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять ребёнка таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение.

2. Принцип поддержки семейного воспитания, пропаганда и формирование в родителях ответственности и активности в деле воспитания и развития своих детей.

3. Принцип опоры на возможности каждого ребенка, его онтогенетический потенциал.
4. Принцип построения работы с ребенком с учетом его возможностей, а не дефицитов в рамках профилактики и развития, а не коррекции.

Этапы подготовки и проведения диагностики ребёнка

Этапы

Алгоритм работы

Результат

Ответственный

Подготовительный

 

Цель: сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения.

Предмет изучения:

— запрос родителей (законных представителей) и жалобы ребенка;

— данные о развитии ребенка, краткие сведения из анамнеза;

— сведения об условиях развития и воспитания ребенка;

— анализ ситуации социального окружения ребенка

Построение гипотезы

Заведующая

Организационный

 

оформление личного дела;

— изучение первичной документации;

— знакомство родителей (законных представителей) с основным содержанием, направлениями коррекционно-развивающей работы, обозначение предполагаемых результатов;

— заключение договора с родителями (законными представителями) на проведение диагностико-коррекционно-
развивающей работы;

Заключение договора;

оформление необходимой документации;

зачисление

Заведующая

Методист

Этап  диагностики

Цель: выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка:

— диагностика уровня социальной адаптации, бытовых навыков и умений;

— углубленная диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей;

— диагностика речевого развития;

— педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении;

— определение уровня актуального развития;

— фиксирование характера отклонений в развитии;

— выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития;

(результаты фиксируются в протоколе командной оценки ребёнка).

Сбор диагностических данных об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Выявление зоны ближайшего и актуального развития.

Педагоги-специалисты.

Этап разработки Индивидуальной развивающей программы

Цель: составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов составляется и утверждается индивидуальная развивающая программа (ИРП), разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Определение
форм работы.

Заведующая

Педагоги-специалисты

Этап динамического изучения

Реализация программы через различные формы работы:

— индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом

— различные тренинги (в зависимости от проблемы);

Максимальное использование личностного ресурса ребенка и интеграция его в образовательное пространство.

Педагоги-специалисты

Конечная оценка результатов

Мониторинг эффективности реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Составление аналитических материалов

Педагоги-специалисты

Методист

Педагоги-специалисты КППК разработали комплекс диагностических заданий, для определения уровня психофизического развития ребёнка с приложениями.

Например, предлагается протокол командной оценки ребёнка педагогом-логопедом

Протокол командной оценки учащегося (йся) 1 класса

Фамилия имя ребёнка___________________________________________________

Дата обследования ___________________________

Задание

Цель задания

Выполнение ребёнком

Речь ребёнка

Запас общих знаний и представлений

Как тебя зовут?

 Ты девочка или мальчик?

Сколько тебе лет?

 Где ты живешь?

 Как называется город, в котором ты живешь? страна?

Какого человека называют плохим? хорошим?

Приложение №1

Выявить знания и представления об окружающем, их предметах и явлениях

 

 

 

Знание букв, чтение, пересказ        

таблица Зайцева и письмо

Приложение № 2, 3

Выявить навыки чтения, пересказа и письма.

 

 

Составить фразы из слов: Оля, платье, кукле, новое, сшила.

Умение составлять предложения

 

 

 

Связная речь

Составить рассказ по  картинке

Приложение № 4

Выявить критерии:

— смысловая целостность рассказа,

— лексико-грамматическое оформление,

 — самостоятельность выполнения задания

 

 

Приложение 1-4

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Список литературы:

1. Большой психологический словарь. 2004 г.
2. Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии.2013
3. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. Л.М. Шипицына. СПб., 1999
4. Нарушение письменной речи у младших школьников. И.Н.Садовникова.1962
5. Тесты на готовность школе ребёнка 6-7 лет. Ю.Соколова. 2009

Категория: