Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Сауле Зейнешкеновна Альдикенова Хлеборобская СШ района М. Жумабаева

Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века | Фото с сайта testent.ru

Класс: 8

Цель урока: способствовать развитию навыков сравнительного анализа и самостоятельной работы; развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы; ответ казахского народа на реформы 1822–1824; 1867—1868 гг.

Воспитательная цель урока: воспитание сотрудничества, интереса, социальной культуры; любовь к родной земле, родине и земле; формирование нравственных качеств.

Развивающая цель урока: развитие навыков сворачивания материала, системного мышления, выделение главного, установление связей.

Оборудование: карта «Казахстан в XIX в.», интерактивная доска (материал заготовлен заранее).

Ход урока:

I. Вводная часть. Метод: структурирование материала, проблема. Знакомство с целями и задачами урока. Деление учащихся на группы (4).

II. Основная часть:

  • Таблица заготовлена заранее на альбомных листах.
    Заготовлены карточки-задания. Урок рассчитан на 2 сдвоенных урока.

Ход урока:

I. Организационный момент. Знакомство с целями и задачами урока. Ходом проведения урока.

II. Изучение нового материала. Класс поделен на 4 группы.

I Блок

I группа

  • 1. Предпосылки восстания под предводительством Кенесары Касымова; годы восстания
    2. Причины восстания
    3. Цели восстания
    4. Характер восстания

II группа

  • 1. Предпосылки восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова; годы восстания.
    2. Причины и повод к восстанию
    3. Цели восстания
    4. Характер восстания

III группа

  • 1. Предпосылки восстания под предводительством Жанкожы Нурмухамедова, Есета Котибарова; годы восстания
    2. Причины восстания
    3. Цели восстания
    4. Характер восстания

IV группа

  • 1. Предпосылки восстания в Уральской и Тургайской области, на Мангыстау, руководители и годы восстания
    2. Причины и повод восстания
    3. Цели восстания
    4. Характер восстания.

Учащимся розданы карточки-задания, дается время на выполнение — 15 минут. Затем учащиеся записывают в тетрадь ответы на I блок (с доски), дописывают в тетрадь те цели, причины, которые характерны для каждого восстания в отдельности.

II Блок

Вопросы-задания Восстание К.Касымова 1837-47гг. Восстание И.Тайманова и М.Утемисова 1836—1838 гг. Восстание Ж.Нурмухамедова и Е.Котибарова 1856–57 гг;
1855–58 гг. Восстание 1868—1869 гг. в Уральской и Тургайской области. 1870 г. — Мангыстау.

III Блок

I группа

1. Причины поражения восстания 1837—1847 гг.

2. Исторические значения восстания.

II группа

1. Причины поражения восстания 1836—1838 гг.

2. Исторические значения восстания.

III группа

1. Причины поражения восстания 1856—1857 гг.; 1855–58 гг;

2. Исторические значения восстания.

IV группа

1. Причины поражения восстания 1868—1869 гг.; 1870 г.;

2. Исторические значения восстания.

Время — 15 минут. Обсуждение. Запись на доске. Запись в тетрадь.

Б). Тестовые задания по пройденному материалу

1. Назовите основную причину восстания под предводительством Кенесары Касымова в 1837-47гг.

А) Создание округов по реформе 1822 г. привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей;
В) Строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша;
С) Военные столкновения между казачьими войсками и казахскими родами;
Д) Насильственная политика Кокандского и Хивинского ханов;
Е) Все выше перечисленное.

2. Территория восстания Кенесары Касымова

А) Средний и младший жузы
В) Старший и средний жузы
С) Весь Казахстан
Д) Старший жуз и Средняя Азия
Е) Семиречье и Киргизия

3. Назовите, на какой социальный слой опирался хан Кенесары

А) Султаны;
В) Бии, старшины, батыры;
С) Интелегенция;
Д) Духовенство;
Е) Все перечисленное.

4. Где проходило сражение, в котором восстание было подавлено

А) Бишкек;
В) Токмак;
С) Майтобе;
Д) Чолпан-Ата;
Е) Шалкар.

5. Сколько было назначено за голову Кенесары?

А) 500 руб;
В) 1000 руб;
С) 2000 руб;
Д) 3000 руб;
Е) 5000 руб.

6. Исатай Тайманов был старшиной рода.

А) Байбакты;
В) Берши;
С) Адай;
Д) Табын;
Е) Тама.

7. Назовите основные цели восстания

А) Ограничение всевластия хана Жангира;
В) Улучшение положения шаруа;
С) Изменение земельной колониальной политики царского правительства;
Д) Ограничение произвола феодалов;
Е) Все перечисленное.

8. Назовите дату сражения у Тастобе?

А) 10 октября 1837 г.;
В) 15 ноября 1837 г.;
С) 17 декабря 1837 г.;
Д) 20 сентября 1837 г.;
Е) 12 августа 1837 г.

9. Назовите последнее сражение где восстание потерпело поражение?

А) Арыкбалык;
В) Акбулак;
С) Тастобе;
Д) Жаманкала;
Е) Буланты.

10. С какой численностью повстанцев Исатай окружил ханскую резиденцию к концу октября 1837 г.

А) 1000 чел;
В) 1500 чел;
С) 2000 чел;
Д) 3000 чел;
Е) 5000 чел.

11. В каком году войска Ж.Нурмухамедова разрушили крепость на Куандарье?

А) 1841;
В) 1842;
С) 1843;
Д) 1844;
Е) 1845.

12. Какую крепость Жанкожа превратил в центр восстания?

А) Раиым;
В) Ак-мешит;
С) Жана-кала;
Д) Аулие-ата;
Е) Арыкбалык.

13. Годы восстания под руководством Есета Котибарова?

А) 1857–1858;
В) 1856–1858;
С) 1858–1861;
Д) 1855–1858;
Е) 1857–1859.

14. Основной район восстания под руководством Есета Котибарова?

А) Мангыстау;
В) Междуречье Волги и Урала;
С) реки Жем;
Д) побережье Каспийского моря;
Е) Мугоджарские горы.

III. Закрепление:

1. Что общего в этих восстаниях

2. Каковы различия

3. Значение восстаний

IV. Рефлексия

1. Что дал мне данный урок…

2. Какова роль народных масс в истории…

3. Я горжусь…

4. Я хочу, чтобы…

5. Я хочу жить в…

Ключ:
1 e
2 c
3 b
4 c
5 d
6 b
7 e
8 b
9 b
10 c
11 b
12 c
13 d
14 c

Журнал «Современный урок» № 5, Январь 2011 г.

Категория: