Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Открытый урок по русской музыкальной литературе: «Жизнь его — замечательна, творчество — безгранично»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Дергунова Светлана Павловна, учитель теоретических дисциплин, первая квалификационная категория, «ДМШ Зеленовского РОО село Дарьинское» ЗКО

Дергунова Светлана Павловна

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского.

Задачи:

Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора.
Воспитательные: воспитание уважения и понимания музыки великого композитора.
Развивающие: развитие эмоционального восприятия русской классической музыки, умение слушать.

Тип урока: изложение новой темы, закрепление.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи, фортепиано.

Наглядность: портреты П.И.Чайковского, слайд-шоу о родине композитора.

Музыкальный материал: фрагмент симфонии № 1 «Зимние грезы», фрагмент кантаты «К радости», «Ната-вальс». «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года», фрагмент симфонии № 6.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Звучит фрагмент симфонии № 1 «Зимние грезы» В исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Л.Маазеля с показом слайдов русской природы, родных мест композитора.

Вопросы к классу:

Ребята, вы слышали раньше это произведение?

Какой характер у музыки?

Понравилось ли вам это произведение?

К какому жанру относится прослушанное произведение?

3. Работа по теме урока

Лекция.

До сих пор в городе Воткинске на Урале стоит старый одноэтажный дом с мезанином. Его окна вглядываются в зеркальную гладь пруда, окруженного густым молчаливым лесом. В 40 годы 19 века здесь произошло событие, которое прославило скромный дом на весь мир, сделало его достоянием всех тех, кому дорого великое русское классическое искусство. 25 апреля 1840 года в семье горного инженера, управляющего воткинскими заводами родился мальчик, названный в честь деда Петром. Мальчик рос в атмосфере любви. Его мать была дочерью обрусевшего француза. Очень образованна и музыкальна. С 5 лет маленький Петя стал обучаться игре на фортепиано, а в 8 лет уже записывал ноты и пробовал сочинять.

Что из детских впечатлений Чайковского следует особо отметить? Конечно, близость природы, пробуждение к музыке, поэзии, фольклору. Музыка звучала во всех уголках дома Чайковских: в шелесте листвы, в перезвоне часов в гостиной, в стихах Пушкина и Шекспира... Если вся жизнь в музыке, можно ли оставить ее, заставить себя делить с музыкой другие занятия?

Когда мальчику исполнилось 10 лет, его мать отвезла в Петербург, в Училище правоведения. Это было привилегированное заведение, готовившее юристов высокого класса. Будущие правоведы получали хорошее образование, в частности и музыкальное.

В училище Петя сразу же обзавелся друзьями. Ему даже придумали прозвище-Чайка, «Было в нем что-то особенное, что-то привлекавшее к нему сердца,- вспоминал один из его соучеников.- Доброта, мягкость, отзывчивость, какая-то беззаботность по отношению себя были с детства отличительными чертами его характера». Но главное отличие мальчика от сверстников была в его огромной любви к музыке. Он часами мог слушать музыку, а когда играл Петя, то его товарищи могли часами слушать и его игру. Настолько это была завораживающая игра. Один из его товарищей, в будущем он стал известным русским поэтом, Леля Апухтин, посвятил замечательные строки юному П.Чайковскому:

Ты помнишь, как, закрывшись в музыкальной,
Забыв училище и мир.
Мечтали мы о славе идеальной,
Искусство было наш кумир.

И уже позже, когда Путь Петра Ильича был определен в жизни, Апухтин написал:

Мечты твои сбылись.
Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял... —
Горжусь, что угадал я искру божества
В тебе, тогда горевшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом!

К восемнадцати годам Чайковский успешно закончил училище. И началась новая жизнь: служба в департаменте Министерства юстиции днем, а по вечерам- театр, концерты, светские балы и приемы. Он полностью был поглощен водоворотом петербургской жизни.

И это продолжалось 2 года, а потом неожиданно для всех Петр Ильич оставил службу и поступил в музыкальные классы, только что открытые при Русском музыкальном обществе. В 1862 году эти классы были преобразованы в первую в России консерваторию, и Чайковский стал ее студентом. Очень сокрушался по поводу этого поступления брат Петра Ильича, он с возмущением вспоминал: «А Петя-то, Петя! Юриспруденцию на скрипку променял».

Среди его любимых учителей был Антон Григорьевич Рубинштейн. Все, что задавал ему учитель, он тщательно выполнял. Среди его ученических работ выделяется симфоническая увертюра на сюжет драмы А.Островского «Гроза». К выпускному экзамену он написал кантату на текст оды Шиллера «К радости», которая была исполнена под управлением А. Рубинштейна.

Звучит фрагмент кантаты в исполнении солистов, хора и оркестра.

А в сентябре 1866 года, когда в Москве была открыта консерватория под руководством Николая Рубинштейна, брата петербургского Рубинштейна, Чайковского пригласили на место профессора.

Так началась самостоятельная жизнь на новом поприще музыканта. Несмотря на занятость в консерватории, Чайковский много пишет.. Одними из лучших произведений этого периода являются Первая симфония (фрагмент которой мы слушали в начале нашего урока) и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

В общем, жизнь композитора в Москве была насыщена и интересна. Летом же он уезжал на юг Украины, в имение Каменка, где жила его сестра. В этом имении часто бывал Пушкин.

В этом имении, на лоне прекрасной южной природы, в окружении милых сердцу людей, Чайковский всегда чувствовал особенный прилив творческих сил. Именно поэтому здесь, в Каменке им создано так много произведений: фортепианный цикл «Времена года», «Ната-вальс», а также отдельные части симфоний (Первой, Второй, Третьей) и опер («Воевода», «Опричник», и других).

Звучит «Ната-вальс» в исполнении ученицы 4 класса.

Звучит «Осенняя песня» в исполнении ученицы 7 класса.

К концу 60-х годов Чайковский был уже известным композитором, его произведения с успехом исполнялись в России. В 1866 году в Россию приехала с гастролями итальянская оперная труппа. Чайковский был пленен талантом певицы этой труппы Дезире Арто. Между ними возникло взаимное чувство. Но неожиданно Арто вышла замуж за испанского певца. Чайковский глубоко переживал этот разрыв.

И именно работа стала единственном спасением в этом душевном горе. В 70 годы творчество композитора достигает огромного расцвета. Так на протяжении всего двух лет созданы такие жемчужины, как «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», Четвертая симфония, Первый концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром.

В 1877 году Чайковский, как казалось ему вновь обретает счастье на любовь, состоялась свадьба, где Чайковский вступил в брак с одной из своих бывших выпускниц консерватории, но этот союз оказался недолгим. Вскоре они расстались, и Чайковский уезжает за границу. К счастью, нашелся друг, который смог поддержать композитора в трудную минуту. Этим другом оказалась Надежде Филаретовна фон Мекк. Женщина, которая страстно любила музыку, была поклонницей таланта П.И.Чайковского, оказавшая ему не только материальную, но и психологическую поддержку. Именно ей, Н.Ф. фон Мекк Чайковский посвятил свою Четвертую симфонию, написав на титульном листе «Моему лучшему другу».

Последующие семь лет жизни композитора часто называют «годами странствий». Он периодически то живет за границей, то возвращается в Москву, создавая между поездками новые сочинения: оперы «Мазепа», три оркестровые сюиты, пьесы для фортепиано, Второй фортепианный концерт, торжественную увертюру «1812 год», кантату «Москва».

1885 год — последний период творчества композитора. В этом году его избирают директором Московского отделения Русского музыкального общества. В это время Чайковский много гастролирует в городах России и за рубежом в качестве дирижера. Его концерты проходят с триумфальным успехом.

Такую напряженную деятельность Чайковский сочетал с композиторской. В последние годы им созданы настоящие шедевры: оперы «Иоланта», «Пиковая дама», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Но такая насыщенная жизнь утомляла композитора, он давно мечтал поселиться в небольшом городке, на лоне природы. Он даже накопил деньги для приобретения небольшого домика. Но, видя страшную нужду и невежество вокруг, отдал свои деньги на строительство школы в том селе, где хотел обосноваться. И лишь в 1892 году купил дом в клину.

Завершающей страницей творчества Чайковского стала его Шестая «Патетическая» симфония. Эта симфония богатым языком музыки говорила о жизни и смерти, о борьбе, из которой смертный человек выходит победителем. Ведь творчество, красота и добро бессмертны.

Эта симфония прозвучала как реквием, как прощание композитора с жизнью. Премьера симфонии состоялась 16 октября 1893 года, а в ночь на 25 октября композитора не стало...
Многочисленная толпа провожала в последний путь великого композитора. Как отметил современник, «Его похороны были так грандиозны и величественны, как только в России хоронили царей».

Звучит фрагмент «Шестой симфонии» в исполнении Берлинского симфонического оркестра.

На перекрестке двух улиц на решетке огромного забора сидели двое рабочих. Когда процессия поравнялась с ними, один из них, сняв шапку, сказал: «Смотри, Русь, незабвенного несут!»

Вот этими простыми словами я завершаю рассказ о жизненном и творческом пути великого Петра Ильича Чайковского: Незабвенный!

Много лет назад П.И.Чайковский сказал: «Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днем увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Его мечта сбылась...

4. Закрепление изученного материала:

1. Назовите годы жизни композитора.

2. Где П.И.Чайковский получил образование?

3. Перечислите произведения композитора?

4. Кто такая Н.Ф. фон Мекк? Какое произведение посвятил ей композитор?

5. Подведение итогов урока

6. Задание на дом: подготовить рассказ о жизни и творчестве П.И. Чайковского

Список литературы:

1) М.Шорникова Музыкальная литература. Р/на/Дону 2014
2) Журнал «В мире музыки» № 5, 6. 2012 г.
3) Я.Экерт 500 музыкальных загадок, Варшава 1966 г.
4) Апухтин стихотворения

Категория: