Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

План интегрированного урока литературы и самопознания «Любовь как „величайшая тайна в мире“ по рассказу А. Куприна „Гранатовый браслет“»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кученбаева Фаина Юсуповна, преподаватель русского языка и литературы, стаж 20 лет, категория первая, КГУ «Колледж сферы обслуживания города Петропавловска», Северо-Казахстанская область

Кученбаева Фаина Юсуповна

Ценность: Любовь

Качества: самоотверженное служение, гуманность

Группа № 14

Количество уч-ся: 25

Цель: формирование представления студентов о любви, как «величайшей тайне в мире» через общечеловеческую ценность Любовь

Задачи

на примере произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет» показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком, мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

воспитывать нравственные качества студентов на примере героев рассказа (самоотверженное служение, гуманность внутренней красоты, благородства);

Ресурсы:

(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Организационный   момент.

Сообщение темы и типа урока

  1. Позитивный настрой «Свет»

«Свет» 
— Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. 
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. 
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. 
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. 
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя... 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ хода урока

Позитивное высказывание (эпиграф-цитата)

Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви. А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

  Вопросы:

Почему А.Куприн считает, что «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я»?

Какое определение любви дали бы вы? Что такое любовь для вас?.

 

  1. Подарок учителя.

Рассказывание истории о А.Куприне

Беседа по вопросам:

— Каким женщинам суждено было стать женами писателя?

— Какая мечта молодости А.Куприна сбылась на склоне его лет?

— Что объединяло этих двух женщин?

Видеофильм по биографии А.Куприна

Беседа по вопросам:

— Назовите годы жизни писателя.

— Где родился А.Куприн?

— Как прошло его детство?

— Какое образование получил А.Куприн?

— Когда и как началась его литературная деятельность?

— Какие факты биографии писателя произвели на вас наибольшее впечатление?

  1. Творческая работа

Работа по подгруппам

  1. Библиографы. История создания рассказа «Гранатовый браслет»
  2. Исследователи. Сюжет. Эпиграф. Главные герои
  3. Аналитики. Смысл названия. Портретные характеристики. Слова Аносова о любви.

 Защита проектов

 

 Повторение

Песня «На перекрестке 2-х дорог» (ролик по фильму)

Закрепление

Тестирование

 

7. Домашнее задание.

Эссе «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Гранатовый  браслет»

 

8. Заключительная минута урока

Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните еще раз все, о чем мы с вами говорили на уроке. Любовь — это величайшая тайна. Любовь не властвует, она созидает.

Звучит музыка

Тест по творчеству А. И. Куприна

1. Когда была написана повесть «Гранатовый браслет»

1.1912 г.
2.1900 г.
3.1911 г.
4.1905 г.

2. К какому жанру относится произведение Куприна «Гранатовый браслет»:

1. рассказ
2. повесть
3. поэма
4. роман

3.Выберите пропущенное слово:

Особенно важны в рассказе слова генерала Аносова о любви: «Любовь должна быть ______________. Величайшей тайной в мире!»

1. трагедией
2. искусством
3. любовью
4. закрытой

4.Сколько лет длилась переписка между главной героиней и бедным телеграфистом:

1. 5-6
2. 6-7
3. 7-8
4. 4-5

5. Чью композицию исполнила пианистка Женни Рейтер:

1. Россини
2. Баха
3. Бетховена
4. Шопена

6. Выберите пропущенное слово:

Из описания Веры Николаевны в начале рассказа: «...была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно ______________».

1. красива
2. величава
3. счастлива
4.спокойна

7. Выберите пропущенное слово:

«Точно ___________!» - с неожиданной тревогой подумала Вера Николаевна, разглядывая подаренный ей браслет.

1. кровь
2. гранат
3. рана
4. смерть

8.Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

«Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике».

1. жена генерала Аносова
2. Вера Николаевна
3. Анна Николаевна Фриессе
4. Женни Рейтер

9.Выберите пропущенное слово:

Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны — _____________ (дата).

1.17 сентября
2.19 октября
3. 2 сентября
4. 31 декабря

10.Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

«Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом».

1. Николай Николаевич
2. князь Василий Львович Шеин
3. Желтков
4. Густав Иванович Фриессе

11.Выберите пропущенное слово:

Вера Николаевна по поводу подарка сестры: «Но знаешь, Анна, что только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать ____________ в дамский carnet».

1. словарь
2. книгу
3. брошюру
4. молитвенник

12.Кому из персонажей принадлежат эти слова?

«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей...»

1. Желтков
2. генерал Аносов
3. князь Василий Львович Шеин
4. Николай Николаевич

13.Выберите пропущенное слово:

В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова «______________________» из письма Желткова.

1. «Возлюби ближнего своего как самого себя»
2. «Не убей»
3. «Да святится имя твое»
4. «Не создай себе кумира»

14.Выберите пропущенное слово:

«...очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

1. Желтков
2. поручик Бахтинский
3. Васючок
4. Николай Николаевич

15.Выберите пропущенное слово:

«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «___________________»

1. «сильна, как воин»
2. «сильна, как смерть»
3. «сильна, как жизнь»
4. «сильна, как любовь»

Ключ к тесту 1.3; 2.2; 3.14.3; 5.3; 6.4; 7.1; 8.3; 9.1; 10.3; 11.4; 12.1; 13.3; 14.1; 15.2

Категория: