Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок (От монгольской империи до Ханства Абулхаира)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Черезданова Татьяна Федоровна учитель истории высшей категории, стаж работы 16 лет, КГУ «Смирновская средняя школа № 2», село Смирново Аккайынского района Северо-Казахстанской области

Повторительно-обобщающий урок (От монгольской империи до Ханства Абулхаира)

История Казахстана 7 класс

Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление пройденного материала

Задачи
Образовательная: Обобщить и закрепить знания учащихся об историческом формировании казахского народа в древние и средние века. Расширить кругозор через дополнительную информацию.
Воспитательная: Воспитание стремления к изучению исторического прошлого, воспитание коллективизма.
Развивающая: Развивать умение учащихся от знаний отдельных фактов перейти к обобщению, деловому партнерству.

Тип урока: Урок обобщения, закрепление.

Форма урока: Интеллектуальное соревнование.

Оборудование: Карта, карточки с заданиями, презентация

Ход урока:

1. Организационный момент:

а) Постановка задач урока.
б) Ознакомление с ходом урока.
в) Результаты записываются в таблицу (помощник учителя). Работают 4 группы.

I Станция «Разминочная»

Право ответить получает та команда, которая первой поднимает сигнальные флажки.

1. Назовите имя данное Чингисхану при рождении (Темучин)
2. Какой город на территории Казахстана оказал монголам наибольшее сопротивление? (Отрар)
3. На курултае 1235 года было принято решение...(о походе в западные страны)
4. Столицей Золотой Орды являлся город,,, (Сарай)
5. Что такое ярлык? (Право на княжение, которое получал русский князь в Золотой Орде)
6. Назовите золотоордынского хана который сжег Москву? (Тохтамыш);
7. Агрессия эмира Тимура обрушилась на какие государства? (Ак-Орда, Могулистан и Золотая Орда);
8. Назовите столицу государства Могулистан? (Алмалык)
9. Потомком какого хана был хан Абулхаир (Шайбани)
10. Ханство Абулхаира имеет второе название (Государство кочевых узбеков)
11. От имени какого хана произошло назхвание Ногайская орда (Ногай)
12. Назовите правящую династию в Сибирском ханстве (Тайбуга)

II станция «Хронологическая»

Установите соответствие между временем существования государств и государство

1428-1468 гг.

Ногайская Орда

           к. XIV-XVI вв.

Ханство Абулхаира

              сер. XIV-нач. XVI вв

Ак Орда

XIII – нач.XV вв.

Могулистан

              сер. XIII – сер.XV вв.

Золотая Орда

Ответы: 1-2: 2-1: 3-4: 4-3: 5-5:

III. Станция «Личности» Установите соответствие между ханами и государствами

Хан Бату

Ногайская Орда

       Хан Узбек

Государство кочевых узбеков

Ильяс Ходжа

Ак Орда

Хан Абулхаир

Могулистан

Едыге

Золотая Орда

Ответы: 1-5: 2-3: 3-4: 4-2; 5-1.

IV. Станция «Событийная»

Определите, что и когда произошло. Допишите дату или событие.

Дата

Событие

1

 1155-1227 гг.

 

2

 

 

Создание Монгольской империи

Провозглашение Темучина великим ханом

3

 

Отрарская катастрофа

4

 

Походы  хана Бату в Европу

5

 

«Грязевая битва»

6

1389,1391, 1395 гг.

 

8

1370-1405 гг.

 

8

 

Поражение хана Абулхаира под Сыгнаком

Ответы

Дата

Событие

1

  1155-1227 гг.

Годы жизни Чингисхана

2

 

1206 год

Создание Монгольской империи

Провозглашение Темучина великим ханом

3

1218 год

Отрарская катастрофа

4

1236-1242 гг.

Походы  хана Бату в Европу

5

1365 г.год

«Грязевая битва»

6

1389, 1391, 1395 гг.

Походы эмира Тимура в Золотую Орду.

7

1370-1405 гг.

Время правления эмира Тимура в Мавераннахре

8

1457 год

Поражение хана Абулхаира под Сыгнаком

V Станция. «Аналитическая»

Анализ документов. Экспертные группы.

Команды получают (как раздаточный материал) текст с ошибками (по 3 ошибки в каждом; двум командам мож¬но дать текст № 1, другим — текст № 2).
Найти искажения в текстах и объяснить. На обсужде¬ние дается 3 мин. За каждую верно выявленную ошибку (с объяснением!) присуждается по 2 балла.

Текст с допущенными ошибками. 1: Поскольку Чингисхан принял ислам и не следовал какой-либо другой вере, он пре¬следовал язычников. Он также преследовал мудрецов и отшельников любого племени, считая это угодным богу (Джувейни).

Подлинный текст Поскольку Чингис не принад¬лежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он под¬держивал престиж любимых и уважаемых мудрецов и от-шельников любого племени, рассматривая это как акт люб¬ви к богу (Джувейни).

Текст с допущенными ошибками 2: Для каждого десятка должен назначаться командир, и для каждой сотни, и ко¬мандир для каждой тысячи, а для каждых десяти тысяч — командир и штаб этого корпуса... Каждый воин из тыся¬чи, сотни или десятка, в которые он был зачислен, в случае военной необходимости может в ходе боя перейти в другое место; если он не проявит инициативу, то будет казнен, а командир, который допустил бегство воинов, будет разжалован до рядового (Аб-уль-Фарадж).

Подлинный текст: Для каждого десятка должен назначаться командир, и для каждой сотни, и офицер для каждой тысячи, и офицер для каждых десяти тысяч... Ни один воин из тысячи, сотни или десятка, в которые он был зачислен, не должен уезжать в другое место; если он сдела¬ет это, то будет убит, и так же будет с офицером, который принял его (Аб-уль-Фарадж).

VI Станция «Понятийная»

Каждая команда по очереди вытягивают то или иное понятие и дают пояснения к словам (опреде¬ления).

1. Вакф (мусульманские земли).
2. Ишик ага басы (руководитель дворцовой службы).
3. Улус (государство, страна).
4. Атабеки и кокилташи (воспитатели наследников хана).
5. Инджу (земли полученные потомками Чингисхана)
6. Мурза (предводитель племен в Ногайской орде)
7. Ярлык (право на княжение)
8. Хан (глава государства)
9. Курултай (Собрание монгольской знати)
10. Яса (Законы Чингисхана)

VII Станция «Незнакомая»

Определить о ком идет речь?

1. Мстительность — одна из главных его черт, причем мстительность его была вечной. Он запоминал какую-то обиду в юности и никогда не успокаивался, сколько бы не мстил. Самая страшная его месть была татарам, одному из монгольских племен, которому, по иронии судьбы, дали название монголо-татары. Его отец успешно воевал с ними, но татары сумели отравить Есугея-бахадура. Месть татарам была как будто завещана ему отцом, и он отомстил — татары были уничтожены (Чингисхан)

2. Он родился в 1412 году, в год дракона, он рано осиротел; ему пришлось служить у другого потомка Шайбана, Жумадык-хана, и участвовать в его борьбе за верховную власть в степи. Шестнадцатилетним был захвачен в плен, но по решению мангытских биев отпущен на свободу. После гибели Жумадыка он довольно быстро сумел найти поддержку у господствующей верхушки многих племен Узбекского улуса. В 1428 г. в области Тура (Западная Сибирь) в возрасте 17 лет был провозглашен ханом. ( Хан Абулхаир)

3. Чингисхан отправил своих сыщиков и маленькую армию из 450 человек для того, чтобы те спровоцировали войну между государствами. «Гости» достигли поставленной перед ними цели в течение трех дней. Посол несколько раз на повышенных тонах просил хана принимать его почтительно. После оскорблений со стороны монгольского посла, хан высказал свои предположения насчет их каравана и предложил показать монгольские купеческие «товары». В ответ на очередные оскорбления в свой адрес хан убил монгольского посла. Затем приказал проверить товары «гостей», а в случае чего окружить остальных и покончить с ними. Но один из монголов незаметно вырвался. (Кайир хан)

4.Этот хан имел много жен и наложниц. У него было около сорока сыновей, и от них «народилось несметное количество внуков». После его смерти из всех его сыновей второй, Бату, был признан войсками на западе наследником отца, и этот выбор был утвержден Чингисханом. (Хан Джучи)

5. У выдающегося завоевателя из Средней Азии есть много имен, по-персидски «железный», было второе имя — обозначавшее «______________ хромой». Но несмотря на физический недостаток, он был отважным воином, умелым полководцем — не проиграл ни одной битвы и в XIV веке создал империю в Средней Азии и на Кавказе со столицей в Самарканде. Под его властью оказалась территория, простиравшаяся от Самарканда до Волги, но после его смерти она быстро распалась.( эмир Тимур)

VIII «Рефлексия»

Учащиеся должны выполнить Синквейн к следующим словам:

1 гр. — Золотая Орда
2 гр. — Ак-орда
3 гр. — Могулистан
4 гр. — Ханство Абулхаира

Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание. Повторение пар. 21-27.

Категория: