Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Познавательная игра «Все работы хороши» для 4-х классов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кучерова Ольга Антоновна,
учитель начальных классов,
1 категории, средняя школа № 10
имени Н.К. Крупской
города Петропавловска
Северо-Казахстанской области
Кучерова О.А.


    Каждый день всегда, везде —
    На занятиях, в игре
    Смело, чётко говорим
    И тихонечко сидим.

Посещая школу, вы стали более находчивыми, сообразительными, веселыми, дружелюбными, и сегодня вы покажете, на что способны в игре «Все работы хороши». Хотите в ней поучаствовать?

Наша познавательная игра посвящена 20-летию независимости Республики Казахстан. И это неслучайно. Вы — будущее страны, и от того, какую вы выберете профессию, как будете служить стране в будущем, зависит её дальнейшее процветание.

Давайте прочтём девиз нашей встречи:

    «Все профессии нужны,
    Все профессии важны»

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером возвращаться домой».

Но вы наверняка встречали людей, которым утром не хочется идти на работу, И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Но для них понедельник — самый тяжелый день. Это они радуются даже болезни: можно побыть дома и не ходить на работу. Это они нет-нет, да и скажут со вздохом: «Эх, скорей бы на пенсию».

Вы выбираете профессию на всю жизнь, и, чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно «…задуматься о будущем». Или: «…выбрать работу по душе». Или еще так: «…найти свое место в жизни». Эти слова вы уже слышали — и от мамы с папой, и от учителей. Выбор профессии — жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.

В мире насчитывается около 40 тыс. разных профессий.

    — Прекрасных профессий на свете не счесть,
    И каждой профессии слава и честь.

Ребята, вы, наверное, слышали про русского царя Петра I? Знаете, каким он был трудягой?

Труда Петр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, все для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству». Царь был мастер во всех ремеслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев, но Петр I сказал: «Я не лучше других работал, дай мне то, что следует», Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтынных (алтынный — монета в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку».

Подумайте, что было бы если бы люди не захотели работать по своей профессии.

Ученик 1.

    — Подумайте, что было бы,
    Когда б сказал портной:
    — Шить платья мне не хочется,
    Устрою выходной!
    И все портные в городе
    За ним ушли б домой.
    Ходили б люди голые
    По улице зимой.

Ученик 2.

    — Подумайте, что было бы,
    Когда сказал бы врач:
    — Рвать зубы мне не хочется,
    Не буду, хоть ты плачь!
    Больным врачебной помощи
    Не стало б никакой.
    А ты б сидел и мучился
    С подвязанной щекой.

Ученик 3.

    — Подумайте, что было бы,
    Когда б сказал шофер:
    — Возить людей не хочется! —
    И выключил мотор.
    Троллейбусы, автобусы
    Засыпало снежком,
    Рабочие на фабрики
    Ходили бы пешком.

Ученик 4.

    — Сказал учитель в школе бы:
    — Мне в нынешнем году
    Учить детей не хочется,
    Я в школу не приду!
    Тетради и учебники
    Валялись бы в пыли,
    А вы бы неучеными
    До старости росли.

Ученик 5.

    — Подумайте, какая бы
    Случилась вдруг беда!
    Но только так не сделает
    Никто и никогда,
    И люди не откажутся
    От нужного труда:
    Учитель обязательно
    Придет наутро в класс,
    А пекари старательно
    Хлеб испекут для вас.

Ученик 6.

    — Любое дело выполнят,
    Что им ни поручи,
    Портные и сапожники,
    Шоферы и врачи.
    Мы все семьею дружною
    В одной стране живем,
    И каждый честно трудится
    На месте на своем.

— В нашей игре принимают участие 3 команды. В жюри — родители и учителя.

I конкурс «Пословицы о труде»

Каждой команде из слов составить 2 пословицы. (по 3 человека от команды)

    Труд, человека кормит, а лень — портит.
    Дело мастера боится.
    Мало хотеть — надо уметь.
    Терпенье и труд — всё перетрут.
    Каков мастер — такова и работа.
    Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

II конкурс «Образовать ж.р. от следующих профессий»

    Команда 1 — повар, пианист (повариха, пианистка)
    Команда 2 — певец, портной (певица, портниха)
    Команда 3 — писатель, продавец (писательница, продавщица)

Сейчас ребята сами расскажут, а чём они мечтают и кем хотят стать.

Ученик 7.

    Кто на стульчике сидел,
    Кто на улицу глядел.
    Артур пел, Марат молчал,
    Валера ножкою качал.
    Дело было вечером,
    Делать было нечего.
    Галка села на забор,
    Кот забрался на чердак.

Ученик 8.

    Тут сказал ребятам Валера
    Просто так:
    Я хочу стать сварщиком!
    Он кромки толстые металла шьёт ведь не иглою,
    А простой, лучистой, алой, вспыхнувшей звездою.
    Водит он её по стали, и звезда послушно
    Шьёт железные детали так, как парню нужно.

Ученик 9.

    Сварщиком — это здорово!
    Ну, а я не знаю — кем.
    Все профессии нужны,
    Все профессии важны!
    Только выбрать нам придется окончательно — одну!

Ученик 10.

    Ой, сварщиком… известность лучше,
    Я актрисой бы пошла,
    Пусть меня научат.
    Ах, родной киноэкран,
    Фильм растянут на года,
    Сериаловские страсти не угаснут никогда.
    Лучше фильмов счастья нет,
    Без кино не мил мне свет.

Ученик 11.

    Да, актрисой хорошо,
    А богатство лучше,
    В бизнесмены я б пошел,
    Пусть меня научат!
    Я тенге бы добывал,
    Доллары и центы,
    А для школы отчислял
    Крупные проценты!

Ученик 12.

    Да, богатство хорошо,
    Ну, а строить дома лучше,
    Я б в крановщики пошёл,
    Пусть меня научат!
    Под руками три штурвала.
    По порядку вертит их,
    Не боится этот малый
    Слитков самых огневых.
    На канате слиток каждый поднимает в высоту.
    Сам стоит в кабине важно,
    Словно воин на посту!

Ученик 13.

    Крановщиком быть хорошо,
    А поваром лучше
    Я бы в повара пошла,
    Пусть меня научат.
    Сладкий сон ребятам снится,
    Спит клубком веселый кот,
    Только повару не спится —
    Повар засветло встаёт.
    Жарит повар нам котлеты,
    Варит вкусные обеды!

Вместе:

    Все профессии нужны
    Все профессии важны!

III конкурс «Повара»

(По 5 человек). Ложкой перелить воду из стакана в пустой стакан за 2 минуты.

IV конкурс «Загадки о профессиях»

    Вот на краешке с опаской
    Он железо красит краской,
    У него в руках ведро,
    Сам расписан он пестро. (маляр)
    Кто в дни болезней
    Всех полезней
    И лечит нас
    От всех болезней? (доктор, врач)
    Встаём мы очень рано,
    Ведь наша забота —
    Всех отвозить
    По утрам на работу. (водитель)
    Он учит детишек
    Читать и писать,
    Природу любить,
    Стариков уважать. (учитель)
    Наведёт стеклянный глаз,
    Щёлкнет раз —
    И помнит вас. (фотограф)
    В белоснежном колпаке,
    Перепачканный в муке,
    Булки сдобные печёт
    И ребятам раздаёт.
    Продавец или аптекарь?
    Нет, конечно, это… (пекарь)
    В прошлый раз был педагогом,
    Послезавтра — машинист.
    Должен знать он очень много,
    Потому что он… (артист)
    Он опускается в забой
    Его работа под землей. (шахтер)
    Ему нужны такие вещи:
    Молоток, тиски, клещи,
    Ключ, напильник и ножовка,
    А всего нужней — сноровка! (слесарь)
    Мастер, мастер, помоги —
    Прохудились сапоги.
    Забивай покрепче гвозди —
    Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
    Ночью, в полдень, на рассвете,
    Службу он несет в секрете.
    На тропе, на берегу,
    Преграждает путь врагу. (пограничник)
    Он не летчик, не пилот.
    Он ведет не самолет,
    А огромную ракету,
    Дети, кто, скажите это? (космонавт)
    Для всех. — Ворону, корову, щенка и павлина —
    Всех примет и вылечит
    Доктор звериный (ветеринар)
    Его работа в глубине, на самом дне.
    Его работа в темноте и тишине.
    Пусть труд его не легок и не прост,
    Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)

Ученик 14.

    Стол, за которым ты сидишь,
    Кровать, в которой ты уснешь,
    Тетрадь, ботинки, пара лыж,
    Тарелка, вилка, ложка, нож,
    И каждый гвоздь, и каждый дом,
    И каждый ломоть хлеба —
    Все это создано трудом,
    А не свалилось с неба!
    За все, что сделано для нас,
    Мы благодарны людям!
    Придет пора, настанет час —
    И мы трудиться будем!

V Конкурс «Строители»

(по 2 человека). Кто быстрей и выше построит башню из кубиков.

VI Конкурс «Начинай на букву П»

Команды записывают профессии, которые начинаются на букву П (плотник, пекарь, почтальон, парикмахер, программист, продавец, певец, портной, пианист, поэт)

Учитель: Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он нашел свое место или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.

Стихи о профессиях

Ученик 15.

    — Он рассказывает внятно,
    Он экскурсию ведет.
    Нам становится понятно
    То, что он экскурсовод.
    Безбилетник не проник:
    Ведь в вагоне проводник.

Ученик 16.

    — Тепловозы я вожу,
    Пассажирам я служу.
    Я не токарь, не горнист —
    Я веселый машинист.

Ученик 17.

    — Строю дом и детский сад
    И больницу строить рад,
    И у цирка я не зритель,
    Так как я его строитель.

Ученик 18.

    — Шью я куртки и штаны,
    Вы меня все знать должны:
    На машинке строчку лихо,
    Потому что я портниха.

Ученик 19.

    — Потушу пожар любой,
    Быстро справлюсь я с бедой.
    За опасный этот труд
    Нас пожарными зовут.

Ученик 20.

    — Я бегун, прыгун, пловец,
    Я здоровый молодец.
    Жду рекордных перемен,
    Потому что я спортсмен.

Ученик 21.

    — Варит сталь. Его недаром
    Называют сталеваром.

Ученик 22.

    — У меня одеться рад
    И артист, и депутат.
    Ловко шью своей иглой —
    Ведь не даром я портной.

Ученик 23.

    — Я грузы кранами вожу,
    В высокой будке я сижу.
    Я не привык ходить пешком,
    Меня зовут крановщиком.

Ученик 24.

    — Напеку я пирожков,
    И коврижек, и рожков.
    Вот такой имею дар:
    Я кондитер-кулинар.

Ученик 25.

    — Очень тщательный уход
    За животными ведет:
    За коровами — доярка,
    А за свинками — свинарка.

Ученик 26.

    — Я за компьютером сижу,
    Счета, балансы подвожу.
    Во всех конторах там и тут
    Меня бухгалтером зовут.

Ученик 27.

    — Драгоценный сувенир
    Изготовит ювелир.

Ученик 28.

    — Хочешь свежих помидоров —
    Загляни на огород:
    С недостатком витаминов
    Справится овощевод.

VII конкурс «Пожарники»

(по 5 человек)

Каждый снимает пиджак или кофту, одежда выворачивается наизнанку, рукава завязываются, вещи складываются горой на стуле в центре зала. Дети становятся вокруг стульев, идут по кругу. Когда звучит команда «Пожар» находят свою одежду, одеваются, строятся в команду по росту, берутся за руки и поднимают их.

VIII Конкурс «Что это и кому необходимо?»

(для всех)

Послушайте загадки. Отгадывайте загадки и говорите, людям какой профессии нужен этот предмет

Ученик 29.

    Кинешь в речку — не тонет,
    Бьешь об стенку — не стонет.
    Будешь об пол кидать —
    Станет кверху летать. (Мяч, футболистам, баскетболистам, волейболистам)

Ученик 30.

    Мы проворные сестрицы,
    Быстро бегать мастерицы.
    В дождь лежим, в снег бежим,
    Уж такой у нас режим. (Лыжи, лыжникам)

Ученик 31.

    Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам.
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей. (Расческа, парикмахерам)

Ученик 32.

    Никак не согласится
    Она лежать без толку.
    Кто знает мастерицу
    Усердную… (иголку, швеям)

Ученик 33.

    В поле черном заяц белый
    Прыгал, бегал, петли делал.
    След за ним был тоже бел.
    Кто же этот заяц? (Мел, учителям)

IX Конкурс «Отгадать профессию по описанию»

  • Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди такого изобилия книжек самую интересную, с самыми красивыми картинками? Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит, что ты больше любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи? И подведет тебя к полке, где стоят эти замечательные книжки. (Библиотекарь)
  • Заболел щенок. Еще вчера он звонко лаял и грыз папины шлепанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. (ветеринар)
  • Человек, который занимается изучением и разведением собак. (кинолог)
  • Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей. (ювелир)
  • Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы. (эколог)
  • Специалист по исследованию космического пространства. (космонавт)

Подведение итогов. Награждение грамотами

Учитель: Ребята! Сегодня вы много узнали интересного о труде, о профессиях. Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями. Помните: счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки, или, что он выбрал верную дорогу.

Давайте еще раз все вместе повторим девиз нашей игры.

Категория: