Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Причины и профилактика детской жестокости

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Красникова Оксана Васильевна, педагог-психолог, вторая квалификационная категория, ГККП детский сад № 8 «Гүлдер», Карагандинская область, город Темиртау

Причины и профилактика детской жестокости

Почему маленькие дети бывают жестокими? Взрослые часто теряются, сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка. И самое главное, как нам взрослым (родителям и воспитателям детского сада) вести с ними?

Несомненно, агрессия есть в каждом из нас. И для защиты себя и своих близких, это свойство личности человеку необходимо. Конечно же, с возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, а вот ребенок, который начинает познавать мир, не способен еще справиться с этим самостоятельно. Ему постоянно необходима помощь самых близких людей-мамы и папы. Они научат его справляться со своими чувствами, постараются объяснить, как нужно поступать, а как недопустимо. В большинстве случаев дошкольники, причиняя боль, не осознают последствия своих поступков. Кроме того телевидение, компьютерные игры, интернет тоже влияют на поведение дошкольника. Очень важно, нам взрослым правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. Это ни в коем случае нельзя игнорировать. А для лучшего понимания ситуации, необходимо разобраться в причине таких поступков.

Существует ряд факторов, обусловленных неосознанной жестокостью у детей.

1. Любопытство и непонимание

Дети исследуя окружающий мир и их объекты, хотят узнать, что находится внутри куклы, машинки и т. д. Ребенок не понимает, котенку или бабочке больно и неосознанно причиняет им вред. Наша задача взрослых — вложить в него эти знания.

2. Месть или компенсация

Часто нам приходится замечать, что ребенок «наказывает» игрушки. Он их ругает, за какие — либо поступки и даже может применять к ним физическое наказание. Это связано с поведением взрослых по отношению к нему. А иногда ребенок компенсирует обиду, которую нанесли ему сверстники. Это способ самоутверждения, а также возможность всю свою злость выместить на тех, кто не может ответить.

3. Подражательство

Можно наблюдать, что внимание детей привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя. Они наблюдая, за взрослыми, за сверстниками перенимают их поступки, а также подражают различным героям из мультфильмов, книг. Такая имитация им необходима для понимания, как в разных ситуациях вести себя.

4. Привлечение внимания или манипуляция

Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Очень часто ребенок просто пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам или заставить что-либо для него сделать.

5. Желание быть, как все

Даже у дошкольников может проявляться так называемый стадный инстинкт. То есть совершение различных жестоких поступков как результат коллективных действий. Он вроде бы не хочет причинять боль другим, но делает так, потому что так делают все в его компании.

6. Семейная модель поведения

Мы знаем, что в дошкольном возрасте источником знаний для детей является его семья. Примеры родительского агрессивного поведения, а также применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. Можно утверждать, что именно такую схему отношений он будет применять к другим.

7. Выброс энергии

Если регулярно детям запрещать прыгать, бегать, играть и даже шуметь и галдеть, то непременно можно столкнуться с детской агрессией. У детей, особенно очень активных, накапливается очень много энергии, которую нужно обязательно расходовать

Как предотвратить проблему детской жестокости?

• Проблема детской жестокости может прийти в любой дом. Поэтому профилактику нужно начинать с самого раннего возраста. Мечта любого родителя — воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи нуждающимся и не обидит слабого. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие, как жестокость просто исчезнет.
• Ну а если проблема все же появилась, прежде всего, нужно успокоиться и не паниковать. Любое отклонение в поведении ребенка — это сигнал о помощи, которую необходимо своевременно оказать.
• Ни в коем случае нельзя игнорировать и закрывать глаза на жестокость ребенка. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми. Обязательно нужно выяснить причину проявления жестокого поведения.
• Если вы застали малыша на «месте преступления», следует вести себя очень сурово и строго. Он должен обязательно понять, что его поведение недопустимо и родители очень этим огорчены.
• Родители должны знать, что физическое наказание не решает проблему, а является одной из причин детской жестокости. Поэтому нужно искать педагогические наказания. Это могут быть замечания, выговор, лишение ребенка чего-то для него приятного и т. д. Вид наказания должен выбираться в зависимости от поступка.
• Вероятность агрессивного и жестокого поведения очень часто зависит от того, видит ли ребенок проявления агрессии дома. Поэтому взрослым важно стараться учитывать, что крики, оскорбления, повышение голоса, а также одобрения жестокости тоже являются проявлением агрессии.
• Родителям важно выслушивать детские проблемы, даже если они кажутся мелкими. Часто ребенку просто необходимо мнение или совет родителей. А также важно слышать от родных близких, что его любят.
• Чтобы сформировать у ребенка четкое представление о том, что быть добрым и чутким — это хорошо, а жестоким и злым — это плохо. Важно детей поддерживать и отмечать за любые их положительные действия и качества
• Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Для этого ребенку можно показать более конструктивные приемы, способы выражения гнева и агрессии: нарисовать свой гнев на бумаге, на песке; устроить бой с боксерской грушей; скомкать, разорвать листики бумаги и выбросить их.

Детская жестокость — очень серьезная проблема. И просто, одним словом или действием она не решается. Если нам взрослым постоянно вести работу в этом направлении, то несомненно ребенок поймет, что в этом мире хорошо, а что плохо.

Ну а если ребенок осознанно причиняет вред, намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живым существам. В этом случае необходимо обратиться к специалистам: психологу, неврологу, психиатру, который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Литература:

1. Колосова С. Л. «Детская агрессия. — СПб.: ИД «Питер», 2004.
2. Шапиро Е. И. Психологическая помощь родителям агрессивных детей. — СПб. : Литера, 2013.
3. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать? Советы психолога. — СПб.: ИД «Питер», 2012.
4. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. — СПб.: Речь, 2008.
5. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. — М.: РИПОЛ классик, 2003.
6. Энгельгардт Л. О. Что такое хорошо и что такое плохо? Книга в помощь малышу. — М.: Эксмо, 2012.

Категория: