Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Даубаева Галина Советкановна учитель русского языка и литературы. Стаж работы 10 лет, 2 категория. КГУ «ОСШ № 4» г. Шемонаиха, Шемонаихинский район, ВКО

Даубаева Галина Советкановна

Применение активных форм обучения является необходимым условием успешной деятельности педагога, конечной целью которого является развитие функциональной грамотности учащихся.

Развитию навыков грамотного чтения, умения использовать текст для решения конкретной задачи способствуют стратегии, которые применяются мною на уроках русского языка и литературы.

Использование колец Венна в различных интерпретациях целесообразно на уроках русского языка, так как многие рассматриваемые понятия носят общие и характерные признаки.

Приведем пример использования стратегии колец Венна при изучении сложносочиненного предложения учащимися 9 «б» класса:

• Проводится сравнительная характеристика двух предложений: сложносочиненного и простого с однородными сказуемыми.
• Наиболее сильные учащиеся заполняют кольца Венна самостоятельно на раздаточных листах.
• Материалы стр.48 учебника русского языка (Алматы «Атамура». 2013 г.) помогают отлично справиться даже слабоуспевающим учащимся.

Опережающее задание с использованием стратегии РАФТ было дано сильным учащимся из класса среднего уровня способностей к теме «Причастие» (повторение) в 9 классе. Для одного из учащихся Роль была обозначена как мисс Прилагательное. Объектом обращения (Аудиторией) являлся мистер Глагол. Формой выбрана претензия. Тема — «Почему ты меня обижаешь?»

Результат работы оказался достаточно интересным:

Я — привлекательное мисс прилагательное, отдала причастию свои грамматические категории рода, числа и падежа, оно отвечает на мои вопросы, оно, как и я, обозначает признак, а ты говоришь, что ты главней, и почему — то причастие называют формой глагола. Я считаю, что это несправедливо.

Другому ребенку были предложено следующее: Роль — Причастие, Аудитория — Морфология. Форма — резюме. Тема — «Какое я разностороннее»

Результатом явилось следующее резюме:

Имя — Причастие
Мать — Имя прилагательное
Отец — Глагол
Могу отвечать на вопросы какой?, какая?, какие?
Умею действовать и страдать
Бываю совершенным, несовершенным
Имею — категорию рода, числа и падежа

Стратегии «Шесть шляп» нашла большее применение на уроках литературы. Учащиеся уже знакомы с внутренней трактовкой каждой шляпы, и я позволяю иногда применять только некоторые из них. Например, при изучении темы «Евгений Онегин» ставилась цель выявить отрицательные стороны поступка Евгения Онегина в отношении Ленского. Шляпа была применена как предмет исторической эпохи и как предмет стратегии.

Стратегия «Аквариум» кроме образовательной функции решает еще и большую воспитательную задачу обучения культуре поведения, что очень важно при работе с учащимися младших (5 «А») классов.

Данные методы обучения позволяют активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, развитию функциональной грамотности.

Список литературы:

1. И. Логвинова, Л. Рождественская. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. 2012

Категория: