Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Применение электронной образовательной программы «Merits» на уроках английского языка

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Супрунова Ирина Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории высшего уровня, КГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское» акимата Осакаровского района Карагандинской области

Применение электронной образовательной  программы «Merits»  на уроках английского языка

Современная система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования. Одним из путей развития образования можно назвать внедрение новейших средств информационных технологий, что приобретает все большую актуальность.

Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. В школах все больше обращают внимание на новые технологии, появляются компьютерные классы, закупаются компьютерные программы для обучения различным предметам. Все больше обращают внимание на возможности мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку. Преимущества таких технологий, по сравнению с другими комплексами обучения иностранному языку (видео- и аудиокассеты, учебники, тетради, таблицы, стенды, фотографии, иллюстрации), являются: интерактивность, объединение выше перечисленных средств обучения на одном носителе (PC-disk или DVD-disk), возможность индивидуального подхода и реализации принципа обучения на высоком уровне трудности, что вызывает быстрый темп изучения, дает возможность раскрывать разные стороны приобретаемых знаний, углублять их и связывать, а непрерывное обогащение ума обучаемого разносторонним содержанием создает благоприятные условия для более глубокого осмысления полученных сведений.

В нашей школе мультимедийный кабинет появился в 2005 году. Вместе с оборудованием кабинета в школу поступил электронный ресурс для изучения казахского, русского и английского языков «Merits». Конечно, в то время еще не все педагоги были готовы к использованию на своих уроках информационно-коммуникативных технологий обучения. Многие просто технически не владели компьютерными технологиями на том уровне, который предполагал использование в полной мере предложенных электронных программ обучения. Кто-то не придавал должного значения ИКТ и считал это пустой тратой учебного времени, но были и те, кто с энтузиазмом начал осваивать новые образовательные ресурсы и работать по программе «Merits», еженедельно проводя уроки в кабинете мультимедиа.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя современное программное обеспечение; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Мультимедийные обучающие программы «Merits» построены по модульному принципу, содержат 6 модулей, каждый из которых представляет определенную лексическую тему. Формированию коммуникативной компетенции способствуют разнообразные виды лексико-грамматических заданий к научно-познавательным текстам, отработка монологической и диалогической речи учащихся.

Каждый модуль представляет собой интегративный комплекс, состоящий из следующих разделов: «Чтение», «Грамматика», «Словарь», «Проверка достижений», которые включают задания по различным видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму.

Знакомство с модулем открывается видеопанорамой, сопровождаемой музыкой или комментарием диктора. Панорамы облегчают вхождение учеников в лексическую тему, создают определенный фон для изучения лексического, грамматического и стилистического материала, придают уроку дополнительный ситуативный аспект.

Вовлечение школьников в процесс обучения осуществляется анимационными персонажами, знакомящими ребят с предстоящими заданиями, что дополнительно создает мотивирующий эмоциональный фон и осознание учащимися цели урока.

Раздел «Чтение» включает следующие виды работ: аудирование — восприятие текста на слух в сопровождении видеоряда, непосредственно чтение, тренировочные упражнения по тексту, нацеленные на развитие памяти учащегося, навыков логического мышления, письмо — написание слов, предложений и т. д.; говорение: озвучивание рисунков по тексту, работа с диалогом, составление собственного диалога и т. д.

Немаловажным фактом эффективности является наличие аутентичных текстов, несущих лингво-культурологический и социо-культурологический контекст. Нужно отметить, что для 10, 11 классов даются тексты повышенной сложности и узкой направленности (например, по теме «Медицина»), поэтому необходимо проведение предварительной работы с активной лексикой.

Раздел «Грамматика» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть направлена на объяснение грамматических правил и их использования в речи, которое озвучено профессиональными дикторами и подается в сюжетной, визуализированной форме с помощью анимации, рисунков, таблиц, схем. Практическая часть содержит тренировочные задания, рассчитанные на развитие умений и навыков использования грамматических конструкций.

Раздел «Словарь» ориентирован на обогащение словарного запаса учащихся. Знакомство учеников с новыми словами происходит с помощью аудиовизуальной подачи материала. По каждой теме предусмотрено введение двадцати новых лексических единиц. Интерактивные задания способствуют формированию навыков произношения новых слов и правильного их использования в различных грамматических конструкциях.

Раздел «Проверка достижений» направлен на выявление степени усвоения предметных знаний, умений и навыков. С помощью выполнения заданий лексико-грамматического теста и по изученному модулю. Выполняя упражнения и тесты компьютерной программы, учащиеся могут повторить свои действия несколько раз, увидеть объективную, беспристрастную оценку своих знаний.

Конечно же, работа с компьютерными обучающими программами невозможна без четкой организации учителем деятельности учащихся на всех этапах урока, при этом подразумевается, что учащиеся 7–11 классов имеют хороший уровень умений и навыков пользования компьютером.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также повышают роль самостоятельной работы учащихся на уроке и способствуют повышению интереса к предмету.

Использование ИКТ на уроках английского языка является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю необходимым использовать электронные ресурсы в своей поурочной деятельности. И надеюсь, мой опыт применения мультимедийной образовательной программы «Merits» будет востребован учителями английского языка.

Литература:

1.Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский дом «Академия», 2002 г.

2.Селевко Г. К. Учитель проектирует компьютерный урок. — М. Народное образование, № 8. 2005 г.

3.Евдокимова М. Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты//Телекоммуникация и информатизация образования. 2001.

4.Карамышева Т.В Изучение иностранных языков с помощью компьютера. Издательство «Союз», 2001.

Категория: