Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Программа кружка «Мир вокруг меня» дополнение к учебному предмету «Познание мира»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Бучинская Светлана Степановна учитель начальных классов, стаж 12 лет, 2 категория КГУ «Донецкая средняя школа» Тайыншинский район, Северо-Казахстанской области

Программа кружка «Мир вокруг меня» дополнение к учебному предмету «Познание мира»

Пояснительная записка

Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Мир вокруг меня» для учащихся начальной школы.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты

3. Календарно-тематическое планирование.

Воспитание у учащегося познавательной активности происходит при формировании научного мышления, которое способствует овладению методами научного познания. Научная работа учащихся способствует формированию творческой личности, её развитию и профессиональной ориентации. Особенно актуальна задача приобщения обучающихся к исследовательской деятельности, которая формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности, как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, системность мышления, что необходимо специалисту в любой области, а не только научным работникам. Знакомство с началами естественных и социально-гумани¬тарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать на¬правление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.

Цель: оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.

Задачи:

Образовательные

1) Формировать устойчивый познавательный интерес.
2) Обеспечить более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
3) Формировать способность к организации деятельности и управлять ею.

Развивающие

1) Создать условия для развития у учащихся потребности в развития познавательных процессов в учебной деятельности.
2) Приобщить учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
3) Расширять кругозор учащихся.

Воспитательные

1) Воспитать коммуникативно-грамотную личность.
2) Воспитать личность, умеющего не догматично принимать информацию, а уметь еѐ анализировать

Сроки реализации программы

Программа кружка рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа)

Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Методическая деятельность учителя

1. Отбирает возможные темы для изучения
2. Мотивирует учащихся к созданию проект
3. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта
4. Формирует специфические умения и навыки
5. Напавляет процесс поиска информации учащимися
6. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
7. Работает с родителями
8. Организует презентацию.
9. Выступает в качестве эксперта

Работа с родителями

1. Беседы
2. Консультации при подборке материала
3. Выступают в качестве экспертов

Форма занятий:

• групповая работа;
• экскурсии;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
• конкурсы, выставки;
• трудовые дела;
• наблюдение;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• игры;
• просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
•Планируемые результаты

Личностные результаты:

■ осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы
■ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
■ способность к адекватной самооценке с опорой на зна¬ние основных моральных норм, требующих для своего выпол¬нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
■ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
■ формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

■ адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
■ концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
■ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

■ ставить и формулировать проблемы;
■ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
■ узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
■ запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
■ установление причинно-следственных связей; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
■ умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Календарно тематическое планирование

 

Кол-во

часов

раздела

Название раздела

Занятия

Тема занятия

Дата

проведения

 

1

1

Введение

1

Как произошел мир

 

 

4

Наша планета — Земля

 

2

3

4

5

Суша (материки, острова)

Вода

Леса (джунгли)

Пустыни

 

 

5 часов

Жили-были животные

6

7

8

9

10

Существовали ли драконы на самом деле? Какое животное первым появилось на суше?

Мамонты. Вымерли?

Самые большие животные

Самые маленькие  в животном мире

 

 

 

4

Домашние

животные

11

12

13

14

Первое животное,прирученное человеком

Священные животные

Искусство дрессировки

Мои питомцы

 

 

5

Загадки растений

15

16

17

18

19

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

 Виды орехов Где растут орехи?

 Почему крапива жжется?

Как растет банановое дерево?

 

 

3

Способности животных

20

21

22

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают

Необыкновенная выносливость северных собак

 

 

4

Маленькие жители планеты — насекомые

23

24

25

26

Роль насекомых на Земле

Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину?

Мир пчел

Охрана насекомых

 

 

5

Загадки под водой и под землей

27

28

29

30

31

Подводный сад

Жители глубин

Морские катастрофы

Подземные пещеры

Гейзеры

 

 

2

Растения-рекордсмены

32

33

Интересные сведения о растениях и их особенностях.

Самые редкие растения

 

 

Заключение

 

34

Что мы узнали и чему научились за год.

 

Содержание программы:

2 класс (34 ч.)

1. Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

2. Наша планета — Земля (4 ч)

Суша (материки, острова)
Вода
Леса (джунгли)
Пустыни
Практические работы с картой.

3. Жили-были животные (5 ч)

Существовали ли драконы на самом деле? Какое животное первым появилось на суше?
Мамонты. Вымерли?
Самые большие животные
Самые маленькие в животном мир
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

4. Домашние животные (4 ч)

Первое животное, прирученное человеком
Священные животные
Искусство дрессировки
Мои питомцы

5. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево.
Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? (практическая работа через
сравнение) Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой.

6. Способности животных (3 ч).

Чутье обычное... и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают.
Необыкновенная выносливость северных собак
Рекомендуемые внеурочные экскурсии (виртуальные): в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

7 Маленькие жители планеты — насекомые (4 ч).

Роль насекомых на Земле
Бабочки-путешественники. Как
пауки плетут свою паутину?
Мир пчел
Охрана насекомых
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для
ознакомления с энтомологическими коллекциями (заочно-виртуальные)

8. Загадки под водой и под землей (5 ч)

Подводный сад
Жители глубин
Морские катастрофы
Подземные пещеры
Гейзеры
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной (заочно-виртуальные)

9. Растения-рекордсмены (2 ч).

Интересные сведения о растениях и их особенностях.
Самые редкие растения планеты

10. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

Используемая литература

1. Попова Т. А. «Экология в школе: Мониторинг природной среды» Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г. — 64 с.
2. О. Якубсон «Птицы», альманах № 21, 2006 г.
3. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. М. Колос, 1992.
4. Дмитриев Ю. О. О природе для больших и маленьких. М. Педагогика,1982
5. Интернет-ресурсы

Категория: