Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Программа «Воспитание патриота Казахстана»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Московченко Наталья Михайловна, учитель начальных классов и организатор школы, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Московская основная школа» село Московка Кокпектинский район, ВКО

Московченко Н.М.

 

Аннотация: Презентация «Воспитание гражданина Независимого государства: проблемы и пути их решения» знакомит с формами организации совместной деятельности учащихся и педагогов. Вашему вниманию предлагается разработанная программа Московской основной школы «Воспитание патриота Казахстана» на основе Государственной программы патриотического воспитания граждан Казахстана и элементов программы Кабуша «Позиция», которая наиболее оптимально соответствует той среде, в которой воспитываются наши дети.

Программа ориентирована на учащихся 1–9 классов, определяет основные пути сложившейся в школе системы патриотического воспитания, её основные компоненты, позволяющие формировать стереотип современного человека в условиях нового общества — «гражданина, патриота своей Родины». При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы. Тенденции развития нашего государства.

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, прошлое своей Родины, историю края в котором вырос, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

В жизнь современного образования активно вошло воспитание казахстанского патриотизма. Знакомство с бытом и культурой отчего края, способствует нравственно-эстетическому воспитанию юного поколения, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции воспитанников, а знакомство с героическими делами современников, приобщает к культуре и умственному труду, способствует формированию характера и воспитанию гражданских качеств подрастающего поколения.

Результаты анализа воспитательно-образовательной работы педагогов по теме «Наша Родина – Республика Казахстан» показали отсутствие у учащихся высокого уровня знаний символики, традиций и истории родной страны.

Это привело к необходимости систематической работы педагогического коллектива по повышению у учащихся Казахстанского патриотизма и гражданственности.

Работа по данной теме ведется по следующим этапам: диагностический, теоретический, практический и итоговый.

На диагностическом этапе в начале учебного года было проведено анкетирование педагогов и родителей, исследованы уровни знаний детей во всех возрастных категориях, проведена организационная деятельная игра «Поле проблем» для всех категорий: педагогов, учащихся, родителей и общественности, в результате которой были определены основные формы работы по данному направлению.

На теоретическом этапе: разработана программа Московской основной школы «Воспитание патриота Казахстана» на основе Государственной программы патриотического воспитания граждан Казахстана и элементов программы Кабуша «Позиция», которая наиболее оптимально соответствует той среде, в которой воспитываются наши дети.

Программа ориентирована на учащихся 1–9 классов, определяет основные пути сложившейся в школе системы патриотического воспитания, её основные компоненты, позволяющие формировать стереотип современного человека в условиях нового общества — «гражданина, патриота своей Родины».При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы. Тенденции развития нашего государства.

Графически это выглядит так:

Содержание проблемы Содержание работы по направлениям:

I направление: «Я и моя семья»

Основное содержание данного направления — подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

Дети должны знать свои семейные традиции. Уметь любить и беречь своих близких. Знать свою родословную и уметь ее составлять. Знать понятия «род», «семья», «древо», уметь составлять семейный альбом. Уметь рассказывать о своих близких, друзьях.

II направление: «Я и моя школа»

Основное содержание деятельности — осмысление воспитанником того, что школа является его вторым домом. Прививать любовь к школе. Познакомить с историей школы, ее традициями. Воспитать чувство гордости за родную школу. Формировать у детей осознание своей принадлежности к школьному коллективу, создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знать и выполнять школьные правила.

Участие в оформлении летописи школы.

III направление: «Малая Родина»

Цель направления — уберечь детей от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Предполагает организацию лекций, праздников, углубление знаний о традициях русского народа, истории Казахстана. Формирование патриотизма, бережного отношения к прошлому и настоящему.

IV направление: «Народные и государственные праздники»

Данное направление включает в себя изучение народных и государственных праздников, историю их празднования. Воспитанники должны научиться разбираться в жанрах устного народного творчества, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.

Система контроля:

  • игры
  • кроссворды
  • словесные игры
  • викторины
  • тесты

Предполагаемый результат деятельности:

— убежденность детей в том, что настоящий гражданин Казахстана любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

Учащиеся должны уметь самостоятельно

  1. Оформлять тематическую выставку
  2. Написать официальное письмо ветеранам
  3. Работать со справочной литературой
  4. Провести устный журнал, лекцию, экскурсию
  5. Описывать жилища, предмета быта, одежду различных времен отечественной истории
  6. Рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края
  7. Осуществлять исследовательскую, поисковую и творческую деятельность

III. Учебно-тематический план

  • Традиции и праздники края.
  • Реферат «Малая Родина»
  • Викторина «По дорогам фольклора»
  • Творческая работа «Путешествие в прошлое»
  • Моя родословная
  • «Наша история, от прошлого к настоящему»
  • Государственная символика РК
  • Реферат «Ими гордится Восточный Казахстан

В Московской основной школе действует клуб «Патриот», работа которого направлена на приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Программный курс «Патриот» дает возможность познакомить учащихся с историей родного края и выработать у них навыки аналитической деятельности, самоконтроля и правильной самооценки, а так же применения полученных знаний на уроках природоведения, чтения, истории, географии и в различных жизненных ситуациях.

Изучение краеведения происходит через идею единства истории края и Отечества, что способствует воспитанию ощущения исторического долга и преемственности поколений, стремления к служению отечественной вере, государству, народу, семье как частице рода. Это нацеливает нас на сохранение великой культуры, приобщение к нравственности как первооснове человека на приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, веры, надежды.

Кроме развития познавательного интереса, программный курс «Патриот» несет важное воспитательное значение, т. к. показывает нравственное и эстетическое богатство традиций культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа: вера, надежда, любовь и гордость за свое Отечество.

II. Пояснительная записка

Организационно-педагогические основы обучения

Программный курс «Патриот» направлен на:

  • совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения, способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы
  • воспитание патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций современного казахстанского общества
  • изучение и расширение знаний учащихся об истории Восточного Казахстана с древнейших времен до современности, ее географическом положении, природе, материальной и духовной культуре.

В основе работы лежит программа воспитания школьников «Я — гражданин Казахстана»

Актуальность программы — в приобщении воспитанников к глубинному традиционному наследию родного края, основанном на понимании духовных ценностей народа, которые рождены веками.

Новизна программы заключается в приобщении воспитанников не только к истории Родины, но и к традициям и истории нашей «малой» Родины, села.

Специфика организации процесса обучения состоит в ориентации воспитанника на осознаваемую личностно-значимую цель обучения, содействии формированию его активной позиции в процессе обучения.

Цель программы: создание условий для самореализации детей, их плодотворной работы над проектами гуманитарного направления

Задачи:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания воспитанников;

2. Способствовать развитию у воспитанников желания и умения приобретать знания по истории родного края

3. Способствовать сплочению коллектива, созданию климата взаимной заботы;

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и бережное отношение к достижениям старших поколений;

5. Развивать творческий и интеллектуальный уровень воспитанников.

Принципы организации занятий:

Предлагаемая программа носит комплексный характер.

Выполнение программы позволяет не только глубже изучить историю родного края, но и раскрыть познавательные способности учащихся, реализовать их личностный потенциал, помочь школьникам в приобретении навыков и умений, необходимых для получения дальнейшего образования (работа с литературой, историческими источниками, документами, выполнение различных видов творческих работ).

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является общение и игровая деятельность. Основываясь на этой психологической особенности школьников, предполагаемая программа разделена на два года обучения.

Методы работы:

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог и воспитанники выявляют проблему и ищут пути ее решения);
  • эвристический;
  • игровой;
  • словесно-иллюстративный;

Формы работы, сопутствующие учебному процессу

Содержание

Дата проведения

1.

Тематические лекции

В течение года

4.

Беседы на темы: «Государственные символы РК»

Сентябрь-декабрь

5.

Просмотр видеофильмов на историческую тематику

В течение года

6.

Проведение игр, викторин, тестов

В течение года

7.

Лекции о знаменитых земляках

В течение года

8.

Участие в общешкольных мероприятиях

В течение года

9.

Встречи с ветеранами войны

Февраль, май

10.

Проведение уроков Мужества

Февраль

13.

Вахта памяти

Май

14.

Музейные уроки

В течение года

Содержание работы по направлениям:

I направление: «Я и моя семья»

Основное содержание данного направления — подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

Дети должны знать свои семейные традиции. Уметь любить и беречь своих близких. Знать свою родословную и уметь ее составлять. Знать понятия «род», «семья», «древо», уметь составлять семейный альбом. Уметь рассказывать о своих близких, друзьях.

II направление: «Я и моя школа»

Основное содержание деятельности — осмысление воспитанником того, что школа является его вторым домом. Прививать любовь к школе. Познакомить с историей школы, ее традициями. Воспитать чувство гордости за родную школу. Формировать у детей осознание своей принадлежности к школьному коллективу, создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знать и выполнять школьные правила.

Участие в оформлении летописи школы.

III направление: «Малая Родина»

Цель направления — уберечь детей от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Предполагает организацию лекций, праздников, углубление знаний о традициях русского народа, истории Казахстана. Формирование патриотизма, бережного отношения к прошлому и настоящему.

IV направление: «Народные и государственные праздники»

Данное направление включает в себя изучение народных и государственных праздников, историю их празднования. Воспитанники должны научиться разбираться в жанрах устного народного творчества, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.

Система контроля:

  • игры
  • кроссворды
  • словесные игры
  • викторины
  • тесты

Предполагаемый результат деятельности:

— убежденность детей в том, что настоящий гражданин Казахстана любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

Учащиеся должны уметь самостоятельно

  1. Оформлять тематическую выставку
  2. Написать официальное письмо ветеранам
  3. Работать со справочной литературой
  4. Провести устный журнал, лекцию, экскурсию
  5. Описывать жилища, предмета быта, одежду различных времен отечественной истории
  6. Рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края
  7. Осуществлять исследовательскую, поисковую и творческую деятельность

IV. Учебно-тематический план

  • Традиции и праздники края.
  • Реферат «Малая Родина»
  • Викторина «По дорогам фольклора»
  • Творческая работа «Путешествие в прошлое»
  • Моя родословная
  • «Наша история, от прошлого к настоящему»
  • Государственная символика РК
  • Реферат «Ими гордится Восточный Казахстан

V. Методическое обеспечение программы и условия ее реализации

Педагог имеет возможность применить различные формы и методы в организации работы, такие как:

  • лекция;
  • рассказ;
  • беседа;
  • дискуссия;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины;
  • опрос;
  • тестирование.

Работа клуба «Патриот» направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения.