Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Работа учителя математики со слабоуспевающими учащимися

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кушерова Галина Ахметовна, учитель математики, первая квалификационная категория, средняя школа № 173 им. А. Молдагуловой, город Кызылорда

Кушерова Галина Ахметовна

Почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле? Этот вопрос не раз вставал перед любым учителем. Поиск эффективных средств подготовки слабоуспевающих учащихся по математике, является одной из основных задач любого предметника.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

1) пропуски занятий по болезни;
2) слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
3) задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
4) педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных обще-учебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
5) неблагополучная семья.

Чтобы предупредить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Для этого уже вначале учебного года, в первую неделю сентября проводятся диагностические работы по математике, с целью выявления пробелов и подготовки учащихся к новому учебному году. Как правило таких детей 2-4 в классе. Теперь с каждым учащимся получившим статус слабоуспевающий начинаем работать индивидуально. Составляем план работы на год, а также ведем обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Еженедельно провожу проверочные самостоятельные работы небольшие по объему, цель которых не столько выставление отметок, сколько выявление учащихся, которые что-то не поняли. Контрольные работы проводятся в двух вариантах, из двух уровней сложности, обязательного и дополнительного. Знакомлю с критериями оценки уровня знаний. Слабоуспевающие решают уровень, соответствующий обязательным программным требованиям, им разрешается пользоваться справочным материалом. Если работа написана на «2», то учащийся обязан сделать работу над ошибками, а затем выполнить другой вариант. По окончанию І полугодия проводим тест и анализируем работу. С некоторыми учащимися работа повторяется. Благодаря работе со слабоуспевающими, у них повышается интерес к предмету, появляется уверенность в себе и своих знаниях, доверительное отношение к учителю,позитивные эмоции. Все это позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков по математике. При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию и мечту.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2013–2014 учебный год

Мероприятия

Сроки

1

Проведения контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения:

а) определение фактического уровня знания детей

б) выявление в знаниях пробелов которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2

Установление причин отставания учащегося через беседы со школьными специалистами, классным руководителем, психологом, врачом, с самим ребенком

Сентябрь

3

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающих учащихся

Сентябрь

4

Использование дифференциального подхода при организации при самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, что бы не забыть

в течении года

5

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса

в течении года

6

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или в специальных тетрадях по предмету

в течении года

7

Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок

в течении года

8

Проводить индивидуальные дополнительные занятия со слабоуспевающими. Учить детей навыкам самостоятельной работы

в течении года

9

Анализ результатов в виде теста в конце полугодия

декабрь, май

10

Разработка дидактического материала для слабоуспевающих

в течении года

11

Привлечение слабоуспевающих учащихся во внеклассную работу по математике

в течении года

 

Категория: