Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Разработка урока по всемирной истории для 10 класса: Страны Латинской Америки

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Черезданова Татьяна Федоровна учитель истории высшей категории, стаж работы 16 лет, КГУ «Смирновская средняя школа № 2», село Смирново Аккайынского района Северо-Казахстанской области

Разработка урока по всемирной истории для 10 класса: Страны Латинской Америки

Цель: К концу урока учащиеся смогут выделить характерные черты политического и экономического развития стран Латинской Америки между двумя мировыми войнами.

Задачи:

Образовательная: знать причины зависимости стран Латинской Америки от иностранного капитала, выявить причины изменения внешней политики США к странам Латинской америки.
Развивающая: развивать образное мышление, продолжить работу в группах и парах.
Воспитательная: продолжить формировать чувство толерантности и гуманности к истории и культуре народов Латинской Америки.

Оборудование: настенная карта «Политическая карта мира», презентация, видео-ролик о Латинской Америке, цветные жетоны, ноутбуки, тестовая оболочка с внесенными тестами.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания «США. Новый курс Ф. Д. Рузвельта»

А) Мозговой штурм. Учащимся представлены портреты исторических личностей. Ученики должны рассказать все, что о нем знают.

Вудро Вильсон, Уоррен Гардинг, Герберт Гувер, Франклин Делано Рузвельт, Джон Кейнс.

Б) Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа.

1.Объясните основные положения «просперити» Америки.
2.Расскажите о кризисе в США в 1929-1933 гг.
3.Интересы, каких групп населения выражал Рузвельт? Как вы оцениваете «Новый курс»?
4.Какие реформы были проведены администрацией Рузвельта?
5.Оцените внешнюю политику США в 20-30—е годы.

III. Новая тема:

О каком регионе сегодня пойдет речь на нашем уроке? Ответить на этот вопрос поможет нам видеоролик «Угадай страну»

Просмотр видеоролика. Ответы учащихся (О Латинской Америке)

А) Учащиеся показывают на карте государства Латинской Америки.

Б) Что мы знаем о Латинской Америке?

В начале 20 века существовало 20 независимых государств с населением около 60 млн. человек, 18 стран разговаривали на разных языках, в основном — испанский, Бразилия — португальский, Гаити — французский языки. В трёх самых крупных странах — Бразилии, Мексике, Аргентине проживало 60% населения.

В) После первой мировой войны.

Характерные черты для стран Латинской Америки.

Латифундия — крупное земельное владение

Латифундист — владелец земельного надела.

Латифундизм — (лат. latifundium латифундия, от latus обширный и fundus поместье) система землевладения, основанная на крупных помещичьих имениях.

Монокультурный характер экономики Латинской Америки. Выращивали какой-либо один товар (кофе, сахар, фрукты)

— Военные действия первой мировой войны не затронули страны Латинской Америки, но рост потребности воюющих стран в продовольствии и сырье привёл к повышению цен на них и увеличению доходов латинской Америки от традиционного экспорта.

— Ускорилось развитие промышленности, ослабли позиции помещиков—латифундистов.

— В ряде стран утвердился конституционный режим.

— Резко выросло влияние американского капитала.

— Мировой экономический кризис усилил антиамериканские настроения.

Г) Политическая обстановка в регионе. Работа в группах. Ученики вытягивают жетоны. Находят свою группу.

1 Группа. Буржуазно-реформистские правительства (Аргентина, Уругвай, Перу)
2 Группа Реакционные диктаторские режимы (Куба, Чили)
3 группа Консервативные правительства (Бразилия)

Заполнение таблицы учениками по материалу учебника (самостоятельная работа)

Страна

Важные события

Мексика

 

Перу

 

Бразилия

 

Никарагуа

 

Аргентина

 

Чили

 

Куба

 

 

Выступление каждой группа. Озвучивание записи в таблице.

Д) Внешняя политика

Учитель: 1933 г президент США Ф. Рузвельт заявляет о переходе в отношениях со странами Латинской Америки от политики «большой дубинки» к политике «доброго соседа».
Где и когда проходили т встречи на международной арене? Какова цель этих встреч?

1 группа — в1933 — Панамериканская конференция в Монтевидео. Принцип невмешательства во внутренние дела стран Латинской Америки, выведены военные войска с Гаити. В капитал латиноамериканских государств вливался капитал гитлеровской Германии.

2 группа — 1936 год — Межамериканская конференция в Буэнос-Айресе по инициативе Ф. Рузвельта подписали протокол о невмешательстве, запрещающий интервенцию в прямой и косвенной форме.

3 группа — 1938 год — панамериканская конференция в Лиме о решимости защищать континент от иностранного вмешательства.

Выполнение «Хронологической цепочки». Даты вносятся на ленту времени.

IV. Закрепление нового материала

А) Составить Диаграмму Венна. Сравнить характерные черты США и страны Латинской Америки. Выделить отличительные и общие черты.

Б) Выполните тест. Работа с ноутбуками.

1. Блок «Народного единства» в Чили возглавил:

А) А. Пиночет.
В) С. Альенде.
С) Л. Корвалан.
D) В. Хаара.
Е) В. Мендес.

2. Латифундисты — это:

А) Название военных в Латинской Америке.
В) Члены священного союза.
С) Члены террористических организаций.
D) Предприниматели.
Е) Владельцы крупных поместий.

3.Зависимость стран Латинской Америки от иностранного капитала усилилась:

А) В результате революций.
В) После Первой мировой войны.
С) В период мирового экономического кризиса.
D) После «поправки Плата».
Е) Усиление волны иммиграции населения.

4. Движение «тенентистов» в Бразилии — это движение:

А) Фермеров.
В) Крестьян.
С) Буржуазии.
D) Молодых офицеров.
Е) Эмигрантов.

5. Революция в Мексике была:

А) 1910-1917гг.
В) 1924-1928гг.
С) 1905-1907гг.
D) 1914-1918гг.
Е) 1918-1921гг.

Ключ: 1 — В; 2 — Е; 3 — В; 4 — D; 5 —А.

Рефлексия. «Дерево пожеланий» Учащиеся пишут свои пожелания латиноамериканскому народу. (Дано большинство ответов — добиться независимости)

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание параграф 17.

Написать эссе на тему: «Лучше умереть патриотом, чем гнить рабом!»

Категория: