Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие критического мышления на уроках истории в среднем звене

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Забегалова Галина Михайловна
учитель истории второй категории
Первой гимназии
города Петропавловска СКО
Забегалова Г.М.


Сегодня ученик школы XXI века должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;
  • применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях

И сразу возникает несколько вопросов:

  • Как учить детей без принуждения?
  • Как помочь им раскрыть свои возможности?
  • Как сделать предмет интересным для всех?
  • Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Структура этой технологии стройна и логична:

  • Вызов — (восстановление в памяти — пробуждение любопытства) готовит, настраивает на ту информацию и тот процесс, которые будут получены и используемы в следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.

Пример № 1:

На уроке истории Древнего мира в 6 классе по теме «Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов» после постановки цели используется прием «ЗХУ»:

Что знаем
Что хотим узнать
Узнали
Фараоны — правители Египта.
Ходили в походы, чтобы расширить владения,
награбить богатства
В какие страны организовывали походы?
Чем закончились эти походы?
Какое вооружение имели египетские воины?

Какие виды войск были в Египте?
Легко ли жилось египетскому воину?
 

Примет № 2:

На уроке истории древнего Казахстана в 6 классе по теме «Расселение саков. Сакское общество» используется прием «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «Данетки»), поскольку учащимся уже знакома эта тема из курса «Рассказы по ИК»

  1. Первые племенные объединения на территории Казахстана назывались саки.
  2. Саки — союз племен, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тыс.н.э.
  3. Персы называли жителей степи саками
  4. Греки называли жителей степи саками
  5. Геродот называл саков азиатскими скифами
  6. Саки, проживающие за морем, называются хаумаварга
  7. Саки, носящие остроконечные шапки, называются тиграхауда
  8. Сакское общество в основном состояло из 4 групп
  9. Сакские войны носили одежду красного цвета
  10. Во главе сакского общества находился вождь-царь
  11. Жилище саков — пещера
  12. Основным хозяйственным занятием саков является земледелие Женщины в сакском обществе не имели прав
  13. Основные вопросы жизнедеятельности сакского общества решались на сходе
  14. В сакском обществе не было имущественного неравенства
  • Осмысление — осознание значения новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.

На стадии осмысления учащиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т. д.

Пример № 1:

На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии изучения нового материала используется прием «Инсерт» — маркировка текста на полях значками по мере его чтения. «V» — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы

Пример № 2:

На уроке истории Древнего мира на тему «Культура Двуречья» используется прием «Понятийного колеса», свое название приём получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо. В центре пишется ключевое «Культура Древнего Двуречья», а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (понятия), которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: мифология, религиозный представления, клинопись, искусство, Висячие сады Семирамиды.

  • Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.

Пример № 1:

На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии закрепления используется прием «Синквейн» — составить пятистишье:

    1 строка — имя собственное
    2 строка — 2 глагола
    3 строка — 3 прилагательных
    4 строка — предложение из 4 слов
    5 строка — 5 ассоциаций

Пример № 2:

На урок истории Казахстана в 6 классе на тему «Борьба саков за независимость» на стадии закрепления используется прием «Историческая справка». Учащимся предлагается написать небольшую «Историческую справку», состоящую из 4 предложений по следующему плану:

  1. «Царица Томирис»
  2. «Подвиг Ширака»
  3. «Походы Александра Македонского в Среднюю Азию»

А как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки сформированности следующих навыков:

  1. Воспроизведение. Узнавание и вызов информации.
  2. Понимание — интерпретация материала, схем.
  3. Применение понятий, знаний в новой ситуации.
  4. Анализ — выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений и т.д.
  5. Синтез — написание эссе, составление плана и т.д.
  6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.

Примеры таких заданий:

1. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу ИНСЕРТ.

2. Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов

3. Прочитайте текст и составьте кластер

4. Тесты с различными видами заданий:

    А) Укажите правильный ответ
    Б) Укажите лишнее слово
    В) Что объединяет ряд
    Г) Вставьте пропущенные слова
    Д) Соотнесите имена и события и др.

Получая новую информацию, учащиеся моих классов вполне способны рассматривать ее с различных точек зрения, делать определенные выводы относительно их точности и ценности.

Использование описанных технологий обучения в сочетании с информационно-компьютерными технологиями позволяет добиваться хороших результатов. Все учащиеся успешно усваивают программу, качество знаний по предмету составляет от 60 до 90%.

Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроках истории (особенно в среднем звене). Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится откровенно живой интерес.

Категория: