Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие мышления учащихся при игре на домбре

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Жаманова Анара Темирбековна
преподаватель II квалификационной категории
по классу «домбыра»
КГКП «Детская музыкальная школа»
акимата г. Курчатова ВКО

Жаманова А.Т.

 

Одна из главных задач музыкального образования сберечь и передать нашему поколению молодых дух народного искусства для того, чтобы они знали свои корни, а из множества звуков могли узнать родные мелодии и услышать звуки народных инструментов.

Практика показала, что научить музицировать можно любого ребёнка. Но это требует от педагога высокого мастерства и личностно-ориентированный подход в обучении. На начальном этапе обучения необходимо направить внимание ученика на звуки природы, окружающие нас, так как именно здесь музыка берёт своё начало.

Процесс развития музыкального мышления длителен и сложен, путём тренировки воли и внимания воспитывается умение самостоятельно мыслить.

С самого начала надо научить ученика определять характер произведения, темп, динамику, количество частей. Выразительность произведений легко усваивается учеником путём сравнительного анализа. Прослушав музыкальное произведение, можно показывать ученику несколько картинок, спрашивая его, какая из них больше всего подходит к услышанной музыке, задавая следующие вопросы:

  • Откуда доносится звук? Это близко или далеко?
  • Это громкий или тихий? Мягкий или жёсткий?
  • Это высокие или низкие звуки?
  • Какая динамика произведения?
  • Какой темп — быстрый или медленный?
  • Что ты представляешь себе, когда слышишь этот күй?

На пример: Құрманғазы «Балбырауын» (слушание произведения)

Развитие мышления учащихся при игре на домбре Развитие мышления учащихся при игре на домбре Развитие мышления учащихся при игре на домбре Развитие мышления учащихся при игре на домбре

Интенсивное развитие мышления осуществимо при овладении учащимися следующих знаний:

  • Об эпохе;
  • О музыкальном жанре;
  • Об особенностях музыкального языка;
  • О стиле композитора;
  • О структуре произведения;

В развитии музыкального мышления важную роль играет умение ученика читать с листа. Большое внимание здесь нужно уделять развитию навыков разбора при чтении с листа мелодии. В первую очередь следует обучать учащихся быстрому прочтению нотных знаков, необходимо объяснить ученику что ноты, это те же буквы, без которых он не смог бы прочитать интересную книгу, что свободное чтение нот откроет перед ним волшебный мир звуков, который он сможет сыграть самостоятельно, получая от этого удовольствие. Ученик должен чётко запомнить изображение и расположение нот. Необходимо в классе и дома читать ноты и показывать расположение на грифе инструмента.

Большую помощь в развитии музыкального мышления оказывает подбор мелодии по слуху. Это помогает ученику уверенно ориентироваться на грифе инструмента и развить музыкально-слуховые навыки. Умение подбирать мелодию по слуху, является одной из важнейших форм развития гармонического слуха, аналитического мышления, музыкальной памяти и помогает при работе над различными по стилю произведениями (төкпе, шертпе).

Работа над музыкальным художественным образом должна начинается с первых шагов обучения на домбре и усвоением нотной грамоты. Если ученик научился воспроизводить какую-нибудь мелодию, надо добиваться выразительности, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, весёлую мелодию весело, торжественную мелодию торжественно. Работая с учеником необходимо всегда обращать внимание на художественный образ произведения, тогда ученик привыкнет к этому.

Доказано, что игра в ансамбле хорошо развивает и совершенствует чтение с листа, быстроту реакции, сообразительность. Игра в ансамбле учит музыкальному мышлению.

Играя с преподавателем, ученик «держит» свой ритм. Не секрет, что часто ученики исполняют произведения со значительными темповыми отклонениями. Игра в ансамбле не только даёт преподавателю диктовать свой, правильный темп, но и развивает у ученика метро-ритмические, темповые навыки.

Задача каждого педагога — постоянно будить фантазию ребёнка, развивать его творческие способности.

Категория: