Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Семейные ценности на основе воспитания детей царской семьи

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова Светлана Васильевна учитель истории высшей категории частной средней школы в честь прп. С.Радонежского г. Петропавловск Северо-Казахстанской области

Цветкова С.В.

Укрепляй семью,
потому что она основа всякого государства.
Император Александр III —
сыну Николаю

Самое первое место для нас, где мы учимся правде,
честности, любви — это наш дом —
самое родное место для нас в мире.
Александра Федорова,
русская императрица

Среди важнейших общечеловеческих ценностей приоритетное место занимает семья. Понятие семьи актуально во все времена. Семья нужна для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьёй связаны дорогие и близкие сердцу понятия, как Добро, Уют, Дом, Мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надеждам, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца задуманное.

Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающего поколения. Семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным институтом человеческого общества.

Современная семья переживает кризис, приведший к падению рождаемости, нестабильности семьи, росту количества разводов, конфликту между родителями и детьми, равнодушию родителей. Дети не умеют себя ограничивать, жить скромно, трудиться.
Однако, если не заниматься вопросами семьи, мы не сможем сформировать достойное будущее поколение, воспитать патриотов своей Родины.

Далеко ходить не стоит. В России всегда примером и образцом для русских семей были семьи членов царствующего рода, т. е. Романовых. И в деле воспитания детей они имели четкое представление о том, какими должны быть их дети. Союз любви и веры, смирения и духовной самодостаточности в подходе к воспитанию детей — вот что являл собой облик царской семьи, особенно, семей Александра III и Николая II.

Так, император Александра III требовал от воспитателей: «...Ни я, ни великая княжна не желали делать из детей оранжерейных цветов. Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу. Учите хорошенько мальчуганов, поблажки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, особенно не поощряйте лени. Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста, но доносчику — первый кнут...».

Отец Александра II — Николай Павлович, оберегал его от почестей, которыми окружающие люди пытались осыпать ребенка — они повредили бы формированию личности. Когда однажды французский посол попросил у императора разрешения представиться его сыну, отец отказал:
— Вы, значит, хотите вскружить ему голову? Какой прекрасный повод, чтобы возгордиться этому мальчугану, если бы стал выражать ему почтение генерал, командовавший армиями! Я хочу воспитать в моем сыне человека, прежде чем сделать из него государя.

В переписке Екатерины II с известным немецким писателем Гриммом о воспитании внука Александра I, читаем: «Я намерена... воспитывать его как можно проще... Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы... У меня только две цели: одна — раскрыть ум для внешних впечатлений, другая — возвысить душу, образуя сердце».

Интересно отметить еще и тот факт, что царских детей не только не баловали, но, напротив, держали в весьма суровых, спартанских бытовых условиях. В повседневной жизни они питались более чем скромно. Важным аспектом воспитания царских детей считалось формирование патриотических чувств, любви к родине и народу. Это не было простой формальностью. Чтобы дворянин мог с честью выполнить это предназначение, его с детства воспитывали в традициях высокого патриотизма и всесторонне готовили к воинской службе, которая никогда — ни в мирное время, ни, тем более, в военное, — не была легким делом. Осознавая высокое предназначение своих детей, русские цари заботились о том, чтобы их воспитателями были достойные люди. Приучение к дисциплине считалось необходимым для наследника. Со времен Петра I принято было, чтобы русские государи знали хотя бы одно ремесло. Чаще всего они овладевали токарным делом, а начиная с Павла I, занимались садоводством. Детей рано приучали к физическому труду. У каждого ребенка был свой маленький садик, где он выращивал овощи или цветы. Традиционно дети убирали палую листву, чистили от снега дорожки, подрезали ветки деревьев. Будущий император Александр I в пять лет красит, оклеивает обоями, чистит мебель, пахать сохой, править лодкою и т. п. (из писем бабушки Екатерины II). Считалось, что ребенок не должен расслабляться. Ведь ему предстоит жизнь, расписанная по минутам и подчиненная жестким требованиям протокола.

На таких же принципах стояли и Николая II с Александрой Федоровной. Их девочки не должны были сидеть без дела: рукоделие или книга. В этих семьях не любили роскоши и мотовства, дети не были расточительны или избалованы. (В настоящее время даже экология земли не выдерживает потребительского вещизма человека).

Вспомним семью императора во время Первой мировой войны. Сама императрица и старшие княжны стали обычными медсестрами в Царскосельском лазарете: ухаживали за ранеными, делали перевязки, помогали оперировать, не чураясь грязной работы.

Отношения между детьми и их венценосными родителями являют собой пример полного доверия и сердечной дружбы.

В детской императоры и императрицы «снимали» с себя напыщенность, высокомерие и оставались обычными, добрыми, ласковыми, терпеливыми, неравнодушными мамами и папами. Например, Император Николай II был очень чутким отцом и другом, который мог, в отсутствии любопытных глаз, присоединится к забавам своих детей. Дети особенно любили вечернее чтение, где читал папа. Через произведения русской литературы Император показывал детям многовековую историю нелёгкой жизни русского народа. В произведениях Тургенева, Чехова, Некрасова, Гоголя раскрыта самобытность русской православной души. Государь старался, чтобы его дети были как можно ближе к своему народу, к его традициям.
Пример родителей вызывал ответные чувства у детей. Вспоминается один случай. Александр II, будучи ещё ребёнком, хотел подарить матери цветок. Но та была в отъезде. Мальчик положил цветок в свой дневник. А в день рождения этот засушенный цветок стал для императрицы самым дорогим подарком!

Отношения между родителями тоже воспитывают.

Император Николай II не позволял себе раздражительного тона, для него жена была драгоценным сосудом, который нужно охранять, о котором нужно заботиться, подругой, которую необходимо согревать и питать как собственную плоть и кровь. Государыня Александра Федоровна и Государь Николай Александрович всю жизнь поддерживали авторитет друг друга. Святые чувства любви и дружбы с детства впитали в себя венценосные дети, видевшие не только безграничную любовь родителей друг к другу, но и евангельские отношения между мужем и женой.

Роман в письмах, который у «Аликс» и «Ники» длился всю жизнь, и сегодня трогает читателей.

«И муж, и жена должны отдавать друг другу самое лучшее в себе».

«Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. ...две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга».

«Бойтесь малейшего начала непонимания и отчуждения. ...В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить чувство оскорблённой гордости и скрупулёзно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются, они всегда готовы и уступить, и извиниться».

«Две жизни связаны в такой тесный союз, что это уже больше не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого».

Любовь, взаимопонимание родителей, поддержка ими друг друга — чем ни пример для подражания в создании своей семьи!?

Царственные родители большое внимание уделяли и формированию отношений между детьми.

«Сердце молодого человека должно ликовать, если у него есть прекрасная благородная сестра, которая ему доверяет и считает своим защитником, советчиком и другом. А сестре следует радоваться, если ее брат превратился в сильного мужчину, способного защитить ее от жизненных невзгод. Между ними должна быть глубокая, крепкая и близкая дружба. Любовь же пусть навсегда останется преданной, сильной и верной, даже если между ними лягут моря и континенты» — напутствовала наследника Алексея императрица Александра Феодоровна.

Неисчерпаемый кладезь Добротолюбия для поучения и подражания дан нам в жизненных примерах: целомудрие, вера в торжество добра, терпение, мужество, благочестие без выставления напоказ, правдивость, «Чти Отца и Мать».

Это достойный пример и вдохновение на счастливую семейную жизнь.

Революционные события показали, какого рода люди получились в результате. У тех, кто вырос в царском доме, «не зафиксировано ни одного случая трусости, малодушия, пресмыкательства перед новой властью. Ни один не спился, не опустился, не деградировал. Они достойно переносили нищету, безвестность, бессилие, изгнание, они много и настойчиво работали, снова и снова начиная с нуля, — и остались верны себе», — заключает Вера Михайловна Бокова, доктор исторических наук, заведующая сектором Государственного Исторического музея.

В. А. Жуковский разработал план нравственного воспитания Александра. Теперь бы мы его назвали моральным кодексом. — Судите сами. В плане изложены заповеди, адресованные будущему императору:

— Уважай закон и научи народ уважать своим примером. Закон, пренебрегаемый царем, не будет храним народом.

— Люби и распространяй просвещение: оно — сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения — есть народ без достоинства.

— Уважай общее мнение: оно — вернейший помощник монарха и беспристрастный судья исполнителей его воли.

— Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей, и свобода народов: любовь царя к свободе утверждает в подданных любовь к повиновению.

— Владычествуй не силою, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа.

— Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый — бессилен.

— Уважай и люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю.

Источник https://tsarnikolay.blogspot.com/2011_06_01_archive.html

Категория: