Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Сольфеджио

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Краснопольская Светлана Вячеславовна,
преподаватель Детской музыкальной школы
акимата г. Курчатова по классу сольфеджио, хор,
вторая квалификационная категория, ВКО

Краснопольская С.Г.

 

«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

 

Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Всюду, где отсутствует установка на развитие самостоятельности. Инициативы, творческого начала личности. Их место начинает заполняться бездумным исполнительством. А ведь наше время требует подготовки людей к творческому, компетентному, ответственному и эффективному участию во всех сферах общественной жизни. Поэтому на всех этапах обучения следует обращать внимание на максимальную стимуляцию устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков. Настойчивости в решении творческих задач.

 

В соответствии с Образовательной Программой по «Сольфеджио» уроки в нашей музыкальной школе направлены на раскрытие и реализацию творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В предлагаемой статье будет рассмотрен такой вид деятельности, как сочинение. Бытует мнение, что умение сочинять — это прерогатива избранных. Наша задача на уроке — не сделать всех композиторами, а развить творческую личность, умеющую создавать что-то свое, новое творение, используя полученные знания и навыки. Своих учеников убеждаю и доказываю, что научиться сочинять может каждый, вне зависимости своих способностей.

При работе следует использовать принцип «от простого к сложному». На начальном донотном этапе на примере знакомых мелодий и песенок можно рассмотреть различные варианты движения мелодии по ступеням нотной лесенки: мелодия идет вверх или вниз, поступенно или скачками через ступеньку. Надо попытаться, чтобы ученики на интуитивном уровне уже усвоили правила окончания мелодии. После проигрывания мелодии — решить задачу, какой знак препинания поставить — запятую или точку. Затем на нотной лесенке найти соответствующие ступени (в своей практике с учениками применяю цветовую гамму ступеней: устойчивые — I–III–V — красные, неустойчивые — II–VII — зеленые и IV–VI — черные) и запомнить, что мелодия обычно всегда оканчивается на тонике. Записать ее ступенями. Так усваивается понятие тоники, устойчивых и неустойчивых ступеней. С процессом освоения нотной грамоты это задание выполняется с записью нот.

При сочинении мелодии на предложенные стихи следует обратить внимание детей на литературный текст, который может помочь в выборе нужных ступеней.

«Кто ты? Кто ты? Муравей.
Покажи усы скорей».

Вопрос — движение мелодии вверх, ответ — вниз. Вторая строчка и вниз. Детям в этом задании можно установить определенные рамки: 3 звука, репризность, повтор звуков и т. д. Естественно, что такая работа проводится коллективно: подбираются звуки, прослушиваются полученные фрагменты, пока не возникнет вариант, который всем понравится. Через пару уроков эта работа должна перейти в индивидуальную, а затем в домашнюю. Каждое сочинение прослушивается и обсуждается учащимися класса. Если вышло не совсем удачно, то сообща подумать, как было бы лучше. С самого начала следует приучить ребят не стесняться своего творчества, спокойно реагировать на ошибки, уметь принимать постороннюю помощь.

На следующем этапе должны появиться более сложные задания: увеличение количества используемых ступеней, окончание первой фразы на неустойчивой ступени, а второй на тонике. Одно задание выполняется вместе, а затем предложить ученикам индивидуальное сочинение. Это помогает в развитии навыка самостоятельности. Для примера можно использовать на карточках определенный набор ступеней:

I–III–V, IV–II, II–VII–I, I–IV–VI, I–III–VI, VII–II–V и т. д.

Каждую карточку пропеть, развивая музыкальную память и интонационно-слуховую сферу. Выбрать сочетание ступеней для начала мелодии, конца. Середину учащимся предлагается написать самостоятельно, используя данный материал и полученные ранее навыки сочинения: повтор звуков, репризность, секвентность, пунктирный ритм, синкопы и т. д. Усложнение происходит в зависимости от пройденного материала. На этом этапе пригодятся навыки сольфеджирования интервалов и аккордов, при выборе мелодических скачков, движения мелодии.

В старших классах, после усвоения знаний по темам «Трезвучия главных ступеней», «Доминантовый септаккорд с обращениями и разрешениями», «Вводный септаккорд», к сочиненным мелодиям можно подобрать аккомпанемент. Помогут в этом карточки с обращениями и разрешениями главных трезвучий лада, доминантового и вводного септаккордов, на основе которых учащиеся легко справятся с поставленным заданием:

T6–S53–T6–D64–D43–T6 и т. д.

А знание жанров музыки разнообразит фактуру сопровождения.

Главная задача вида деятельности сочинения — создать базу, заложить основу творческих музыкальных способностей, умений и навыков для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности, развить эстетический вкус и веру в собственные силы, побудить к самостоятельности, воспитать терпение и трудолюбие, ну, и конечно, интерес к предмету сольфеджио. Для этого никогда не следует навязывать свое мнение, надо направлять, советовать, подсказывать, чтобы у ребят появилось чувство значимости, гордости за свое творение, чувство увлеченности и полезности такого рода занятием.

В заключение хочется вспомнить слова Стендаля «…труд — это отец удовольствия». Дети должны получать удовольствие от сочинения, развивая свою индивидуальность. Ведь «Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем» П. И. Чайковский.

Категория: