Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ткаченко Оксана Геннадьевна, учитель английского языка, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Ленинградская средняя школа № 1», село Ленинградское Акжарский район СКО

Ткаченко Оксана Геннадьевна

Всем известно, что к выпускнику школы XXI века общество предъявляет весьма высокие требования. Он должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;
  • применять их на практике для решения различных проблем и задач;
  • работать с информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  • критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
  • быть общительным, контактным в различных социальных группах, гибким и сильным в меняющихся жизненных ситуациях.

Многое зависит от нас, педагогов насколько хорошо наш ученик будет адаптирован к жизни, и с каким багажом знаний он покинет школу.

Особенность работы в школе заставила меня переоценить позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как сделать так, чтоб дети шли на мои уроки как на праздник? Как сделать так, что мой предмет был любимым? Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным как для сильного так и для слабого ученика? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников прежде всего?» Однажды задав себе эти вопросы я нашла на них более чем четкий один единственный ответ, который всегда у меня голове. Главная цель любого урока — это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании — человек, не боящийся мыслить. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Каждый учитель, переживающий за своего ребенка, каждый родитель задумываемся над тем, почему дети XXI века не хотят читать, не смело отвечают, не пишут сочинения самостоятельно, а все чаще переписывают чужие мысли ни на минуту не задумываюсь над глубиной мысли писателя. Заучивание дат и правил не сделает ребёнка грамотным, и уж тем более не поможет понять главные мысли автора. Необходимо что-то новое, интересное, нестандартное, что координально изменит весь урок и повысит конечные результаты. Современному учителю просто необходимо использовать на своих уроках новые технологии, активизирующие познавательную и творческую деятельность школьников.

В образовании происходят значительные перемены, которые затрагивают все аспекты педагогического процесса. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. Личный интерес обучающегося — это решающий фактор процесса образования.

Повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания- первая главная задача педагога. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:
Проблемное обучение — создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение — у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения — работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Созданию ситуации успеха, повышению стимула к учению и мотивации к предмету «английский язык» способствуют также творческие задания — написание сочинений и прочтение лучших из них, проектные задания. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей — расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

В рамках самостоятельной деятельности дома учащиеся работают над проектами «My Family Tree», составляют анкетные опросы по темам: «Food», «Daily Life», проявляют свои креативные способности при написании сочинений «My Family», «My Father is the Best!», «Zoo», «It’s me». Эти творческие работы выставляются для обозрения, что является отличным стимулом для дальнейшего творчества учащихся. Работа по обучению проектной деятельности и написанию сочинений проходит не только на уроках. Также я использую минипроекты, которые могут быть использованы в рамках любой темы.

Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система используется в основном в старшей школе, т. к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивает общеучебные умения и навыки. Ребёнок младшего возраста очень любит играть, поэтому одним из эффективных приёмов обучения является использование различных сюжетов, историй (тайны, секреты букв, игровых ситуаций.

Главными действующими лицами моих игровых сюжетов на уроках являются игрушки. Они присутствуют с первых уроков и рассказывают о странах изучаемого языка, своих семьях, друзьях, увлечениях, обучают ребят, вступают с ними в спор, путешествуют, устраивают праздники.

Очень эффективно использование куклы при обучении диалогической речи. Куклы вступают в разговор друг с другом, тем самым, показывая образец.

Ученик должен понимать смысл всего, что ему приходится воспроизводить, в том числе и грамматические конструкции.

В рамках сюжетно-ролевой ситуации на уроках я использую игры и как самостоятельный методический прием. Это так называемые учебные игры, которые имеют узко методическую цель. Для учителя любая учебная игра — это, прежде всего, упражнение. Учитель всегда точно и четко представляет себе какую учебную цель преследует та или иная игра, однако, ему не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план (методическая цель), иначе игра превратится в обычное упражнение.

На своих уроках я использую разные виды игр: грамматические, орфографические, лексические и фонетические, способствующие формированию речевых навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии. Как показывает анализ образовательной практики, интерес к учебной деятельности заметно снижается к 6–7 классу, поэтому у учащихся данного возраста совершенно необходимо сформировать учебно-познавательные мотивы: интерес к новым знаниям и к способам их добывания. Уроки с использованием ИКТ в полной мере способствуют формированию познавательного интереса школьников.

Для проведения урока требуется только один компьютер и соединенный с ним проектор. Большой экран позволит демонстрировать все подготовленные учителем компьютерные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает и зрение, что обычно бывает, когда учащийся сидит перед экраном монитора. Разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят к функциональным нарушениям органа зрения.

Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии. Информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы дают учащимся прекрасную возможность самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать полученные данные, планировать свою деятельность и представлять свои собственные проекты.

Здоровье сберегающие технологии, необходимы в современном образовании т.к нашей главной целью является сохранение физического и психического здоровья ребенка. На своих уроках для снятия напряженности, усталости, а также для создания оптимальных условий комфорта, раскрепощения детей, я использую паузы релаксации, на которых практикую динамические игры с мячом. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3–5 минут. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции детей.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Необходимо сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок болеенасыщенным и интересным. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является важной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным.

Библиографический список

  1. Андюхов, Б. Кейс — технология — инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. — 2010. — № 4. — С.61–65
  2. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010. — № 4. — С.8
  3. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». — 2010. -№ 4. — С.3–5
  4. Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н. В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010. — № 19. — С.11–13
  5. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. — 2010. — № 2. — С.107–114
  6. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В. И. Белый // Школьные технологии. — 2010. — № 2. — С.105–153
  7. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е. Л. Рачевский // Директор школы.- 2010. — № 1. — С.55–58
  8. Web сайт https://www.tilzit-kollege.ru/
Категория: