Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Современные педагогические технологии на моих уроках

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Бачурина Наталия Викторовна, учитель биологии 1 квалификационной категории, МБОУСОШ № 24 г. Тула, Россия

Современные педагогические технологии на моих уроках | 900igr.net

В последние годы особое внимание уделяется вопросам здоровьесбережения школьников. И это вполне оправдано.

Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников. Многие исследователи считают, что большинство факторов риска, особенно те из них, которые способствуют возникновению хронических неинфекционных заболеваний, относятся к средовым.

Основные факторы, ухудшающие здоровье ребенка

1. Педагогические факторы

Интенсификация образовательного процесса: увеличение объемов подлежащего усвоению материала. Увеличение учебной нагрузки на ученика, по данным Минобразования РФ с 1946 по 1998 годы учебная нагрузка возросла с 96 часов до 171. Увеличение объемов домашних заданий; рабочий день школьника составляет 10–12 часов (сравните: стандартная рабочая неделя — 40 часов).

Отсутствие разумного чередования занятий, связанных с эмоционально-волевой и двигательной активностью детей.

2. Психологические факторы

Недостаточно адекватный уровень общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик». Отсутствие общения «на равных».

Долговременно воздействующий на здоровье школьников неблагоприятный нравственно-психологический климат. Отсутствие достаточного многообразия видов деятельности, что тормозит реализацию потребности в развитии мышления.

3. Медицинские факторы

Общее ухудшение здоровья школьников. Увеличение доли детей с дефицитом массы тела. Понижение показателей физического развития и здоровья учащихся. Общее ухудшение экологической ситуации в России.

4. Социальные аспекты

Неблагоприятная статусная позиция ребенка в группе. Для внутреннего психически благополучного самочувствия, человеку необходима успешность в определенных видах деятельности. Неадекватная самооценка, отсутствие позитивного самовосприятия. Неблагоприятное окружение (неработающие или пьющие родители).

Для детей школьного возраста с 6,5–7 до 17 лет 1/3 суток основным видом деятельности является учебная, иными словами, среда, в которой дети проводят большее количество времени. Современная общеобразовательная школа является одной из сред, способных наиболее активно влиять на сознание развивающейся личности ребенка. Организация воспитания и обучения отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей педагогического процесса, стало актуальным сохранение, укрепление и развитие здоровья в процессе образовательной деятельности учащихся и учителей [2, с. 62].

По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей значительно снижается. К 15–17 годам до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями. Свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. За последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция [3].

Сравнительный анализ роли школ в формировании здорового образа жизни, содействии укреплению здоровья, проведенный НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, показал эффективность работы школы, содействующей укреплению здоровья [4, с. 17].

И это неслучайно. Ведь именно в работе школ на современном этапе занимают особое место здоровьесберегающие технологии. Этим обусловлено создание и введение специальных уроков здоровья в учебный план, формирование саногенного мышления детей и педагогов как основы здорового образа жизни современного человека. Здоровые школьники учатся лучше. Поэтому в школах, содействующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные и социальные навыки, нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости. И помогают решить эту задачу здоровьесберегающие технологии.

Неслучайно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования (Закон РФ «Об образовании» ст.51: «Образовательное учреждение должно создать условия для сохранения здоровья учащихся»).

Применительно к Тульскому региону задача укрепления здоровья школьников представляется особо актуальной, так как Тульская область — регион с неблагоприятной экологической обстановкой. Часть детей рождается с врожденной патологией. Кроме того, на протяжении ряда лет выявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья школьников; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс, снижается индекс здоровья. Поэтому «В Тульской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка» [1, с. 3].

Одна из целей нашей школы — создание такой образовательно-обучающей среды, в которой закладываются основы здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные направления моей деятельности как педагога:

1. Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

2. Рациональная организация двигательной активности учащихся.

3. Система работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья (курение, пивной алкоголизм).
  • Положительная динамика при переходе из одной группы здоровья в другую.
  • Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
  • Сокращение пропусков уроков учащимися по болезни.
  • Повышение качества образования.

Здоровьесберегающий компонент в содержании биологии

Я работаю по УМК Н. И Сонина более 15 лет. Программа 8 класса полностью ориентирована на изучение организма человека, причем вопросам здоровьесбережения уделяется большое внимание. Эти уроки несут особую нагрузку в формировании у учащихся жизненных установок и приоритетов на здоровье и здоровый образ жизни.

Лабораторные работы 

Уроки

7 класс

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Экологическая роль и медицинское значение бактерий

 Строение плесневых грибов.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание 1 помощи при отравлении грибами.

 

Вирусы-возбудители опасных заболеваний человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Применение биологических знаний при охране здоровья человека.

Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Циклы развития паразитических червей.

8 класс

Измерение массы и роста своего организма.

Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Определение пульса,  кровяного давления и подсчет числа сердечных сокращений.

Работа мышц. Утомление.

Определение частоты дыхания.

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Воздействие желудочного сока на белки. 

 Состав и функции крови.

Воздействие слюны на крахмал.

Иммунитет.

Определение норм рационального питания

Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Измерение температуры тела.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Факторы  риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.

Газообмен в легких и тканях. Влияние курения на организм.

Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.

 Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы.

Гигиена питания и предупреждение гепатита, кишечных инфекций, желудочно-кишечных заболеваний.

Витамины.

Болезни органов выделения, мочеполовые инфекции, их предупреждение.

Строение и функции кожи.

Закаливание организма. Уход за кожей, ногтями, волосами. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке, ожоге, их профилактика.

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

Строение и функции уха.

 Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

 Биологические ритмы. Сон и сновидения.

Правила здорового образа жизни.

 

Укрепление здоровья. Вредные и полезные привычки.

 

Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Культура отношения к собственному здоровью.

 

Глобальные проблемы здоровья человечества.

9-11 класс

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Физиологические адаптации.

 

Анализ и оценка последствий собственной деятельности человека в окружающей среде.

Генотип как целостная система

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Наследственные заболевания человека.

 

Организм и среда. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

При планировании урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, обращаю внимание на следующие аспекты урока:

  • гигиенические показатели, характеризующие урок (Приложения 1, 2)
  • гигиенические условия в кабинете (Приложение 3);

Все здоровьесберегающие уроки я условно делю на следующие типы:

I тип:

Стандартный, но при этом хорошо продуманный урок, на котором хотя и ничего не говорится о здоровье, но это — здоровьесберегающий урок, т. к. учитель:

  • продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта учащихся;
  • помогает каждому ученику понять значимость данного урока для будущего и творчески работать на нем, используя свои способности;
  • максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;
  • полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету.

К такому уроку и разработаны требования, направленные на здоровье сбережение (Приложение 1).

II тип:

Уроки, в которые включены элементы здоровьесбережения:

  • это минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя за вредными привычками учащихся (например: «Почему нельзя грызть ногти?», «Почему нельзя сидеть сложа ногу за ногу?»);
  • по обучению учащихся новым упражнениям на снятие напряжения, стресса, утомления, упражнениям на развитие памяти, внимания, мышления, логики и т. д.;
  • это проблемные и эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

III тип:

Плановый урок здоровья. Например, «меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами», «меры профилактики заболеваний, вызываемых червями», «Гигиена органов чувств», «Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания» и другие.[5]

Пример: в 8 классе при изучения морфологии, анатомии и физиологии систем органов в каждой теме идут уроки здоровья (или фрагменты уроков), на таких уроках, даю знания основ здорового образа жизни; знакомлю с опасностями, подстерегающими в повседневной жизни; ввожу в мир основ медицинских знаний и правил оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях; пропагандирую ЗОЖ и занятия физкультурой и спортом; обращаю внимание на климатические и природные особенности нашей области и как они влияют на здоровье.

Важно учитывать динамику работоспособности в течение урока: 10 минут — врабатываются, 20 — продуктивное время, 10 — не продуктивное. Поэтому, лучший отдых смена видов деятельности.

Обязательный момент урока физкультминутка.

Комплекс упражнений должен быть рассчитан на те органы и группы мышц, которые быстро утомляются. Гимнастику для глаз, ученики могут сделать сами, по мере их утомления. В кабинете над доской целесообразно повесить тренажер Базарного В. Ф. (или ему подобные) — нарисованные горизонтальная и вертикальная восьмерки. (Приложение 4)

Проводя такой урок, я могу использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

  • формулирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
  • создание необходимых санитарно-гигиенических условий;
  • разминки в начале урока (10 — 15 секунд, Приложение 5);
  • во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной активности (физкультминутки на 15 — 25 -ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук, зрительного утомления; минуты релаксации; массаж активных точек; чередование поз; дыхательная гимнастика).
  • профилактика разнообразных нарушений:

— для слуха — различение слов, акцентов, тихой речи;
— для речевого аппарата — произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;
— для кистей пальцев рук — сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах;
— для зрения — поисковые движения для глаз, различение цвета, размера; использование тренажера;

  • разнообразие видов и форм уроков (удивление нестандартностью);
  • гибкость структуры урока, в соответствии с особенностями класса;
  • использование безоценочной мотивации, способствующей активной самореализации учеников;
  • разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;
  • предупреждение появления признаков утомления у учащихся (изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников);
  • использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 — 4 ученика);
  • подведение итогов урока на последних 4 — 5 минутах, и лучше всего вместе с учениками;
  • рефлексия;[6]

На уроках можно проводить «оживлялки» (Приложение 6), которые помогают снять усталость. Например: эмоциональная разрядка снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления. Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать «сы-ы-ы-р.», а потом надавить на «хохотальную» точку — она на кончике носа и произнести «хохотальные» звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее…

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать «минутки покоя». «Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.»

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: освещение достаточное, вентиляция активная (очень долго приучала учеников к факту проветривания кабинета), озеленение, санитарное состояние кабинета. Классная комната должна быть проветрена, температура в ней должна быть комфортной 18–21 градус.

Обратите внимание на: состояние мебели, озеленение кабинета, качество и эстетика наглядных пособий, дидактического материала, цветовая гамма (мебели, отделки стен, штор).

Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе — оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения и развитию УУД.

Воспитывается чувство ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих детей.

Приложение 1-6

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Источники информации:

1. Распоряжение Правительства Тульской области от 8 октября 2012 г. № 621-р «О стратегии действии в интересах ребенка в интересах детей Тульской области на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс] // Не опубликован // СПС «Консультант Плюс»
2. Силантьева Т. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе // Педагогика. — 2010. — № 1. — С. 61–64.
3. Российская школа отбирает здоровье у детей [Электронный ресурс] // Новости медицины: [сайт]. — М., 2012. — URL: httpss://doctor-litvinov.ru/lor/rossijskaya-shkola-otbiraet-zdorove-u-detej.html
4. Школы здоровья в Европе и России. — М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. — 83 с.
5. httpss://referat.znate.ru/text/index-33802.html
6. httpss://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm
7. СанПин 2.4.21178–02 httpss://www.docload.ru/Basesdoc/10/10946/index.htm

Категория: