Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Современный урок: требования и приоритеты

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Пшенова Т.Н. тренер Центра уровневых программ Филиал АО «НЦПК „Өрлеу“ ИПК ПР по СКО»

Пшенова Т.Н. тренер Центра уровневых программ Филиал АО «НЦПК „Өрлеу“ ИПК ПР по СКО»

Период реализации в Казахстане Государственной программы развития образования на 2011—2020 гг. ставит перед педагогической общественностью ряд существенных вопросов, один из которых, на мой взгляд, очень важный. А именно, что такое современный образовательный процесс, современный урок, каковы должны быть к нему основные требования и на что должны быть направлены приоритеты.

Образовательный процесс является основным в системе образования и основополагающим его результатом выступает образованность ученика. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. С течением времени меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Ему отводится не менее 98% всего учебного времени. Что же должно вмещать в себя временное пространство урока, какие цели должен перед собой ставить учитель и какие задачи решать?

Педагоги понимают, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
2. Переход на предпрофильное и профильное обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.
3. Внедрение информационных технологий. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
4. Организация Единого национального тестирования предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Поэтому урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова. И рассуждая о современном уроке необходимо отметить главное — его современность связана в первую очередь с состоянием общества, государства, мира, науки и всех сфер бытия человека. Современный урок, это урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.

В самом начале обучения на уровневых курсах повышения квалификации учителя рассуждают о том, каким должен быть современный урок:

«Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей». (Олег К.)

«Современный урок, какой он? Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно». (Ольга Г.)

«На мой взгляд, современный урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик — это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя — направлять, контролировать». (Жанайдар У.)

«Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!» (Сергей Ш.)

Несомненно, урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком совместной жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока у школьника формируется способность осознавать свою значимость и определять жизненные ценности и приоритеты. Современный урок — это тот период, во время которого учитель умело должен использовать все возможности для развития личности ребенка, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Современный урок — это период истинного творчества учителя. Конечно, он должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, но в то же время соответствовать уровню восприятия каждого ученика и главная его особенность это то, что каждый ученик должен быть действительно активным участником процесса обучения.

Опираясь на мнение современных ученых-педагогов можно определить некоторые критерии, которые отличают современный урок от стандартного. Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь. В первую очередь — это урок самореализации ученика. Ученику необходимо не просто изучить учебный материал. Он в первую очередь должен задействовать весь свой потенциал, выявить и развить свои способности.

Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.

Для того, чтобы процесс самореализации состоялся, необходимо создать условия саморегулируемого, осмысливаемого обучения. Ученик должен знать и понимать цель обучения, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан и что важно, как и где можно использовать полученные знания. И если на стандартном уроке цели ученику просто передавались, доносились учителем, то сейчас учителю необходимо осознавать, что ученическое целеполагание — одно из условий обучения жизни в современном мире. Без навыков собственного самоопределения и целеполагания человеку невозможно будет ориентироваться в стремительно меняющемся мире. Поэтому современный образовательный процесс, это процесс, в первую очередь, саморегулируемый, осознанный.

Следующим важным аспектом современного урока является его новизна и эвристичность. На уроке должно быть интересно, причем как ученику, так и учителю. Урок — это всегда открытие нового, тайного, неизведанного. На современном уроке должно происходить приращение ученика — как внешнее, так и внутреннее. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне — освоенные способы стихосложения или решения задач.

Раскрывая мысль о новизне урока, необходимо отметить, что оно важно и для учителя. Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. И даже если предварительный план урока одинаков для всех классов, тем не менее, он будет кардинально отличатся в каждом классе и в первую очередь будут различны результаты обучения учащихся.

Раскрывая тему современного урока необходимо обозначить его продуктивность. Продуктивность в образовании является основой успешной деятельности ученика в будущем. Для того чтобы чувствовать свою значимость и осознавать личные компетенции ученик должен научиться создавать образовательную продукцию: модели, планы, стихи, таблицу сложения чисел, концепцию, теорию, презентацию, фильм и т. д. В жизни требуются творцы и деятели, т. е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке, поэтому учёба должна стать средством, а не целью. Если этому следовать, то современный урок — это урок развития компетенций ученика в изучаемых областях, получение опыта достижения реального и актуального результата.
Компетентность — это внутреннее качество ученика, тогда как компетенция — внешне заданная норма. В каждом учебном предмете реально или потенциально содержатся ключевые и предметные компетенции — то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в заданных областях. Например, компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая историю, понимает, зачем, где и для чего ему нужно побывать, знает, что включает в себя план путешествия, умеет ориентироваться в пространстве времени, владеет способами применения различных типов карт, таблиц, схем, имеет опыт рассуждений, аргументирования, способен дать оценку историческим событиям как древности, так и современности.

Следующим аспектом современного урока, на наш взгляд, является его коммуникативность. Современный урок должен быть построен на диалоге как между учеником и учителем, так и между учениками. Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, — взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучения ученика вперед. [1] Обмен мыслями, идеями может быть достигнут только через диалог, взаимодействия, а значит коммуникацию. Совместная деятельность учеников, обсуждения, создание совместных проектов — все это является неоценимым вкладом в будущую успешность нынешнего ученика в современном мире.

Необходимо отметить, что современный мир — это мир информации. Поэтому и современный урок должен предоставлять возможность ученику находиться над предметом, быть метапредметным. За каждым учебным предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом — находятся его первоосновы. Это могут быть понятия числа или знака, проблемы происхождения мира или человека, пропорции или закономерности типа «золотого сечения», принципы, например, тождественности микро и макрокосма. Изучая предметное, всегда нужно дать ученикам заглянуть дальше, направить их познание к первосмыслам. Через вхождения в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов, определить своё личное отношение к фундаментальным вопросам своего бытия [2]

И последнее, на что необходимо поставить акцент — это рефлективность урока. Рефлексия — это размышление ученика и учителя об уроке, пересмотр проведенного урока с другой точки зрения. Необходим взгляд с разных сторон на существующие успехи, проблемы в деятельности ученика и учителя. Это, прежде всего, глубокий анализ эмоционального состояния, удач и трудностей в выполнении деятельности, средств и инструментов, используемых в определенной деятельности, затруднений и способов решения проблемных ситуаций на уроке. Раскрывая вопрос о рефлексивной позиции учителя необходимо обратить внимание на формирование навыка оценивания соответствия учебного занятия целям, задачам и достигнутым результатам, Грамотная рефлексия дает возможность педагогу выработать новые стратегии процесса обучения на следующий урок.

Говоря о современном уроке необходимо также затронуть вопрос о его культуре, которая включает в себя, в первую очередь, высокий уровень мастерства педагога, умение донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего. Развить в учениках лучшие стороны их личности, дать им уверенность в будущем успехе, научить их ставить цели и всегда стремится к самосовершенствованию — вот главная цель современного урока и истинного образования.

Литература:

  1. Руководство для учителя стр. 145 АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012
  2. Хуторской А. В. Что такое современный урок. https://www.eidos.ru/journal/2012/0529–10.htm

«Dress-Code» — знак принадлежности к профессии