Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Создание слайдов на уроках истории

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Алышева Надежда Ивановна

Круглоозёрновская средняя общеобразовательная школа

г.Уральска Западноказахстанской области

Создание слайдов на уроках истории

Введение:

Сегодня, когда информация и международное разделение труда являются неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Очевидно, что уже сегодня надо готовить и себя и нынешних школьников, к встрече с теми возможностями, которые предоставят информационные технологии в ближайшем будущем.

Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный работник сферы образования должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий (информационная компетентность). Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

Презентация позволяет иллюстрировать рассказ. Например, при изучении тем по всемирной истории использую видеофрагменты, имеющиеся на электронных носителях практически по всем темам курса.

Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

Для подготовки презентации учитель либо ученик должен:

Все позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При создании каждого слайда в презентации превращаешься в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление.

  • Провести огромную научно-исследовательскую работу;
  • Использовать большое количество источников информации;
  • Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  • Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

Работа с компьютером позволяет развивать у детей познавательную активность, улучшить организацию урока: смена видов деятельности, атмосфера в классе, использование межпредметных связей.

Использование компьютерных технологий позволяет профессиональному росту, стимулирует желание совершенствовать работу.

После завершения изучения той или иной темы учащиеся, просматривают соответствующие презентации, делают необходимые записи в тетрадях (дополнительный материал, схемы, выводы), затем приступают к работе (индивидуально).

Так учащиеся 7 класса на обобщающем уроке на тему: «На ярмарку в Шампань!» по культуре средневековья, получили задание написать отзывы о проведенной ярмарке от имени созданных ими образов купцов, под чьим именем они прибыли на ярмарку.
В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Но электронные учебники по истории чаще всего дублируют учебники. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (рисунки в учебнике, картинки) не должны ограничивать деятельность учителя. Каждый учитель индивидуален в своём подходе к процессу образования, формирования у детей образных представлений, а на их основе — понятий. Поэтому творческий поиск учителя неизбежен.

Овладевая навыками слайдовой презентации, я открыла для себя новую, более современную методику преподавания предмета, которая позволила мне не только заинтересовать учеников, но и найти опору и сподвижников среди учащихся свободно владеющих компьютерными знаниями. Так посещая музеи и выставки, я обучаю учащихся навыкам создания слайдов, их работа в последствии используется как демонстрационный материал к урокам.

К таким презентациям можно отнести: «Достопримечательности города Уральска», «История пугачевского бунта», «Школа и молодёжь». Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю.

Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ Компьютерная лекция, разработанная средствами Pоwer Point — это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Данная система работы позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса, росту внутренней мотивации к учению, качественному выполнению творческих и исследовательских работ.

Открытый урок в 7 классе по Истории средних веков «На ярмарку в Шампань!»

(Из опыта работы учителя истории 1 категории Алышевой Надежды Ивановны)

Создание слайдов на уроках истории

Цель:

  • Создать атмосферу средневекового праздника.
  • Сформировать у школьников яркое образное представление о развитие торговли в Европе XI–XII веках.
  • Способствовать развитию образных, логических и оценочных умений на основе разыгрываемой реальной ситуации.

Форма урока: Игровая викторина в режиме Power Point с элементами театральной педагогики

Опережающее задание:

  • Повторить темы учебника и дополнительную литературу по средневековью.
  • Продумать свой средневековый «имидж».
  • Выбрать город, придумать имя.
  • Придумать правдоподобный герб своего города. Нарисовать и объяснить его символику.
  • Придумать и создать рекламу средневекового товара.

План урока:

  1. Вводная часть. О целях урока.
  2. Представление. Знакомство.
  3. Задание: маршрутная карта.
  4. Презентация герба.
  5. Открыть суть предлагаемой пословицы.
  6. Логическое задание.
  7. Конкурс «торги».
  8. Задания на знание исторических личностей.
  9. Задание на знание стилей средневековой архитектуры.
  10. Заключительное задание.

Ход урока:

1. Учитель создаёт эмоциональный настрой средневековой ярмарки. В слайдах показывает и говорит о целях урока. Об этапах и предварительной подготовке.

2. Учащиеся сидят в средневековых костюмах согласно своему выбранному средневековому имиджу. Каждый в определённой «торговой гильдии». Их всего 3.

3. 1 — «Европа», 2 — «Восток», 3 — «Между Западом и Востоком». Член каждой «гильдии» представляет себя (Своё средневековое имя, город, с какой целью приехали на ярмарку). Задание-2. Каждой гильдии даётся задание на контурной карте отметить путь от его города до Шампани.

4. Участники «гильдии» представляют свой герб, объясняют его значение.

5. Учитель определяет задание: Купец 12 века проводит в странствиях половину своего времени. Он ездит в крупные ремесленные центры. Дома он живёт сравнительно мало. Одетый в прочную дорожную куртку, закутанный в тёплый плащ, едет купец верхом на одной из лошадей везущих в телегах товар. С одной стороны седла лошади весит мешок с кормом для лошади, а с другой? (В качестве подсказки показывается сюжетный слайд, на нём цитата: «Дух наживы сильнее»)

6. На основе показываемого слайда требуется объяснить поговорку: «Что упало, то пропало»

7. Кого и почему называли мешок с перцем?

8. Участникам демонстрируется ежегодный календарь проведения ярмарок в Шампани. Объявляется конкурс «торги». Реклама, афиша своего товара.

9. В следующем туре требуется составить список наименований товаров, которые привезли на ярмарку, и список товаров которые требуется купить.

10. Тур на знание исторических личностей. Показывается портрет, даётся описание Карла Великого, Жанны Д, Арк.

11. Тур на знание культуры: Российский царь Иван IV, любил игру в шахматы, однажды он пригласил Ивана Фёдорова.

Иван IV: — Слыхал я браток, в шахматы ты сильно играешь?

Фёдоров: — Играю батюшка.

Иван IV: — Выиграешь, перстень отдам.

Фёдоров: — А коли нет?

Иван IV: — Нет, так голову с плеч!

Фёдоров: — Ну так я играть отказываюсь.

Иван IV: — Да шучу я. Слыхал, книга у тебя есть, 1-ая, печатная. Вот её мне и отдашь.

Вопрос? О какой книге ведётся речь? (В Москве книгопечатание ведётся с 1553 года, но 10 лет спустя была организована типография, во главе которой стоял Иван Фёдоров. 1 марта 1564 года из московской типографии вышла книга «Апостол», выполненная с большим мастерством.)

12. Показывается учащимся видеосюжет из фильма «Ермак», нужно определить кто он такой.

13. Участники показывают свои знания архитектуры. В предоставленных слайдах они отличают романовский стиль от готического стиля.

14. В итоге занятия участникам предлагается домашнее задание написать мини-эссе, на тему: «Впечатления купца от ярмарки в Шампани».

 Приложение: «Презентация» в слайдах: «На ярмарку в Шампань»

Категория: