Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Слова, которые отвечают на вопросы «Кто?» «Что?» Имя существительное

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Алымова Надежда Федоровна
г. Петропавловск, СШ № 40

Тема: Слова, которые отвечают на вопросы «Кто?» «Что?» Имя существительное

Класс: 1

Цель: Уточнить представление о словах, обозначающих предметы, познакомить с термином «имя существительное»

Задачи: Формировать умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы кто? что?, орфографические умения. Развивать навыки чтения, мышление, речь, внимание, память, каллиграфические навыки письма. Воспитывать любовь к природе, позитивное отношение к урокам русской грамоты через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождения)

Оборудование: интерактивная доска, джостики, презентация по теме, картонные ворота, ватный шарик, слоговые таблицы, карточки с вопросами кто? что?

Ход урока:

1. Организационный момент

Психологический настрой — приветствие:

    Здравствуй, солнце,
    Здравствуй, день.
    Здравствуй, я,
    Здравствуйте, учителя!

Слайд 1. Сообщение цели урока: Сегодня мы продолжим знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто? что? вы узнаете, как называются эти слова.

2. Упражнения на развитие оптимального чтения

А) дыхательная разминка:

    — вдох — выдох ритмично через нос, через рот;
    — вдох — на выдохе: ж-ж-ж (жужжит жук)
    — вдох — на выдохе: ш-ш-ш (шипит змея)
    — вдох — на выдохе: р-р-р (рычит собака)
    — загони ватный шарик в картонные ворота на одном выдохе (2 попытки)

Б) Упражнение для губ: «улыбка — трубочка» (при широкой улыбке зубы обнажены, трубочкой сильно вытягивать губы, 3 раза в чередовании)

В) Упражнение для языка: «моем стены, пол, потолок»

Г) Чтение по слоговым таблицам:

    № 1 — последняя строка; перед согласными при чтении подставить букву и.
    № 2 — первый столбик; после слогов при чтении подставить букву и.
    № 3 — на время, 30 сек, 2 раза.

Д) Слайд 2. Скороговорка: На осинке росинки засверкали утром перламутром»

    — постановка интонационного ударения(выделить голосом 1 раз слово росинки, 1 раз — утром)

Е) Слайд 3. Чтение бегущей вверх строки: Ярко светит весеннее солнышко. Бегут по небу весёлые облака. Поют скворцы у скворечен.

3. Актуализация опорных знаний с сообщением нового материала

— Что такое слово? Как различаются слова? Сколько слов в 1 (2,3) предложении? О ком или о чем говорится в предложении? На какие вопросы отвечают эти слова? Почему? Что обозначают?

— Существуют ли эти предметы на самом деле? У каждого существующего предмета есть название — слово, имя. Слайд 4. Поэтому: слова, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто? слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопрос что? Эти слова называются именами существительными.

Физминутка-разминка для пальцев «Теневой театр»

— Покажите орла, собаку, зайца. На какой вопрос отвечают данные имена существительные? Почему?

5. Работа в тетради

А) Запись числа. Б) минутка чистописания: рог, глаз, зуб, хвост.

— Что общего в этих словах? (обозначают части тела животных, отвечают на вопрос что? имена существительные, 1 слог, парная согласная на конце) Запишите слова. Как проверить парную согласную на конце слова? Подберите проверочные слова.

6. Слайды 5–7

Внимательно рассмотрите и запомните картины природы, послушайте стихотворение Куклина «Природа — наш дом», которое прочтут ребята наизусть.

    Природа — это дом, в котором мы живем,
    И в нем шумят леса,
    Текут и плещут реки.
    Под небом голубым, под солнцем золотым
    Хотим мы в этом доме жить вовеки.
    Природа — это дом,
    Под снегом и дождем,
    В любой мороз и зной
    Устроен он на славу.
    Храните этот дом,
    В котором мы живем.
    На этот мирный дом
    Мы все имеем право!

— Почему природу автор называет нашим домом? Запишите предметы, которые вы увидели, распределяя по вопросам кто? что? в 2 столбика (работа у доски и в тетрадях фронтально с комментированием). Докажите выбор столбика, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Как называются записанные слова?

7. Закрепление

Слайд 8. Прочтите слова. На какие группы по значению можно их разделить? Как называются эти слова? Почему?

Игор., щ.ка, сне., тр.ва, р.бята, уж., р.са, ел., малыш., Барсик, туч., гри.

— Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

— Девочкам выписать имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? Мальчикам — на вопрос что? Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Самопроверка

Слайд 9.

Физминутка «Звериная зарядка»

    Раз — присядка,
    Два — прыжок.
    Это заячья зарядка.
    А лисята, как проснутся,
    Любят долго потянуться,
    Обязательно зевнуть,
    Ну, и хвостиком вильнуть.

8. Проверка усвоения знаний по теме. Тестирование с использованием джостиков.

1. На какой вопрос отвечает на вопрос слово БЕРЁЗА?
А) КТО? В) ЧТО? С) КАКОЙ?
2. К какой группе слов относится слово ПОМИДОР?
А) ОВОЩИ В) ДЕРЕВЬЯ С) ФРУКТЫ
3. Вставь слово в предложение:
Высоко в небе плыли….. .
А) ОБЛАКА В) КОРАБЛИ С) РЫБКИ
4.На какой вопрос отвечает слово УЧЕНИК?
А) КТО? В) ЧТО ДЕЛАЕТ? С) ЧТО?
5. Назови имена существительные.
А) ИДЁТ, ПРЫГАЕТ В) КОШКА, СОБАКА С) СИНИЙ, КРАСНЫЙ
Оценивание по таблице результатов тестирования.

9. Рефлексия:

С каким новым понятием познакомились? Какие слова называются именами существительными? Слайд 4. Как человек должен относиться к природе?

10. Слайд 10. Домашнее задание.

— Послушайте стихотворение известной детской писательницы А. Л. Барто «Апрель». Хрестоматия с.88. Подготовить выразительное чтение стихотворения, ответить на вопросы после текста.

Категория: