Алымова Надежда Федоровна |
Класс: 1
Цель: Уточнить представление о словах, обозначающих предметы, познакомить с термином «имя существительное»
Задачи: Формировать умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы кто? что?, орфографические умения. Развивать навыки чтения, мышление, речь, внимание, память, каллиграфические навыки письма. Воспитывать любовь к природе, позитивное отношение к урокам русской грамоты через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождения)
Оборудование: интерактивная доска, джостики, презентация по теме, картонные ворота, ватный шарик, слоговые таблицы, карточки с вопросами кто? что?
Психологический настрой — приветствие:
Слайд 1. Сообщение цели урока: Сегодня мы продолжим знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто? что? вы узнаете, как называются эти слова.
А) дыхательная разминка:
Б) Упражнение для губ: «улыбка — трубочка» (при широкой улыбке зубы обнажены, трубочкой сильно вытягивать губы, 3 раза в чередовании)
В) Упражнение для языка: «моем стены, пол, потолок»
Г) Чтение по слоговым таблицам:
Д) Слайд 2. Скороговорка: На осинке росинки засверкали утром перламутром»
Е) Слайд 3. Чтение бегущей вверх строки: Ярко светит весеннее солнышко. Бегут по небу весёлые облака. Поют скворцы у скворечен.
— Что такое слово? Как различаются слова? Сколько слов в 1 (2,3) предложении? О ком или о чем говорится в предложении? На какие вопросы отвечают эти слова? Почему? Что обозначают?
— Существуют ли эти предметы на самом деле? У каждого существующего предмета есть название — слово, имя. Слайд 4. Поэтому: слова, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто? слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопрос что? Эти слова называются именами существительными.
— Покажите орла, собаку, зайца. На какой вопрос отвечают данные имена существительные? Почему?
А) Запись числа. Б) минутка чистописания: рог, глаз, зуб, хвост.
— Что общего в этих словах? (обозначают части тела животных, отвечают на вопрос что? имена существительные, 1 слог, парная согласная на конце) Запишите слова. Как проверить парную согласную на конце слова? Подберите проверочные слова.
Внимательно рассмотрите и запомните картины природы, послушайте стихотворение Куклина «Природа — наш дом», которое прочтут ребята наизусть.
— Почему природу автор называет нашим домом? Запишите предметы, которые вы увидели, распределяя по вопросам кто? что? в 2 столбика (работа у доски и в тетрадях фронтально с комментированием). Докажите выбор столбика, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Как называются записанные слова?
Слайд 8. Прочтите слова. На какие группы по значению можно их разделить? Как называются эти слова? Почему?
Игор., щ.ка, сне., тр.ва, р.бята, уж., р.са, ел., малыш., Барсик, туч., гри.
— Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?
— Девочкам выписать имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? Мальчикам — на вопрос что? Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Слайд 9.
Физминутка «Звериная зарядка»
1. На какой вопрос отвечает на вопрос слово БЕРЁЗА?
А) КТО? В) ЧТО? С) КАКОЙ?
2. К какой группе слов относится слово ПОМИДОР?
А) ОВОЩИ В) ДЕРЕВЬЯ С) ФРУКТЫ
3. Вставь слово в предложение:
Высоко в небе плыли….. .
А) ОБЛАКА В) КОРАБЛИ С) РЫБКИ
4.На какой вопрос отвечает слово УЧЕНИК?
А) КТО? В) ЧТО ДЕЛАЕТ? С) ЧТО?
5. Назови имена существительные.
А) ИДЁТ, ПРЫГАЕТ В) КОШКА, СОБАКА С) СИНИЙ, КРАСНЫЙ
Оценивание по таблице результатов тестирования.
С каким новым понятием познакомились? Какие слова называются именами существительными? Слайд 4. Как человек должен относиться к природе?
— Послушайте стихотворение известной детской писательницы