Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Дробные числительные»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Соболева Ирина Евгеньевна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Стаж работы 25 лет. КГУ «Саумалкольская средняя школа № 1» Айыртауский район Северо-Казахстанская область

Тема урока: «Дробные числительные»

Цель: повторить уже изученный материал о числительном; познакомиться с дробными числительными; учиться правильно склонять дробные числительные и правильно использовать их в речи.

Задачи:

1) обучающая: формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;
2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания; развивать умение анализировать предложенный учебный материал;
3) воспитательная: воспитывать умение работать в команде

Тип урока: урок изучения новой темы

Вид урока: комбинированный

Методы и приемы: «Волшебная палочка», диктант «Дружба», «Руки — ноги», «Кластер», групповая работа, проблемно—поисковый.

Технология: социо—игровая по Букатову.

Оборудование: презентация, учебник, карточки индивидуальные.

Ход урока

1.Оргмомент

II. Проверка домашнего задания с использованием социо—игровой педагогики Букатова

Прием «Волшебная палочка». Один ребёнок подходит к своему однокласснику и называет числительное из домашнего задания и падеж, тот, к кому он обращается, должен поставить данное числительное в указанный падеж. Если он правильно называет числительное в заданном падеже, то «держатель волшебной палочки», передаёт её ему и садится на его место. Упр.305

III. Актуализация знаний

1. Диктант «Дружба»

Учитель: Сразу предупреждаю вас, что диктант на дружбу. Объясняю, что это значит, что у всех должно быть всё одинаково.

Каждая группа выбирает по одному посыльному, который подходит к учительскому столу, запоминает свое предложение и возвращается на свое место. Времени 20 секунд на запоминание. Посыльный диктует предложение своей группе. Плюс 40 секунд продиктовать и записать. Заранее на столе приготовленные карточки с отдельными предложениями, числительные написаны цифрами.

Текст диктанта

В Мировом океане обитает 18 000 видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря 459 метров, Азовского — 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала 1637 метров.

После написания текста тетради передаются в следующую группу по часовой стрелке. Объясняю: первую оценку ставим за грамотность, вторую за дружбу, т. е. чтобы было всё одинаково. Проверяем, исправляем ошибки. Критерии оценки записаны на доске. 2 орфографич и 2 пунктуац. ошибки — «4», 4 и 4 — «3», 7 и 7 — уже «2».

После передать в следующую группу, т. е.2- ая группа в 3- ю, раздаю тексты. Проверяем, ставим оценку за судейство.

Вернуть тетради владельцам, посмотреть ошибки.

Далее перепишите чистовой вариант текста. И к диктанту дается задание — 1) подчеркнуть во всех числительных Ь, а количество Ь посыльный должен написать на доске.

2.Индивидуальный опрос: Рассказ по «Кластеру». Один учащийся рассказывает о числительном по кластеру на слайде, все оценивают.

IV. Формирование знаний, умений и навыков

1. Целеполагание. Вопрос учителя: Какой разряд количественного числительного здесь не представлен? (дробные).

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Сформулируем тему.(Тема сегодняшнего урока «Дробные числительные» (тему формулируют дети) запишем в тетрадь.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорные фразы:

1) повторить все, что
2) познакомиться с. . .
3) учиться правильно............. в речи.............

Озвучивается цель урока.

2. Работа с параграфом учебника самостоятельно с применением технологии Букатова.

(нота УД[ивлять]), работа продолжается в этих же группах. Задание группам:1) найти в тексте параграфа сколько раз в тексте параграфа используется слово «дробное». Посыльные записывают количество на доске, сверяют, цифра совпадает, озвучивают цифру. 2) Посчитать, из скольких букв состоят названия имеющихся в тексте разрядов числительных.

Посыльные записывают на доске количество. Сверяют.

Опрос по новому материалу: (нота УЗ[навать]).

Что собой представляют дробные числительные по структуре? Ш (составные)
Какое правило написания составных числительных вы знаете? (пишутся раздельно)
* Из чего состоит дробное числительное?
Каким числительным является числитель? (количественное) А знаменатель? (порядковое)
* Как склоняется дробное числительное?
Вывод. Что мы уже знаем о дробных числительных? (дробные числительные по структуре составные, первое слово(числитель) является количеств., а второе слово-порядковое, ).

Молодцы, вы, не читая полностью параграф, сами ответили на все вопросы.

3. Составление схемы с самопроверкой

V. Стадия осмысления

Словарный диктант (на доске). Работа в группах. Сначала каждый работает самостоятельно.

Г... ктар, т...(р, рр)...тория, центнер, ...пельсин, пр... цент, доля с... кунды, ...г... род.

— Объяснить орфограммы. Записать дроби словами. Подобрать к ним существительные из словарного диктанта. ( на доске): 1). 3/5, 7/8, 12/15, 48/63, 0,5, 2,99

Я даю на работу 5 минут. Я даю ещё 1 минуту сверить работы внутри команды.
Выберите 2 самые лучшие по вашему мнению тетради и передайте в соседнюю группу для проверки. Исправляйте ошибки карандашом, если в какой-то тетради что-то не- дописано, допишите. На работу отводится 2 минуты. Поставьте оценки. Затем тетради передайте дальше по часовой стрелке для ещё одной проверки и поставьте оценки за судейство. Затем тетради верните владельцам, сверьте все тетради и запишите правильный чистовой вариант под поочерёдную диктовку вслух. Это оценка всей команды.

VI. Закрепление. Индивидуальная работа по вариантам

4,5 + 0,2 =
6,1 + 0,7=
5/6 — 3/6 =
3/5 — 2/5 =

Самопроверка (слайд)

К четырём целым пяти десятым прибавить ноль целых две десятых- получится четыре целых семь десятых.

Из пяти шестых вычесть три шестых- получится две шестых.

К шести целым одной десятой прибавить ноль целых семь десятых- получится шесть целых восемь десятых.

Из трёх пятых вычесть две пятых- получится одна пятая.

Вывод? Какие особенности склонения дробных числительных вы заметили? ( склоняются обе части, первая часть как количественное числительное, вторая как прилагательное)

VII. Физминутка

Самый маленький зверек- карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1,8 грамма. Зверек уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса засыпает до 70 раз!

Модификация упражнения «Руки-ноги». Я читаю текст, если встречается числительное, обозначающее целое число, — это команда рукам (поднять или опустить), если встречается дробное числительное, — команда ногам (встать или сесть)

VIII. Итог урока

Рефлексия (светофор).

Домашнее задание: параграф, упр.

Категория: