Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Органы чувств»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Попова Галина Николаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Шортандинская средняя школа № 2, Акмолинская область, Шортандинский район, п. Шортанды

Фото с сайта fs.nashaucheba.ru

 

Цель: сформировать понятия об органах чувств, необходимыми звеньями организма с внешней средой, учить гигиене органов чувств.

Задачи: совершенствовать умения работать с текстом в группе, договариваясь о совместной деятельности, развивать наблюдательность, логичность, самостоятельность мышления, активизировать речь учащихся.

Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельно-познавательные.

Оборудование: учебники, энциклопедии, таблицы, зеркала, фрукты, компьютер.

1. Настрой на работу

— Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.

2. Повторение пройденного

Прием «Кубик». (Приложение 1.)

3. Побуждение

— Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать и любить свое тело. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Работать мы будем под девизом:

(Читают на плакате:)

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

4. Сообщение темы урока

— Мы видим вокруг себя разные предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Что же помогает нам воспринимать окружающий мир?

О ч р у г в, а с н т ы в (Органы чувств)

— Какие ассоциации вызывает это словосочетание?

— К органам чувств относятся: глаза, уши, нос, язык, кожа.

О работе этих органов, гигиене мы и поговорим сегодня.

5. Осмысление. Работа над новым материалом

а) Прием «Ключевые термины».

1. Попробуйте объяснить функцию органа.

2. Чтение статьи в учебнике (с. 25), приложений «Знаете ли вы?», «Образные выражения»

3. Подумайте, как лучше рассказать материал товарищу.

— Задание гостям: составить «синквейн».

б) 1. Отгадав, загадку, вы узнаете, о каком органе пойдет речь.

Брат с братом через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза. Көздер.) Орган зрения.

— Какое значение имеют для человека глаза?

— Посмотрите на меня. Какие красивые у вас глаза! Посмотрите в глаза друг другу. Что увидели?

Цветное колечко — это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет ваших глаз. Ее покрывает тонкая оболочка — роговица. В центре мы видим черную точку — это зрачок. Яркий свет- зрачок сужается, слабый — расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены. Что их защищает?

— Глаза защищены личными «дворниками» — слезами. Моргание длится 0,3–0,4 сек. За день — 30 минут или больше года за жизнь. Каждая ресница живет 3–5 месяцев. Брови защищают глаза от пота. Но и мы должны ухаживать за глазами, беречь зрение.

— Что для глаз полезно? Что вредно?

(Чтение девиза.)

Гимнастика для глаз.

Казахи говорят: Көздер жанның айнасының. Глаза — зеркало души.

Изобразите в глазах ужас, лень, хитрость, интерес.

— О каких интересных фактах узнали?

2. Разгадайте ребус.(Кожа. Тері. Орган осязания.)

— Какие функции выполняет кожа? Слышали ли вы о рецепторах, которые находятся под кожей? Их не менее 5.

а) тепловые
б) холодовые
в) болевые
г) рецепторы Мейсснера — прикосновения
д) рецепторы Поччинни — нажатия.

— Знаете ли вы как орган осязания помогает слепым? (Приложение 2.)

— Как и от чего надо беречь кожу?

Чтение девиза.

Массаж кончиков пальцев с помощью карандаша.

Игра. Угадай наощупь фрукты и овощи.

3. Послушайте диалог. (Инсценирование)

— Здравствуй, тетя Катерина!

— У меня яиц корзина.

— Как поживают домашние?

— Яйца свежие, вчерашние!

— Ничего себе вышла беседа!

— Авось распродам до обеда.

— Почему герои не поняли друг друга?

(Уши. Кұлақтар. Орган слуха.)

— Что об окружающем мире узнаем с помощью ушей?

Уши не только орган слуха, но и орган равновесия. Ухо состоит из 3 частей. Ушная раковина улавливает, с какой стороны долетел звук. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо Барабанная перепонка, когда на нее попадает звук, дрожит, заставляет крошечные ушные косточки издавать звон. Ушная улитка собирает звуки, преобразует их в нервные сигналы, которые идут в мозг.

— Как надо беречь орган слуха?

— У кого самые чувствительные уши? (Приложение.)

Чтение девиза. Самомассаж ушных раковин.

4. Закройте глаза и послушайте музыку. Проношу лимон

— Что почувствовали?

— Какой орган нам помог? (Орган обоняния. Мұрын. Нос.)

— Где нам может помочь нос?

— Что вредно для обоняния?

— Какие интересные факты об обонянии узнали? (Приложение.)

Чтение девиза. Дыхательная гимнастика.

— Какие упражнения выполняете на уроках музыки?

Каша кипит. Одну руку положить на живот, другую на грудь — вдох, опустить грудь и выпятить живот — выдох. При выдохе — громкое произношение звуков «ф-ф-ф».
Семафор. Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с».

5. — Отгадайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь? (Орган вкуса. Тiл. Язык.)

Игра. «Угадайте, что съели»

Рассмотрите язык в зеркало. Вы видите маленькие пупырышки и полосы. На них расположено около 9000 рецепторов, соединенных с нервами. Кончик языка чувствует сладкое, корень чувствителен к горькому, края к кислому.

— Что вас удивило при подготовке?

— Почему язык называют «сторожем»?

— Что может снизить восприятие вкуса?

Чтение девиза. Рекомендуют чистить язык специальной щеткой.

6. Рефлексия. Объединиться в новые группы.

1. «Веришь — не веришь?». Сигналят. (Приложение 2.)

2. «Полезно — вредно». (Рассмотрите рисунки. Лежа читает книгу. Сидит близко к телевизору. Пишет, лампа слева. Уборка в доме. Слушает музыку в наушниках.)

3. На уроках русского языка мы используем образные выражения со словами «язык», «глаз», «ухо», «нос». О каком органе чувств идет речь? (Приложение.)

Его вешают, приходя в унынье: его задирают зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)

Не цветы, а вянут, не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают: не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши)

Иногда в них рябит, а иногда ими хлопают, сюда могут пустить пыль или открыть их. (Глаза)

Иногда он становится длинным, тогда его надо прикусить?
Его иногда можно и проглотить. Может он стать и общим. (Язык)

Здесь любят бегать «мурашки». Иногда превращается в «гусиную». (Кожа)

4. Выбрать понятия, относящиеся к теме, объяснить. (Улитка, рецепторы, близорукость, насморк, дерматолог, эпидемия, роговица.)

7. Подведение итогов. «Синквейн» от гостей

8. Домашнее задание: с. 25–28. Найти дополнительный материал. (презентацию)

Приложение 1. Вопросы для повторения.

1.Из каких частей состоит тело человека? (Голова, шея, туловище, руки и ноги)
2. Какую функцию выполняет скелет? (Придает форму и устойчивость телу)
3. Какую функцию выполняет грудная клетка? (Защищает легкие и сердце)
4. Какую функцию выполняют мышцы? (Помогают совершать движения)
5. Как мышцы крепятся к костям? (Сухожилиями)
6. Сколько мышц у человека? (600)
7. Сколько костей в скелете человека? (206)
8. Назовите органы кровообращения. (Сердце, кровеносные сосуды)
9. Какое значение имеет кровь? (Снабжает кислородом, водой, питательными веществами и уносит из организма углекислый газ, вредные вещества)
10. Какие виды кровеносных сосудов знаете? (Аорта, артерия, вена, капилляр)
11. Назовите органы дыхания. (Трахея, бронхи, легкие)
12. Как сберечь органы дыхания от простудных заболеваний?
13. Назовите органы пищеварения. (Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)
14. Как правильно питаться?
15. Что такое здоровье? (Правильная работа всего организма, хорошее самочувствие)
16. Как удаляются из организма вредные вещества? (Через кожу, почки)
17. Какой газ необходим нашим органам для работы? (Кислород)
18. Что такое «кариес»? (Заболевание зубов)
19. Из каких органов состоит нервная система? (Головной и спинной мозг)
20. Как сохранить нервную систему? (Правильно организовать пруд и отдых)
21. Какие функции выполняет нервная система? (Управляет работой всех органов)
22. Каким изменениям подвергается пища в ротовой полости? (Измельчается, смачивается слюной)
23. Сколько крови в организме человека? (3 — 5 литров)
24. Что такое пульс? (Толчки крови в кровеносных сосудах)
25.Доноры. Кто это? (Тот, кто сдает кровь)
26.Что такое кровообращение? (Движение крови в организме)
27. Какую функцию выполняет череп? (Защищает мозг)
28. Сколько ребер у человека? (12 пар)
29. Какие пословицы о здоровье знаете?
30. Что наносит вред органам дыхания? (Курение, холод, нехватка кислорода)

Приложение. 2. «Веришь — не веришь?»

1. Способность человека чувствовать боль, холод, тепло называют обонянием. —
2. У человека 5 органов чувств. +
3. Органами чувств управляет мозг. +
4. Ушные раковины помогают нам понять, с какой стороны долетел звук. +
5. При простуде и насморке человек острее ощущает запахи. —
6. Овладеть языком и способностью разговаривать помогают уши. +
7. 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. +
8. Орган осязания помогает нам определить, из какого материала изготовлен предмет. +
9. Некоторые люди объясняются знаками, потому что родились глухими. —
10. От телевизора нужно сидеть не дальше 3 метров. —
11. Укреплять глаза, можно глядя на восходящее солнце. +
12. Вкус пищи мы определяем на ощупь. —
13. Чем больше нос, тем лучше человек чувствует запах. —

Приложение 3.«Образные выражения».

Мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, открыть глаза. Задирать нос, вешать нос, водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа. Язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, злые языки, язык проглотил, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, не сходит с языка, язык до Киева доведет. Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, уши вянут, прожужжать все уши, ушки на макушке.)

Приложение 4. «Знаете ли вы?»

  • Новорожденные младенцы вообще не моргают и начинают это делать примерно с 6 месяцев.
  • Морковь действительно помогает видеть в темноте. Дело в том, что витамин, А, которым богата морковь, помогает работать палочкам сетчатки.
  • При глазных болезнях полезно есть капусту и другие зеленые листовые овощи.
  • Соленый и сладкий вкус имеют больше общего, чем, кажется на первый взгляд.
  • При очень высокой концентрации соль кажется сладкой.
  • У взрослого человека около 9000 вкусовых сосочков. У детей их больше.
  • Самые чувствительные уши у летучей мыши.
  • На ушной раковине находится много точек, которые связаны со всеми нашими органами
  • (сердцем, печенью, желудком и т. д.)
  • На свету обоняние острее, чем в темноте.
  • Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно во влажную погоду.
  • Слепые могут читать при помощи пальцев по рельефному шрифту Брайля. На кончиках пальцев расположено множество рецепторов давления, которые распознают поступающие на них сигналы.

Литература

  1. «Древо познания» Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. 2002
  2. «Начальная школа Казахстана» Казахская народная мудрость. Елубаев С. 2003
  3. «Я иду на урок в начальную школу» Природоведение. Москва. 1 сентября. 2001 С. 266
  4. «Педагогический сундучок» Нусупбекова М. И., Аргынбаева А. Б. Алматыкiтап 2005 С. 29
  5. «Фразеологический словарь» Волина В. В. Москва «АСТ-ПРЕСС» 1997 С. 65
Категория: